Миф о существовании СССР
В настоящее время становится популярной точка зрения, согласно которой СССР не распался и как государство продолжает существовать. В сети Интернет можно найти множество примеров, где люди не обменивают вышедший из употребления паспорт СССР, не платят установленные налоги, игнорируют требования сотрудников ДПС, приставов-исполнителей, судей. Свои действия они объясняют нежеланием исполнять нормативные требования Российской Федерации как незаконно образованного государства. В качестве единственного легитимного государства такие люди считают только СССР.
Эта позиция основана на неверном понимании государственных процессов и их правового регулирования. Поэтому такое мнение обречено стать очередным мифом, который хоть и привлекателен своими необычными выводами, но, несомненно, несет вред и ведет к скатыванию к анархизму и правовой неграмотности. Задача юриспруденции заключается в правовом исследовании спорных вопросов, нахождении допущенных ошибок и доведении полученных выводов до массового читателя (слушателя). Разберем основные аргументы сторонников существования СССР и найдем в них изъяны.
Самый сильный аргумент: Россия нарушила процедуру выхода из состава СССР
Процедуру выхода республик из состава Союза регламентировал закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Решение о выходе должно быть принято свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Такого референдума проведено не было, что стало главным мотивом для сторонников СССР считать выход России из состава Союза несостоявшимся. Однако факт непроведения референдума, вырванное из исторического и правового контекста, не может привести к выводу о сохранении СССР.
Изменения государственного строя зачастую вступали в противоречие с действовавшим законодательством. Стоит вспомнить события Октябрьской революции 1917 года. Нас не удивляет, что создание советского государства не регулировалось имперским законодательством, а даже шло вразрез действовавшей тогда в стране нормативной системе. Мы не задаемся вопросом о законности советской власти, хотя это стало излюбленной темой в среде эмигрировавших на Запад представителей Дома Романовых. Вопреки этому, сейчас нас больше интересует вопрос правомерности распада Советского Союза, как будто его создание и дальнейшее существование уже являлись неоспоримыми.
Каждое государство стремится защитить свой конституционный строй от изменений. Такая политика приводит к введению повышенной ответственности для тех, кто пытается расшатать государственные устои общества. Соблюдение этого порядка обеспечивается всеми силами государственного принуждения. К примеру, современный Уголовный кодекс РФ содержит разветвленную систему норм, запрещающих насильственный захват власти и ее удержание, вооруженный мятеж, посягательство на жизнь государственных деятелей, экстремизм и призывы к нему – всего того, что может изменить существующий государственный строй. Наряду с общечеловеческим обоснованием причин криминализации этих деяний, включение их в уголовный закон преследует цель сохранить определенную систему властей в государстве. Поэтому было бы даже странно, чтобы изменение государственного строя не влекло нарушение действовавших законодательных норм и принципов. Это закономерный и ожидаемый результат резкой смены государственной формации.
К перечисленному можно добавить чисто юридический довод правомерности выхода России из состава СССР. Процесс выхода окончательно оформился после принятия новой Конституции России. Именно с введением новой системы и принципов построения общества долгий процесс становления новой структуры власти может считаться завершенным. Конституция принималась на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, что формально можно считать выполнением требования закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Конституция порвала с советским наследием и провозгласила новые принципы построения российского государства. Так российский народ, утвердив новую Конституцию, постфактум подтвердил законность выхода России из состава СССР и восполнил имевшийся пробел в процедуре распада Советского Союза.
Сильный аргумент: Советский народ подтвердил сохранение СССР на референдуме 1991 года
Всесоюзное голосование по вопросу о сохранении СССР проходило 17 марта 1991 года. Несмотря на то, что его бойкотировали Прибалтийские республики, Армения, Грузия и Молдавия, по его результатам из почти 80% имеющих право голоса 76% проголосовали за сохранение обновленного СССР. Стоит отметить, что согласно ст. 29 закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» от 27 декабря 1990 года, итоги референдума должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами. Это требование не предполагало однозначного механизма претворения в жизнь поставленного на референдум вопроса, а давало возможность государственным деятелям самостоятельно определять формы и методы реализации результатов народного голосования. Тем самым, принятое на референдуме решение не имело готового к применению правила поведения, а служило целью в работе государственных органов.
Кроме того, сами формулировки вопроса, поставленного на голосование, не позволяли четко определить, к какому именно результату должны были стремиться политики в своей деятельности, чтобы обеспечить исполнение народной воли. Вопрос звучал так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Согласитесь, что «сохранение СССР как обновленной федерации» включает в себя множество различных вариантов структурирования федеральной и республиканской систем власти: от предельно децентрализованного сценария до жесткого подчинения республиканских органов власти федеральным.
Неопределенность формулировок принятого на референдуме решения в совокупности с его характером как правила непрямого действия повлекли различное применение итогов голосования. Первоначально был разработан договор федерации «О Союзе Суверенных Республик», который не был подписан в связи с августовскими событиями 1991 года. Во время августовского путча Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) озвучил другую точку зрения на вопрос о сохранении СССР: «…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества». Впоследствии после разгона ГКЧП появился новый проект договора по созданию «Союза Суверенных Государств», основанный уже на идее конфедерации независимых республик. В итоге 8 декабря 1991 года лидерами трех республик-основателей СССР было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – международной организации консультативного плана.
Как мы видим, решение о сохранении СССР носило исключительно целеполагательный характер, который не подразумевал ясного алгоритма действий. Опросная природа референдума не предполагала и наступление жестких юридических последствий за отказ следовать его результатам. Тем более речь не должна идти о недействительности всех последующих действий властей о выходе из состава СССР. Как мы отмечали, ввиду расплывчатой формулировки сложно оценить, преследовали ли те или иные действия властей цель сохранить Союз. Вполне вероятно, что в той исторической обстановке сохранить СССР уже не было никакой возможности. Единственным последствием не достижения цели сохранения СССР могла бы стать политическая ответственность государственных руководителей. Однако заменять личную ответственность политических деятелей на признание недействительными их решений является некорректной как с исторической точки зрения, так и с юридической.
Просто аргумент: Граждане, родившиеся в Советском Союзе, все еще обладают союзным гражданством, а значит и СССР продолжает существовать
В советский период развития нашей страны гражданство было двусоставным: наряду с гражданством каждой республики существовало союзное гражданство. Граждане автономных республик (к примеру, жители Татарской АССР в составе РСФСР) обладали даже тройным гражданством. Союзное гражданство регулировалось Конституцией СССР и законом СССР «О гражданстве СССР» (последняя редакция была принята 23 мая 1990 года).
Для приобретения союзного гражданства достаточно было родиться от родителей, являвшихся гражданами СССР, независимо от того, имело ли место рождение на территории СССР или вне его пределов. Поэтому граждане, родившиеся до распада СССР и коих большинство в нашей стране, помимо гражданства республики приобрели еще и союзное гражданство по рождению. Значимым же для нашего рассуждения моментом является вопрос прекращения союзного гражданства. Действительно ли законодательство не предусматривало такого основания прекращения союзного гражданства как прекращение существования самого союзного государства?
Основаниями для прекращения гражданства закон «О гражданстве СССР» называл следующие: 1) выход из гражданства (по ходатайству гражданина), 2) утрата гражданства (к примеру, если гражданство СССР приобретено по фальшивым документам), 3) лишение гражданства (вследствие нанесения существенного ущерба государственным интересам или безопасности), 4) иные основания, указанные в международных договорах СССР или предусмотренные данным законом (совсем специфические случаи). Как мы видим, прекращение существования СССР не указано в качестве основания для прекращения союзного гражданства. Означает ли это, что родившиеся в Советском Союзе люди продолжают обладать гражданством СССР?
Ответ – нет и вот почему. Закон «О гражданстве СССР» определял гражданство СССР как постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, нашедшую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Проще говоря, гражданство существует тогда, когда между 1) государством и 2) его населением возникают 3) взаимные права и обязанности. Утрата одного или двух из трех перечисленных элементов приводит к прекращению гражданства. В нашем случае ликвидация СССР привела к разрыву политико-правовой связи с населением и прекращению союзного гражданства. Гражданство СССР не могло сохраниться после распада Союза в силу того, что гражданство не может существовать вне связи с государством. Это правило настолько универсально и следует из самой природы гражданства, что даже отсутствие в законодательстве его в качестве основания для прекращения гражданства, не лишает этого правила силы.
Более того, в аргументе сторонников сохранения гражданства и СССР изначально заложена логическая ошибка. В их аргументации тезис о существовании СССР доказывается сохранением у населения союзного гражданства. Приводя доказательства сохранение союзного гражданства, сторонники этого аргумента приходят к выводу о сохранении самого союзного государства. Правильнее было бы приводить аргументы в пользу существования СССР и только потом делать вывод о сохранении союзного гражданства. Именно государство является необходимым условием возникновения гражданства, но никак не наоборот. Однако такой последовательный порядок аргументации не позволил бы сторонникам существования СССР достичь нужного им результата.
Не аргумент: Изменение наименования РСФСР на РФ было произведено незаконно, а значит, дальнейшие действия органов власти РФ также были незаконны
Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) было переименовано в Российскую Федерацию (Россию) Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Принимая закон, Верховный Совет РСФСР постановил, что наименованию Российская Федерация надлежит употребляться в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках.
Этим законом предусматривалось внесение на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР проекта закона РСФСР «Об изменениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».
В свою очередь, Съезд народных депутатов принял закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми в названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» были заменены словами «Российской Федерации – России». Аналогичные изменения были внесены также по тексту Конституции. Текст закона официально был опубликован в Ведомостях СНД и ВС РСФСР 9 января 1992 г., № 2, ст. 62.
Как законы, так и постановления, принимаемые Верховным Советом РСФСР, по своему существу являлись формой волеизъявления народных депутатов РСФСР. Таким образом, использование в тексте закона РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» фразы «Верховный Совет РСФСР постановляет» свидетельствовало о факте волеизъявления народных депутатов РСФСР в отношении решения о переименовании РСФСР и не требовало дополнительного принятия какого-либо акта.
Изменение наименования являлось скорее техническим вопросом, было выполнено в соответствии с действовавшим тогда законодательством и никаким образом не могло привести к оспариванию или недействительности последующих решений органов власти России, в том числе по организации в 1993 году всенародного голосования по тексту Конституции, окончательно закрепившей выход России из состава СССР.
Автор, а как вы прокомментируете тот факт что Конституция не подписана?
В Государственном архиве Российской Федерации подлинника Конституции РФ нет и не может быть. Потому что, она хранится в Президентской библиотеке. Проект Конституции с подписью Ельцина, вы можете увидеть тут: raritety.rusarchives.ru и тут:
www.rusconstitution.ru
Ответ Минюста о Конституции РФ читайте тут:
minjust.ru
А так же проект и саму Конституцию с подписями всех президентов вы можете увидеть тут: www.prlib.ru
Тогда почему все законы публикуются без подписей?
Кто вам это сказал? Все Указы подписываются, и публикуется копия подписанного Указа.
Ой, рискуете, автор. Сейчас Вас сектанты паспортами СССР забьют
Мне это не говорили, - все госструктуры на мой вопрос направляли на официальный сайт, но я там не видел ни одного скана закона с визой лица его подписавшего, не говорю уже о газете. Это все равно что на заборе написать.
Официальный документ регламентирующий оформление указов в Администрации Президента Российской Федерации: «Правила оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации» утвержденные распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 102.
НА УКАЗАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТЧЕСТВО, НИ В ПОЛНОМ, НИ В СОКРАЩЕННОМ ВАРИАНТЕ НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ!
Как видно из Правил, требования о заверении копий Указов Президента РФ, гербовой печатью, для размещения в свободном интернет доступе — НЕТ! Целесообразность нераспространения гербовой печати и подписи Президента РФ с целью уменьшения возможности создания различных «фотошопов».
4.7. Подлинники указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Вице-президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации спустя 10 дней после их выпуска вместе с подлинниками указателей рассылки сдаются на хранение в архив Общего отдела. Одновременно в архив сдаются справочные экземпляры этих документов с указателями рассылки.
Копирование документов
11.5. На копирование передаются, как правило, первые экземпляры (подлинники) материалов или рукописные тексты, отвечающие необходимым техническим требованиям. Тираж размноженных материалов должен соответствовать заказу. Изготовленные копии вместе с первым экземпляром (подлинником) выдаются заказчику под расписку. (т.е. просто так, они не гуляют по интернету).
В интернете выкладывают без подписи чтобы злоумышленники, не скопировали. А в архивах, конечно же, хранятся документы, оформленные по всем правилам. Мало того, у каждого документа есть живые копии (с живой подписью и мокрой печатью) и ксерокопии, заверенные ответственным лицом с его живой подписью и мокрой печатью. И хранятся они у разных архивариусов под надежной защитой.
Ознакомиться c указами президента и другими нормативно-правовыми актами можно в Российской газете, Парламентской газете, и на портале. Документ с оригинальной подписью хранится в архиве и не публикуется. Публикуются именно такие документы, без начертания подписи, но с отметкой канцелярии. Это правила делопроизводства. Это обычная сложившаяся практика делопроизводства и документооборота, существующая еще с советских времен. Своего рода копия, только без соответствующих надписей «копия верна», «верно» и подписи должностного лица, заверившего копию с указанием должности и расшифровкой его подписи. Что касается оригиналов подписанных документов (фед. законов или подзаконных актов, межгосударственных договоров), то они хранятся в канцелярии ведомства и по истечении определенного срока передаются на хранение в архив. Канцелярия же имеет право выдавать копии документов, которые и заверяет своей печатью. Главное, чтобы печать была «живая», в смысле синяя.
Обычные правила документооборота. Оригинал документа может быть только один и он хранится у правообладателя, копии же документов не делаются путем ксерокопирования или фотокопирования, а изготовляется новый бланк который заверяется уполномоченным лицом (секретарь, глава администрации...)
Ну нет, это всего лишь "правила", есть более весомые акты - ФЗ "О государственном языке" например. Есть Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст и Унифицированной системой организационно-распорядительной документации «Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003». Подробнее я писал в своей статье (об этом ниже).
Про фотошоп ни в них, ни в указанных Вами правилах ничего не пишут, а формулировки "сложившаяся практика" (мое мнение) никак не является оправданием, и уж тем более смешно читать "В интернете выкладывают без подписи чтобы злоумышленники, не скопировали". Это народ-то злоумышленники? ... Более того, публикуемые законы и иные акты даже печать канцелярии не отображают.
И если уж в правилах мелькает слово "копия", тогда вот:
1. Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы; (Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (ред. от 07.09.2011)). Аналогичной формулировки придерживается ГОСТ Р 51141 98.
2. Официальная копия документа имеет силу подлинного документа, если ее соответствие оригиналу засвидетельствовано в установленном законом порядке, а выдана копия может быть только тем органом, который принял данный документ или который хранит официальный документ.
"Документ с оригинальной подписью хранится в архиве и не публикуется'" - должен публиковаться по закону.
А сведения, размещаемые на интернет-ресурсах, носят информативный характер и не несут правовых последствий ввиду отсутствия у них признаков "копии".
Я это всё к чему, - я обращался в свою местную "АДминистрацию" чтобы мне предоставили копию подписанного закона (www.9111.ru ). Конечно, меня сначала переадресовывали на сайт Думы, правительства и т.д., но потом мои аргументы перевесили и я получил от нашего Правительства закон, вернее правильно заверенную копию с оригинала, но вот интересно - чисто визуально на подлиннике с которого снималась (а может и не снималась) копия, явно стоит факсимиле подписи губернатора (очень уж правильная, жирная и без разницы в нажиме) и нет печати. Допустимо это или нет - на сегодня не разбирался.
Резюмирую: Лично для меня (и хотелось бы чтобы для всех нас) обращение за ознакомлением с нормативным актом к разного рода газетенкам, которые за столько лет подмочили свою репутацию, пожелтев как отрасль - не вызывает доверия пока публикуется только текст без визы. Было бы намного убедительным видеть правильно подписанный документ, настолько, чтобы ну никак к нему не придраться.
Спасибо за информацию.