75 тысяч учителей опасны для учеников. Да и для самих себя!

Выгоревшие педагоги испытывают психологическое и физическое опустошение, они разочаровались в своей профессии. Фото: Евгения ГУСЕВА
Алла Николаевна работает в школе сорок лет. Живет одна. Каждое утро нехотя собирается на работу и знакомой дорогой бредет на уроки. Она не выносит детей, которые приходят на занятия. Они, уверена женщина, безнравственные и глупые, и ничему научить их невозможно. Поджав губы, в тысячный раз она ведет ненавистный урок. И при малейшем шуме в классе срывается на учеников.
Ей очень плохо. Плохо и ребятам, которые пришли к ней… Такова героиня недавнего фильма Алексея Петрухина «Училка». Психологи говорят мне: Анна Николаевна - классический выгоревший учитель…
Из-за усталых физиков недосчитаемся инженеров
Педагогов, находящихся в состоянии выгорания в России минимум 75 тысяч. Как высчитали такое количество? Недавно исследователи Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) провели опросы 2014 учителей в 143 школах по всей стране и выяснили – около 5 процентов педагогического состава имеют все признаки профессионального выгорания.
В стране – полтора миллиона учителей. 5 процентов от них и есть 75 тысяч. Вроде бы не так уж и много. А сколько бед приносит один такой выгоревший педагог? Разрушает и себя, и ребят, которые вынуждены приходить к нему на уроки.
Выгоревшие педагоги испытывают психологическое и физическое опустошение, они разочаровались в своей профессии. У них опускаются руки. И в таком состоянии они уже не могут работать. Им нечем заинтересовать учеников, они не могут на них влиять - разве что окриками и жестким прессингом.
Психолог Александр Матяш специализируется на профессиональном выгорании людей. Он считает, что важная причина – это стресс. Работа с людьми дело тяжелое. И очень трудно много лет подряд выдерживать нагрузку. Учителя отдают ученикам много сил. А взамен могут получить хамство, агрессию. Или не получить ожидаемого эффекта. Когда ты душу вложил в урок, а класс не проняло, это очень опустошает.
-Условия работы учителя очень изменчивы. Каждый ученик привносит новые переживания и добавляет хлопот. Каждый класс не похож на другой. Нужно всякий раз перенастраивать себя, искать к детям подход. Это приводит к усталости, которая в конце концов приобретает хронический характер и приводит к выгоранию, – объясняет психолог.
У учителей могут быть и личные причины. Например, сложные отношения с начальством или коллективом. Человек чувствует давление со стороны администрации, боится постоянных проверок, попадает под прессинг скандальных родителей - это тоже может спровоцировать проблемы.
– Выходит, выгоревшие учителя опасны и для себя, и для своих учеников…
– Да, они могут быть опасны, потому что демонстрируют сильное раздражение и неприязнь к ученикам. У таких учителей часто случаются нервные срывы. Они несправедливы и предвзяты. С таким учителем ребенок может возненавидеть предмет, даже если он сам по себе ему очень нравится. Может быть парень – талантливый физик. А попадется выгоревшая учительница физики – считайте страна недосчиталась ученого или инженера.
– Как вести себя детям, у которых преподает выгоревший учитель?
– Ребенок вряд ли сможет сам себя защитить, он должен рассказать обо всем родителям. А тем нужно в первую очередь попытаться поговорить с педагогом, объяснить, что у него проблемы. Что он калечит себя и своих учеников. Не получается – идти к директору школы. Родители обязаны вмешаться в ситуацию и защитить своего ребенка.
Выгорают целыми коллективами
В идеале, проблемой выгоревшего учителя должна озаботиться администрация школы. Однако одна из авторов исследования ВШЭ, Марина Пинская обращает внимание: педагоги с признаками профессионального выгорания нередко группируются в определенных школах. Очевидно, в тех, где работать особенно трудно. Например, в социально неблагополучных районах. Ведь учитель должен постоянно мотивировать учеников учиться, делать домашнее задание, хорошо вести себя на уроках. А если в классах собрались трудные ребята, родители которых заняты выж
Что-то уж слишком часто стали,, наезды " на учителей - похоже на уничтожение школьного образования,
Бедные педагоги, с одной стороны ученики, с другой их родители, с третьей руководство и коллеги. А если ещё и приходя домой не с кем поделиться, то учителю вообще не позавидуешь. Есть люди - кремень, а есть мягкотелые. Педагог это мужская профессия. Женщине такое долго не выдержать.
Статья недописана?
Я думал опять Шведов или НИАН автор подобных опусов.
Истина написана! Я встречал такого ребёнка, которого школьная училка, учила математике. Загубила она его. Пацан на все мои вопросы отвечал однозначно - МЫ ЭТО В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ. Скажи теорему Пифагора - МЫ ЭТО В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ.
Позанимался я с ним два месяца и бросил. Такая тоска учить испорченного ребёнка. Всё нужно ПЕРЕУЧИВАТЬ. Лучше сразу УЧИТЬ ПРАВИЛЬНО! А ведь таких детей огромное количество, которым их учителя ОБРЕЗАЛИ путёвку в будущую достойную жизнь! Я вспомнил своё, социалистическое образование! ВОТ ТОГДА ДОСТОЙНЫЕ ПЕДАГОГИ, ДОСТОЙНО УЧИЛИ СВОИХ ШКОЛЬНИКОВ, А ПОТОМ И СТУДЕНТОВ! На выпуске в жизнь, я мог сразу прийти в проектный институт и делать проекты, или придя на работу в монтажную организацию сразу быть прорабом, а потом и главным инженером в 33 года. ВОТ ТАК УЧИЛА СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ. А теперь прихожу в проектный институт, где раньше работал, а там сидят бабули моего возраста - 70-и летние. А где же молодёжь? А их нет. У них, выпускников института знаний как у восьмиклассника средней школы. Не могут они проектированием заниматься. Слава Богу, что остались ещё живыми военные конструкторы, которые и теперь держат нашу оборонку на высоте.