К вопросу полномочий по обращению с иском о сносе самовольной постройки
Верховный суд РФ неоднократно указывал, что с иском о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться:
- собственник земельного участка,
- обладатель иного вещного права на земельный участок,
- его законный владелец,
- иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.
Кроме того, с иском о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться:
- прокурор;
- уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Относительно уполномоченных органов возникают сложности при определении компетенции того или иного органа власти.
Например, ключевую роль в выявлении и сносе объектов капитального строительства играют в первую очередь – органы местного самоуправления (глава 6.4 Градостроительного кодекса РФ), именно им законодатель предоставил право на защиту публичных и частных интересов при возведении самовольных построек на земельных участках в границах их территории, в т.ч. на землях государственная собственность на которые не разграничена.
Органы государственной власти РФ в ряде случаев также наделены процессуальным правом на обращение с данными исками в суды.
При этом процессуальное право может быть прямо закреплено в положении о том или ином государственном органе (на федеральном уровне положения утверждаются Постановлениями Правительства РФ), либо вытекать из его полномочий, связанных с наличием того или иного вещного права на земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, либо защитой публичных прав и законных интересов, возложенных на данный государственный орган.
Не стоит забывать о том, что при рассмотрении спора о сносе объекта требуется установить наличие у истца не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права (обзор судебной практики Верховного суда РФ за ноябрь 2022 года).
Данную ситуацию можно проиллюстрировать на примере двух государственных органов – Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства водных ресурсов.
Так, согласно положению Росрыболовство РФ осуществляет управление государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства) и т.д.
Росводресурсы РФ осуществляют управление федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Представляется, что с учетом указанных полномочий и позиции Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 № 44 исковые заявления о сносе самовольных построек вправе предъявить каждый из указанных государственных органов, при этом обоснование материально-правового интереса у каждого органа по одному и тому же объекту будет разное.
Для Росводресурсов РФ это может быть защита прав РФ на земли водного фонда (к коим относится, например, участки суши, занятые гидротехническими сооружениями).
Для Росрыболовства РФ требование о сносе самовольной постройки может быть обусловлено необходимостью охраны, рационального использования и сохранения водных биологических ресурсов, если допущенное нарушение объективно оказывает негативное воздействие или создает угрозу его нарушения.
Вместе с тем исковые заявления о сносе самовольной постройки со стороны Росрыболовства РФ в практике отсутствуют, т.к. в основном иски мотивируются нарушениями земельных прав и градостроительных положений.
Иски Росводресурсов РФ встречаются в единичных случаях.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: