Психопрофилактика риска распространения наркомании в образовательных учреждениях

Хасанова Светлана Альбертовна.
Старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса,
Акмалов Айрат Габбасович,
Закиева Динара Айдаровна
Несмотря на различные меры профилактики, ситуация продолжает оставаться угрожающей по показателям распространения наркомании в молодежной среде. В 2014 году в России произошли случаи массовых отравлений с летальными исходами веществами, так называемыми «спайсами».
По мнению В.А. Юренковой [1], результаты диагностики, полученные с использованием различных психодиагностических методов могут способствовать раннему выявлению предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Также полученные результаты способствуют ориентированной организации первичной профилактики в образовательном учреждении. Методы, применяемые для исследования раннего выявления риска употребления психоактивных веществ: наблюдение, беседа, тестирование (методика Спилберга, САН, MMPI, ПДО Личко и другие), а также специализированные методики – методика «Кассандра» и др.
В исследовании приняли участие 210 респондентов от 18 до 22 лет. Все они являются студентами высшего учебного заведения уровня подготовки высшего образования «бакалавриат». Для решения поставленной задачи испытуемые были поделены на две группы в зависимости от года обучения: Первая группа – 27 % (студенты 1 курса), вторая группа – 73 % (студенты 4 курса). Полученные результаты отражены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты по методике «Кассандра»
Показатели «Отношение к проблеме» и «Риск нервно-психического срыва» изменился статистически достоверно на уровне р=0,001 (U-критерий Стьюдента).
Данные исследования показали, что студенты-первокурсники имеют достоверно более высокий уровень нервно-психического напряжения. Негативное эмоциональное состояние влияет на физиологические процессы и ощущения психологического комфорта. Кайпер Н., доказал, что при возникновении стрессовых ситуаций уязвимые личности используют неадекватные стратегии, например, самоизоляцию. Причинами употребления наркотиков могут быть низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов [3]. Дж. Рассел и А. Меграбян отмечают, что путем употребления психоактивных веществ, подростки устраняют последствия эмоционального стресса (депрессию, тревогу и т.д.). Х. Фримен показала, что самоизоляцией, употребляя наркотики и увеличивая свое личное пространство, подростки защищаются от стрессогенного влияния социальной среды. Другие исследования показывают, что негативное формирование идентификационных характеристик личности служит важным фактором саморазрушающего поведения, приводящего к риску употребления наркотических средств [2].
Показатели по «осведомленности» к 4 курсу увеличивается, поскольку отражает увеличение знаний обследуемых с вопросами, связанными с проблемой наркомании.
Исходя из результатов исследования, необходимо сделать выводы, что необходимо включать в профилактическую работу образовательных учреждений упражнения, тренинги и пр. по формированию адекватной и конструктивной социальной и личностной идентичности, повышению стрессоустойчивости всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Юренкова В.А. Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы, детерминирующие процесс наркотизации личности. Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. № 3, 2007. С. 184-190.
2. Хасанова С.А., Акмалов А.Г., Закиева Д.А. Специфика социальной идентичности у наркозависимой личности // Концепт. – 2015. – Современные научные исследования. Выпуск 3. – ART 85414. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85414.htm. – ISSN 2304-120X.
3. Врублевский А.Г., Цетлин М.Т. Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркоманий и токсикоманий среди учащихся общеобразовательных школ. – М., 1987. – 15 с.
Полностью согласна с данным предложением. Несмотря на наличие психологов в школах, работа с их стороны проводится недостаточно хорошо и объективно. К сожалению, они включаются в работу конкретного класса и ученика, только тогда, когда что-то случилось... Хотя ,по моему мнению, при систематическом тестировании учеников можно заблаговременно предупреждать развитие проблемных ситуаций, выявлять детей, которые оказались в тяжелых ситуациях и оказывать им необходимую психологическую помощь.
Давно пора рассмотреть данные предложения!
Тема актуальна. Поддерживаю публикацию коллеги. Государственные органы обязаны внести коррективы в программу по решению проблемы, чтобы сделать ее более эффективной.
Я лично с моими коллегами проводили данное исследование распространения наркомании в образовательных учреждениях
Не знала, что Вы занимаетесь научной деятельностью. Это очень здорово!
На сколько мне известно образовательные учреждения не всегда активны в такой работе