Разрешение земельных споров арбитражными судами

Земельные споры рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством РФ.
В компетенции арбитражных судов находятся споры, возникающие из земельных правоотношений, где сторонами являются юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Земельные споры, в которых хотя бы с одной стороны выступают органы исполнительной власти или публично-правовые образования, в случае осуществления ими экономической или предпринимательской деятельности также подведомственны арбитражным судам.
Учитывая особенности земельных споров, исходя из положений, указанных в ст. ст. 27-33 АПК РФ, руководствуясь составом участников и характером правоотношения спора, арбитражные суды компетентны рассматривать следующие споры, вытекающие из земельных правоотношений:
-о признании права собственности на земельный участок (долю);
-об определении порядка пользования земельным участком (долей);
-об истребовании собственником или иным законным владельцем земельного участка (доли) из чужого незаконного владения;
-об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца земельного участка (доли), не связанных с лишением владения;
-о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими земельные права и законные интересы организаций и граждан, признанных индивидуальными предпринимателями [1].
Здесь необходимо учитывать сложную специфику споров, вытекающих из земельных правоотношений. Не во всех случаях, даже при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, спор относится к подведомственности арбитражных судов, на что указывает обширная судебная практика. К примеру, Администрация обратилась в городской суд с иском к Учреждению о признании права собственности на земельный участок и находящееся на нем здание детского сада.
Определением судьи городского суда истцу было отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ как неподведомственного суду общей юрисдикции.
Коллегия по гражданским делам областного суда, своим Определением, отменяя акт городского суда, сослалась на то, что Администрация, предъявляя требование о признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенное на нем здание детского сада, осуществляет властно-публичное полномочие, предоставленное ей Конституцией РФ, Федеральным Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, и не осуществляет тем самым деятельность, относящуюся к сфере экономической либо иной предпринимательской деятельности [2].
Анализируя судебную практику, можно заметить, что из-за особенностей рассмотрения земельных споров длительное время отсутствовал единый подход при определении подведомственности арбитражным судам споров, возникающих между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти относительно принадлежности прав на распоряжение землей, находящейся на территории муниципального образования. Одни суды исходили из того, что данные споры не подведомственны арбитражным судам в силу разграничения компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти в сфере земельных правоотношений. Другие считали, что здесь затрагиваются экономические интересы государственной власти или органов местного самоуправления, которые могут быть разрешены только арбитражным судом.
Данную проблему отчасти разрешил Научно-консультативный совет при ФАС Уральского округа. Совет указал на следующее: при оспаривании конкретных ненормативных актов органов местного самоуправления, связанных с правом органа местного самоуправления в сфере его экономической деятельности по передаче земельных участков во временное возмездное владение и пользование, в силу ч. 2 ст. 29 АПК РФ возникший спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Земельный спор, возникший из правоотношений, связанных с осуществлением права распоряжения конкретным земельным участком, совершенно обоснованно был признан экономическим и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.
Помимо подведомственности, важную роль в качестве процессуального механизма играет подсудность.
В главе 4 АПК РФ определено правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков (ст. 38 АПК РФ).
Говоря о подсудности дел, подведомственных арбитражным судам, отметим, что земельные споры рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов. В определении подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений, в арбитражных судах особых проблем нет, так как законом четко определена компетенция арбитражных судов различного уровня.
Основные особенности разрешения арбитражными судами земельных споров, которые отличают их от других судов, заключаются в следующем:
1) Необходимость досудебного урегулирования спора – это требование общее для большинства арбитражных споров, сохраняется оно и для конфликтов, касающихся земельных участков. Стороны, прежде чем обращаться в суд, должны попытаться уладить спор путем переговоров, а также предоставить подтверждение таких попыток (в виде протокола переговоров, копии претензии или других документов);
2) Подсудность – в арбитражных судах рассматриваются только дела, касающиеся экономической деятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях арбитраж также может рассматривать земельные споры, касающиеся государственных или муниципальных органов власти, а также госслужб;
3) Равные права при рассмотрении дела – и истец, и ответчик в равной мере могут предоставлять суду доказательства своей правоты. Решение суда основывается на анализе предоставленных документов, потому очень важно ответственно подойти к их подготовке и оформлению.
Разрешение земельных споров в арбитражных судах мало чем отличается от рассмотрения других дел. В целом процесс выглядит следующим образом:
1. Обращение в суд с исковым заявлением и пакетом документов.
Перечень документов, прилагаемых истцом (заявителем) к исковому заявлению (заявлению), приведен в ст. 126 АПК РФ. Прежде всего к заявлению необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Кроме того, к иску прилагается уведомление или иные документы о вручении (направлении) другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов. Еще одно обязательное приложение к исковому заявлению – документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (квитанция, платежное поручение);
2. Предварительный анализ поданных бумаг, регистрация дела или отказ в рассмотрении (если не соблюдены некоторые процедуры).
Вопрос о принятии арбитражным судом искового заявления к производству судья решает единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ч. 1 ст. 127 АПК РФ). О принятии искового заявления судья выносит определение. Кроме того, судья должен вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ).
Добавим также, что для правильного разрешения земельного спора на стадии подготовки дела к судебному разбирательству необходимо установить категорию земель и целевое назначение спорного земельного участка;
3. Судебное разбирательство, на котором обе стороны пытаются убедить суд в своей правоте. Тот, чьи аргументы и документальные доказательства сильнее, в итоге и выигрывает дело.
В частности, в качестве доказательств признаются:
-документы, подтверждающие право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся на данном земельном участке (свидетельство о регистрации права, справка БТИ);
-кадастровая карта (план) земельного участка;
-иные доказательства, подтверждающие право на данный земельный участок;
4. Вынесение вердикта. Арбитражный суд на основе предоставленных сторонами сведений принимает решение, удовлетворить ли иск истца или отказать в удовлетворении.
В частности, выводы арбитражного суда, изложенные в мотивировочной части решения, определяют преюдициальность обстоятельств, которые могут иметь значение при рассмотрении других дел.
В резолютивной части судебного решения должны быть четко сформулированы окончательные выводы арбитражного суда.
Земельные споры, разрешаемые арбитражными судами, могут быть направлены на подтверждение наличия или отсутствия спорного материального правоотношения (по искам о признании права) или на принудительное исполнение ответчиком своей обязанности (по искам о присуждении). Эта специфика и обусловливает различия в формулировках резолютивных частей решений о признании и решений о присуждении;
5. Стадия апелляции – если одна из сторон не согласна с решением, она имеет право оспорить его в вышестоящей инстанции;
6. Вступление решения в законную силу и исполнение.
Литература:
1. Бариев А.Г. Земельные споры: постановка проблемы, общие положения, процессуальные особенности // Вестник гражданского процесса. – 2018. – № 5. – С. 227.
2. Определение Ленинградского областного суда: принято 15 января 2014 г. № 33-75/2014.
Спасибо за информацию.
Актуально. Конечно 5 баллов, так старались, удачи Вам.
Согласен, здесь проблема с подведомственностью довольно непростая. Даже в случае, когда собственник участка - коммерческая организация или ИП - подведомственность зачастую - СОЮ.