Анатолий
Анатолий Подписчиков: 2069
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.9М

Что бережет «Бережливая поликлиника»?

66 дочитываний
17 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Федеральный проект «Бережливая поликлиника» был внедрён во многих медицинских учреждениях страны. О том, как российским поликлиникам работается по-новому, рассказывают их руководители.

Тёплый приём

Поликлиника начинается с посещения регистратуры. Чтобы ускорить прохождение этого этапа, избежать очередей и сгладить возможные конфликты, потребовалось вынести её в открытую зону – холл поликлиники, а также привлечь психологов.

Они обучают врачей, медсестёр и регистраторов бесконфликтному общению с пациентами, кроме того, замена старшего дежурного администратора на психолога помогает сотрудникам снять стрессовую нагрузку на рабочем месте и избежать выгорания. Об этом рассказала главный врач ижевской городской поликлиники № 2 МЗ УР Капачинская Нина Евгеньевна.

Также, по её словам, многие поликлиники сталкиваются со сложностью в систематизации плановости посещений. До 30–40 % пациентов приходят «просто спросить», из-за чего возникают стихийные очереди. Но ответить на вопросы могут и дежурные в холлах, а также приглашённые представители страховых компаний. Последние принимают и жалобы, если таковые возникают.

Помимо этого, в бережливых поликлиниках есть кабинеты неотложной помощи, а также введена практика записи повторных больных на менее востребованное первичными пациентами время, чаще – вторую половину дня.

Всё это в комплексе снижает в разы долю пациентов без записи, а также повышает их удовлетворённость от посещения поликлиники и опровергает стереотип, что это неприятный и трудный процесс.

Взгляд на поликлинику глазами пациента

Интересный эксперимент прошёл в городской поликлинике № 29 Новосибирска при участии организации, специализирующейся на оборудовании, отслеживающем движение глаз. Анализ собранных в ходе эксперимента данных убедительно доказал, что пациенты действительно испытывают трудности в поиске нужного кабинета, что увеличивает продолжительность визитов в поликлинику и снижает удовлетворённость. После принятия необходимых мер по улучшению навигации довольными результатами поиска оказались 95 % (всего участвовали 45 человек), рассказала Белугина Елена Владимировна, начальник ГБУЗ Новосибирской области особого типа МИАЦ «Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи».

Порядок по-японски

Ещё одним нововведением бережливой поликлиники стала организация рабочего места всех сотрудников по системе 5 С («сортировка», «соблюдение порядка», «содержание в чистоте», «стандартизация» и «самодисциплина»). Данный инструмент бережливого производства заимствован из Страны восходящего солнца, его цель – повышение производительности труда за счёт сокращения времени поиска нужных вещей. При этом оценку за поддержание этого принципа друг другу ставят коллеги, а не руководство, что считается большим стимулом. Однако изменения касаются не только кабинетов врачей, но и более эффективного использования оборудования. Как результат – снижение штрафов и удержаний по результатам проверок и экспертиз, что отмечают многие руководители.

Нет – залежам на складах

На случай перебоев с поставками многие учреждения запасают лекарственные средства и медизделия впрок, так как неоказание медпомощи чревато худшими последствиями, чем переизбыток на складе. Но бережливое производство не предполагает замораживание финансовых активов, а также наличие просроченной продукции, которую нужно утилизировать. Этого можно избежать благодаря принципу «точно в срок». Сроки и объёмы поставки указываются при подготовке технического задания на аукционы и в контракте с победителем. Задача поставщиков – обеспечивать поликлинику лекарствами и медизделиями по требованию, как правило, в течение 3 дней.

Параллельно с этим необходимо отработать систему учёта, хранения, движения и списания средств в самом учреждении. В этом помогает достаточно наглядное деление полок в помещении хранения на цветовые зоны по принципу срочности пополнения запасов. Таким образом, затраты на лекарственные средства снижаются на 6,9–7 %, на медицинские изделия – на 18,6 %, такие данные приводит Нина Капачинская.

Все на диспансеризацию

Реализация новой модели медицинской организации, оказывающей ПМСП, помогла решить и проблему потери интереса населения к такому важному профилактическому мероприятию, как диспансеризация. По словам заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Всеволожской клинической межрайонной больницы Аллы Васильевны Школяренко, до начала проекта диспансеризация была достаточно проблематичной. Из-за активной застройки обслуживаемого района прирост населения в нём составил 21 000 человек, а доля лиц, подлежащих диспансеризации, увеличилась на 20 000 (плановые показатели выросли в 1,7 раза). Увеличилась нагрузка на участковую службу, и население не желало проходить диспансеризацию из-за длительного ожидания. Усугубляла ситуацию невозможность мониторинга в МИС и полного контроля руководителями.

В рамках оптимизации учреждение ввело электронную запись и талоны для расположенных в различных районах структурных подразделений с учётом плановых показателей, увеличило количество диагностических исследований (ММГ, ФЛГ) в зоне обслуживания, ввело «зелёные коридоры» для пациентов, подлежащих диспансеризации. Все данные были занесены в единую информационную систему с использованием цветовой легенды – номер карты пациента в программе подкрашивается определённым цветом, в зависимости от частоты диспансеризации, которой он подлежит.

Также появилась возможность мониторинга прохождения диспансеризации для каждого пациента, с указанием Ф.И.О. врача, дат, процедур и структурного подразделения, а также появились маршрутные листы для самих пациентов.

Автоматизированная программа анализа диспансеризации позволяет фельдшеру ещё на этапе доврачебного приёма информировать пациента о вероятных у него заболеваниях, факторах риска, дать рекомендации и направить его на следующий этап наблюдения. В итоге прохождение диспансеризации теперь сводится к 1–2 посещениям, а удовлетворённость пациентов повысилась с 65 % в феврале до 92 % в августе 2018 года.

Таким же образом была оптимизирована ещё одна весьма распространённая процедура – забор крови (появились электронные талоны, открыли отдельный кабинет для профилактического приёма, перераспределили нагрузку на медсестёр). Это позволило сократить ожидание в очереди с 2,5 часов до 5 минут, а также в 2,3 раза увеличить пропускную способность кабинетов (с 12 до 30 человек в час).

С заботой о детях

Интенсивный рост населения предполагает и увеличение количества детей. И если с диспансеризацией дошкольников и школьников справляются выездные бригады, то охватить неорганизованных детей (0–3 лет) намного сложнее. Родители неохотно приводят их на профосмотры из опасения заразить от заболевших детей, а также невозможности записи к узким специалистам за один день. Как рассказала Мария Павловна Тюлькова, заместитель главного врача по детству и родовспоможению Всеволожской клинической межрайонной больницы, решить эту проблему помогло создание Центра здорового ребёнка – с отдельным входом, кабинетами узких специалистов и возможностью профилактической вакцинации 5 дней в неделю при режиме работы центра с 9.00 до 17.00. В итоге посещения одним ребёнком сократились с 3–5 до 1–2 и законные представители стали чаще приводить детей в поликлинику.

17 комментариев
Понравилась публикация?
22 / -17
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 17
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Название статьи правильное. А вот содержание ее не стыкуется с действительностью. Поликлиника экономит на всем, чтобы как-то удержать сотрудников. На дорогостоящее обследование нужно приложить большие усилия, что-бы получить направление. Пока не будет хорошее финансирование ни какие нововведения не помогут.

+21 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Читаешь сказку под название реформа медицины, а на самом деле просто не хрена! На закупку льготных лекарств нет денег, на оборудование нет денег, на зарплату врачам и медсёстрам нет денег. Сократили санитарок, сделали уборщицу. Что бы меньше платить зарплату. ВОПРОС куда деваются отпущенные средства и когда будет ПОРЯДОК. Что тут написал автор сказку я не верю, а что реально больницы закрывают это ФАКТ.

+14 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ну прямо сказки какие то про медицинское обслуживание в поликлиниках! Это что? Планы и мечты?

+12 / 0
картой
Ответить

Конечно бред какой то сами же признаются, что за час принимают 30 пациентов, вот это прием 2 минуты на пациента. Ужас (

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Очередная сказка, возможно приемлимая только для Москвы и Питера. Неужели кто-то ещё в это верит?

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А Вы серьезно?

А все абсолютно не так.

Ни диспансеризации, как должно, ни анализов.

Перечислять нет смысла: одни нервы и слезы.

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (17)

25 декабря 1991 года над Кремлём был спущен Красный флаг СССР: предательство, которое не забыть никогда...

34 года назад, 25 декабря 1991 года очень тихо, по воровски, над Кремлём был спущен Государственный Красный флаг СССР. Большинство советских граждан тогда так и не поняли, что это незаметное,...
01:58
Поделитесь этим видео

Предлагаю устроить флешмоб новогодних елок! Поделитесь фото или видео своих пушистых красавиц!

Сегодня у меня отличное настроение, так как у нас в городе выпал первый снег!) Сразу стало радостно на душе!) По прогнозу на Новый год тоже будет снежок! Обожаю, когда на праздник кругом белым-бело!)
03:35
Поделитесь этим видео

Снежный налог на автолюбителя

С приходом зимы и появлением снега автолюбителям добавился новый вид штрафа. Поэтому, уважаемые автолюбители, если ваша машина стоит на улице, перед выездом вам придется полностью очистить ее от снега.

25 декабря 1991 года над Кремлём был спущен Красный флаг СССР: предательство, которое не забыть никогда...

34 года назад, 25 декабря 1991 года очень тихо, по воровски, над Кремлём был спущен Государственный Красный флаг СССР. Большинство советских граждан тогда так и не поняли, что это незаметное,...
01:58
Поделитесь этим видео

Доктор – консультант!

Мне много раз приходилось общаться с опытными врачами и молодыми специалистами. И все они говорили, что даже очень опытный врач может ошибиться в установлении диагноза больному. А ведь это очень серье...

Сегодня в России появится новая тысячерублевая купюра. Как она выглядит?

Модернизация банкнот - это вполне закономерный процесс, направленный на борьбу с фальшивомонетничеством. Чтобы оградить себя от возможных подделок, рекомендую внимательно изучить не только внешний вид банкноты,...

Роберт Бартини. Статья 34: Пир и Тайна «Первой Ночи»

В этой статье мы становимся свидетелями того, как добрые жесты и гуманизм Родрига становятся ширмой для преступления, совершаемого «низовой» властью в лице Старосты. Это классическая демонстрация того,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы