ДВЕ КРАЙНОСТИ ОДНОГО ПРОЦЕССА...(Об инициативном бюджетировании и местном саботировании)
Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.
Дмитрий Иванович Менделеев.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, бюджетные деньги - под контроль граждан, смерть - коррупционерам! - вероятно такие сентенции наполняли голову разработчиков проектов, предполагающих инициативное бюджетирование. Что же происходит на практике, которая, как вам известно, чаще всего не совпадает с теорией? Рассмотрим и то и другое. Начнем с теории.
Инициативное бюджетирование или партисипаторное бюджетирование – это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Инициативное бюджетирование реализуется через совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
В большинстве регионов проекты реализуются на основе софинансирования из трех источников: субсидии из регионального бюджета, вклад муниципальных бюджетов, а также взносы со стороны населения и бизнеса.
Вот такое, значится, поветрие пошло по стране при наличии отсутствия денег, обусловленном присутствием вороватых чиновников, называемое инициативное бюджетирование.
Главная цель проекта – решение важных вопросов по благоустройству и развитию общественной инфраструктуры за счёт субсидий бюджета. Отбор проектов и управление их реализацией проходят при активном участии населения.
Реализация каждого проекта состоит из нескольких этапов: собрания жителей, создания заявки, её проверки и конкурсного отбора, после которого, в случае прохождения конкурса, представители местной администрации совместно с инициативной группы выбирают подрядные организации и решают поставленные в рамках проекта задачи.
Кажется, все понятно и просто. Заявились, получили победу в конкурсе, собрали деньги, выбрали подрядчиков, определили объем и стоимость работ и получили к своим деньгам финансовую помощь из соответствующих бюджетов. Далее, реализация проекта под контролем органов местного самоуправления, - работы, корректировка при необходимости объемов и стоимости работ, сметы, сдал-принял, гарантийный срок. Но часто, граждане, натерпевшись от наличия проблем и отсутствия денег на их решение, все понимают по-своему, и ситуация выходит из-под контроля властей или же происходит с их молчаливого согласия. О чем я? Извольте.
Допустим, как это часто бывает, нет дороги на месте. Собирается инициативная группа, обозначает проблему, организует сход граждан. Все по закону. Но, определив проблемные вопросы, граждане, оказавшись в толпе себе подобных, утомленных нерешительностью власти, берут всё в свои руки. Революция! И здесь начинается броуновское движение. Заклиная жителей, инициативная группа, невзирая на отсутствие оснований, смет и проектов, приступает к сбору, но уже не граждан, а денег. Затем на эти деньги покупаются стройматериалы, нанимается техника и осуществляются работы. Проблема решена без всяких на то поставленных органов! Но всегда ли у этой сказки хороший конец?
Обратимся для примера к теории дорожного строительства. Как все происходит согласно ей? Заказывается градостроительный план земельного участка, осуществляются инженерно-геодезические изыскания, готовится проект, который согласовывается с различными службами. Итогом всей работы является разрешение на строительство по утвержденному проекту. Вот и закон говорит, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Здесь нелишним будет также напомнить, что зачастую правила пишутся кровью. Статистика ДТП тому подтверждение!
Что мы получаем в результате инициативы граждан, самостоятельно решающих её? Ничего хорошего. Сами же решалы получают еще больше проблем от решенного, казалось бы, ими вопроса. Совсем недавно ко мне обратились такие граждане, которые стали жертвой инициативы других граждан, взявших решение проблем местного управления в свои руки. Жители самостийно, безо всяких согласований, построили дорогу, вырыли вдоль нее канавы, и все было бы замечательно, пока не пошел дождь. Результатом выпавших в изрядном количестве осадков стало то, что вода, вместо того, чтобы идти в предполагаемом направлении, затопила жилье других граждан, при этом вновьвозведенную дорогу смыло во вновьвозведенную же канаву. Картина была, я вам скажу, прямо постапокалиптическая. А всему виной самоуправление, переходящее в самоуправство. Как говориться, инициатива ударила по инициаторам. Картина маслом - после ремонта дороги приходится её объезжать по другой - проселочной. А где деньги?
Что касается сбора денег. Здесь - беда. Заповедь - любое движение товаро-материальных ценностей и денежных средств должно сопровождаться документально, почти никогда не соблюдается. Чего бы, казалось, проще - двойная запись. Приход денег соответствует расходу. Входящее и исходящее сальдо, баланс. При этом расход денег должен подтверждаться оправдательными документами (договорами, актами, накладными, путевыми листами, наряд-заданиями и пр.) Но зачастую, есть ведомости на сбор денег, но документов, показывающих, куда эти деньги были потрачены, днем с огнем не сыщешь. Короче, легче кащееву смерть достать, чем отследить путь денег, гражданами собранных. Итог - ни дороги ни денег! Возникают смутные сомнения, как говорил товарищ Райкин, - "Два пишем, семь на ум пошло!"
Но есть и другая сторона медали, которую воочию могут наблюдать жители Республики Башкортостан в своих дворах. Речь о программе "Башкирские дворики", которая разработана именно с учетом принципов инициативного бюджетирования. По замыслу создателей жители собираются, выдвигают инициативу с предложениями благоустройства своей придомовой территории. Инициатива согласовывается с проектировщиками и иными органами на предмет соответствия градостроительным нормам и правилам и приобретает форму проекта, который возвращается гражданам для повторного публичного одобрения. Реализация проекта осуществляется под контролем софинансирующих проект граждан с учетом их замечаний по ходу строительства, которые также согласовываются с нормами и правилами. Все кажется простым и понятным.
Но жестокая российская действительность вносит свои коррективы в части влияния граждан на реализацию проекта. Поясню. Допустим, если вы нанимаете строителей сделать в квартире ремонт, то согласовываете с ними различные предложения на предмет возможности их реализации. В итоге приходите к тому или иному консенсусу. Также вы прикидываете свои финансовые возможности и корректируете в соответствии с ними свои желания. Обговариваются смета, техзадание и сроки работ. Что происходит в ходе реализации программы "Башкирские дворики"? А происходит то, что кладется асфальт, строится спортивная и детская площадка и прочее благоустройство, а после всего жителей ставят перед фактом стоимости всего этого мероприятия. При этом на все "хотелки" жителей подрядчики и местные власти отвечают "сопелками", не только не учитывая пожелания граждан, а и не показывая ни контракт, ни смету на произведенные работы. Как бы вы поступили с такими подрядчиками, сотворив они такое в вашей квартире? То-то и оно.
И снова возникают смутные сомнения, как говорил товарищ Райкин, - "Два пишем, семь на ум пошло... они все поле заасфальтируют! А еще зрители по рублю дадут, сто тысяч зрителей по одному рублю - это будет... сто тысяч да по одному рублю... это будет... да просто сумасшедшие деньги! "
И как издевательство звучит тезис: "Инициативное бюджетирование реализуется через совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов."
#ВашМакаров
Связанные публикации:
Казнить нельзя помиловать? (ППМИ-шный случай из практики)
https://www.9111.ru/questions/777777777732632/

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Интересная статья

Прямо как у Слепакова (Победы вам!
Благодарю! Вот такая она, "власть народа"! www.9111.ru
Песня...
А то, что на сайте нет сведений об общественных обсуждениях - не нарушение ли?
У нас, похоже, что-то такое же назревает. Надо ухо востро держать.
Ой, с общественными обсуждениями вообще беда! Смех, да и только, у нас на сайте администрации в разделе "общественные слушания" вывесили фото с затылками неких лиц, которых никто из жителей опознать не может! Ни протокола, ни журналов регистрации, вообще никаких документов! Пилите, Шура, бюджет, пилите, граждане нам не указ!
Да уж. Но ведь будете что-то делать? Слушания вроде в 2 этапа должны прходить.
Слушания уже позади, дизайн-проект утвержден, но реально работы выполнены не в соответствии с ним! Например, где должна быть бельевая зона, там положили асфальт под автостоянку! При этом "хотелки" жителей игнорируются молчанием администрации и "сопелками" подрядчика. Направил письменный запрос главе района, как куратору программы, жду ответ. Детектив рисуется, ни много ни мало... Что характерно - обнаглели!
Программа через софинансирование жителей предусматривает наличие контроля с их стороны за ходом исполнения, а контроль невозможен, в связи с сокрытием информации ответственными лицами, которые, вероятно, "похулиганили" немножко с бюджетными денежками...
Наши инициативы - за наши деньги!