Злотникова Любовь Геннадьевна
Злотникова Л. Г.Подписчиков: 40669
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.8М

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

831 просмотр
442 дочитывания
38 комментариев
Эта публикация уже заработала 22,60 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 03.10.2023 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

Источник фото: https://2-kartinki.ru/kartinki/рисунок-на-тему-права-потребителя

Странное, на мой взгляд, Определение ВС РФ попалось мне на днях. Совершенно не в пользу потребителя в части взыскания с ответчика штрафа и неустойки. Хоть и было удовлетворено основное требование и часть дополнительных.

Ответчик — "Связной"

Салон, который закрыл все свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку решил банкротиться…

В этот раз Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции.

Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне. Была экспертиза, все недостатки подтвердились, суд признал требования о возврате денег законными.

Странность заключается не в этом. А в том, что суд апелляционной инстанции посчитал, что потребитель злоупотребил правом. В чем это выразилось? Да, в том, что претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.

А суд кассационной инстанции указал следующее:

Отменяя решение суда в части взыскания неустоек и штрафа, суд апелляционной инстанции указал, что 14.01.2020 г. Х. в адрес ответчика было направлено претензионное письмо о возврате уплаченных за товар денежных средств и возмещении убытков, причиненных истцу вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которое было направлено по адресу нахождения магазина.
Однако данный адрес не является юридическим адресом ответчика и направление на указанный адрес корреспонденции не обеспечивает ее получение. При этом по адресу регистрации юридического лица претензия истца от 13.01.2021 г. не направлялась.
Таким образом, ответчик был лишен возможности в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, что исключает возможность применения штрафных санкций в отношении продавца.

То есть, как не обеспечивает?

Там же магазин находится, в котором потребитель приобрел товар. Именно там он может попросить о замене товара или сдать его продавцу для обеспечения ремонта или проверки качества. Претензию можно принести лично, например, вместе с товаром. А как предоставить товар по юридическому адресу? Да, и откуда потребителю знать, что магазин закрылся (если это так).

Относительно недавно было введено требование о том, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес организации в пределах места ее нахождения. А до этого момента, точнее, до 2015 года организация могла и не находиться по юридическому адресу.

Но в данном-то случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке. Почему туда претензию не направить?

Откуда дует ветер, понятно

Видимо, суд применил аналогию с налоговой инспекцией, которая должна всю корреспонденцию направлять на юридический адрес компаний.

Но откуда злоупотребление правом? До сих пор большая часть претензий направлялась именно на адрес магазина. Да и законодательство о защите прав потребителей не содержит конкретных требований о направлении претензий. По этому поводу нет даже никаких разъяснений Пленумов – вообще ничего.

Однако в данном деле представлено все так, как будто потребитель сознательно направил претензию не по тому адресу, чтобы в дальнейшем взыскать в судебном порядке неустойку и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований. Суд ссылался на положения гражданского законодательства о добросовестности сторон и на положения о юридически значимых сообщениях и сделал такой вывод:

Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив факт злоупотребления правом истцом, обоснованно отказал во взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, поскольку применение данных мер ответственности возможно лишь в случае виновного поведения импортера и уклонения от добровольного исполнения требований потребителя.

Здесь надо отметить, что «история умалчивает» некоторые обстоятельства, о которых невозможно узнать из апелляционного определения и последующих судебных актов, поскольку существо дело подробно в них не изложено.

Поэтому есть маленькая надежда, что суд вынес такое решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, а потребитель, действительно, уклонился от предоставления товара заинтересованным лицам. В деле указано, что покупатель самостоятельно обращался для проведения экспертизы. То есть, видимо, лишил продавца возможности сделать это самому, а, значит, и удовлетворить требования в добровольном порядке.

Бизнес, конечно, в восторге от такого решения, поскольку это поможет в борьбе с потребительским экстремизмом.

Но с другой стороны обычный потребитель, права которого, действительно, нарушены, остается незащищенным в такой ситуации, поскольку чаще всего не разбирается в тонкостях и не может знать, что, оказывается, при обнаружении в товаре недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.

Мой канал в Дзен: Подробнее ➤

Интересная статья?

Проголосовали:68

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

38 комментариев
Понравилась публикация?
60 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Злотникова Любовь Геннадьевна
Комментарии: 38
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32607
08.05.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.3М
Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели и подписчики!Хочу с вами поделиться ...
Подробнее
Неинтересно
-1
68
Николаева Инна Игоревна
Подписчиков 53
06.05.2024, 07:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг65.2к
Моя история о том как я пережила очень много боли в жизни ,
Подробнее
Неинтересно
00:15
Поделитесь этим видео
-1
17
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1728
22.04.2024, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
ВведениеВ начале настоящей статьи я бы хотела указать предпосылки возникшего спора и те услуги,...
Подробнее
Неинтересно
0
21
Слипченко Антон Владимирович
Подписчиков 1077
01.03.2024, 08:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг671.5к
Вот тут товарищи некоторые, за коммунальщиков заступаются. С крыши льдина упала ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Курбаченков Алексей Владимирович
Подписчиков 91
10.05.2024, 13:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг140.8к
Кредиторы, в том числе аффилированные с должником или его бывшим руководством, имеют ...
Подробнее
Неинтересно
0
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32607
08.05.2024, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.3М
Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели и подписчики!Хочу с вами поделиться ...
Подробнее
Неинтересно
-1
68
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1728
02.05.2024, 14:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
Введение и поступивший вопросВопросы по защите прав потребителей поступают довольно часто ,...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Возный Евгений Викторович
Подписчиков 5343
01.05.2024, 22:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг247.5к
Свидетельские показания являются доказательством заключения договора купли ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
АбдульБари
Подписчиков 86
24.04.2024, 21:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.8к
Мною было подано заявление в СК СУ по городу Салават РБ о совершенном преступление по ст.ст.
Подробнее
Неинтересно
0
1