Общее понятие, цель и предназначение брака в Исламе
Обратимся к исследованию института брака в мусульманском праве.
Ислам узаконил положение, характерное для родоплеменной идеологии, когда брак был священной обязанностью каждого члена племени, безбрачие – преступлением перед обществом и сородичами. Коран призывает: «И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью» [1]. А шариат даже требует от родителей, чтобы их дочери как можно раньше становились женами, имея в виду хадис – изречение Мухаммада: «Счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация».
Основываясь на другом хадисе, гласящем: «Худший из мертвых – тот, кто умер холостым», крупнейший мусульманский теолог и правовед, имам Медины Малик ибн Анас (708-795) писал: «Человек, сочетавшийся браком, имеет перед Аллахом больше заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостым» [2].
С точки зрения лингвистической «брак» (по-арабски «ан-никах») имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Абу Али ал-Кали сказал: «Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: «Накаха фулян бинт фуляна», то имеют в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: «Накаха имраатаху ау зав-джатаху», то имеют в виду только «совокупление», «половой акт», имевший место между мужчиной и женщиной» [3].
Слово «ан-никах» в шариате означает «заключение договора (по-арабски: «акд») между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза».
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению «взаимного удовольствия», но еще означает и «создание хороших семей и здоровых сообществ».
Поистине, семья – это не что иное, как крепчайшая связь между двумя душами, которую устанавливает Аллах, чтобы они могли насладиться покоем в их любимом супружеском доме, где поселились чистая привязанность и нежное взаимное сочувствие.
Брак в Исламе рассматривается и как естественные узы между мужчиной и женщиной.
Действительно, Аллах в Коране говорит: «О люди! Будьте ответственны перед Богом вашим, Который произвел вас от одного-единственного человека, и от него Он произвел жену его, и от них обоих произошло много людей; бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами; не прерывайте родственных отношений» [4].
Пророк Мухаммад, описывая сходство между мужчиной и женщиной, сказал: «Женщины и мужчины – словно дети-двойняшки».
С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится и в Коране, и в высказываниях Пророка Мухаммада. В Коране сказано: «Живите со своими женами в мире и согласии, так как если вы их невзлюбите, вы отвернетесь от источника радости и наслаждения, предоставленного вам Аллахом» [5].
Для мусульман брак не совершается на небесах между двумя абсолютно «созвучными друг другу душами» и не является таинством. Брак для мусульман – это, прежде всего, социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. И только при обоюдном выполнении всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может быть признан успешным.
Среди мусульман не принято рассматривать брак просто как законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей, хотя, разумеется, эта сторона брачной жизни весьма важна; мусульмане в женах своих видят, прежде всего, будущих матерей. Именно в этой ипостаси обретает мусульманская женщина истинное свое величие.
«Не женитесь ради привлекательной внешности; красота может служить причиной нравственного упадка. Не женитесь ради богатства, ибо оно может стать причиной непослушания. Женитесь во имя религиозного благочестия» (Тирмизи) [6].
Ислам смотрит на брак особым взглядом, основанным на философии жизни в частности и мироздания в общем. Самым важным в семейных отношениях является продолжение рода. Рождая и воспитывая детей дозволенным и благословенным Аллахом образом, семейная пара увеличивает и укрепляет мусульманскую умму. Семья должна стараться воспитать достойное и благочестивое потомство, которое вносило бы посильный вклад в развитие общества даже после смерти родителей. Истинно, Пророк Мухаммад сказал: «Женитесь, ибо я буду ходатайствовать за вас перед Аллахом (за большинство из вас)».
Второй из важных аспектов – удовлетворение естественных потребностей физиологии в соответствии с моралью и законами Ислама. Пророк Мухаммад сказал: «О юноши! Тот из вас, кто созрел для брака, должен жениться, так как это усмиряет нескромные взгляды и защищает вашу плоть. А тот, кто не может жениться, должен поститься, и это будет вашей защитой» [7].
В Исламе целомудрие до вступления в брак играет очень большую роль, и поэтому людям, желающим создать семью, необходимо оказывать любую посильную помощь и не создавать никаких препятствий. Действительно, из учения Пророка Мухаммада мы узнаем: «Трое из вас в своих деяниях достойны благословения Аллаха: борец на пути Аллаха, раб, который заложил свою свободу и желает выкупить ее, и тот, кто хочет жениться, чтобы сохранить свое целомудрие».
Мужчина и женщина, соединяющиеся брачными узами для того, чтобы сберечь и охранять целомудрие друг друга, будут щедро вознаграждены Аллахом. Более того, в обязанности обоих супругов входит исполнение желаний друг друга, и это очень важно, так как Пророк Мухаммад сравнил это с актом милосердия. Абу Зарр сообщил, что некоторые из сподвижников Посланника Аллаха сказали Пророку: «О Посланник Аллаха! Богатые люди получили полное вознаграждение от Аллаха. Ведь они совершают молитвы так же, как мы совершаем, и так же постятся, как мы постимся, и подают милостыню из того, что у них в избытке из своего имущества». Он сказал: «Не дал ли Аллах вам то, из чего вы можете подать милостыню? Поистине, сказать: «Слава Аллаху!» – для вас запишется милостыня, сказать: «Аллах превелик» – милостыня. Сказать: «Нет божества, кроме Аллаха!» – милостыня. Побуждать к благому – милостыня. Совершить совокупление (с женой) – милостыня». Они сказали: «О Посланник Аллаха! Совершив половой акт с женой, получает ли один из нас вознаграждение (от Аллаха)?». Он ответил им: «Скажите мне, если он совершил прелюбодеяние, то это считается грехом или нет? Поэтому если он, соблюдая брачный союз, сблизился с женой, то за это ему будет вознаграждение (от Аллаха)» (Муслим) [8].
Третьей важной целью брака является взаимная помощь супругов в достижении друг другом умственной, эмоциональной и физической зрелости. Безусловно, с момента свадьбы и муж, и жена сильно изменятся. Причина этих изменений кроется не только в возрастающей ответственности и изменении своей социальной роли, но и в том, что брак – это очень серьезные отношения. Вскоре после заключения брака мы замечаем, что люди начинают смотреть на жизнь несколько по-иному. Особенно это становится заметно после появления в семье первого ребенка. Семейная пара учится без ссор делиться семейными обязанностями, помогать друг другу в принятии важных решений, и постепенно супруги замечают, что стали лучше понимать друг друга. Действительно, только объединяя совместные усилия, муж и жена могут перебороть трудные ситуации.
Также брак приносит много пользы на физиологическом и психологическом уровне. Те, кто женится или выходит замуж с искренними намерениями, вскоре замечают, как спокойно и радостно стало у них на сердце. Только то, что с супругом или с супругой интересно и приятно проводить все свое свободное время, само по себе является источником радости и наслаждения. В тяжелые времена супруги делятся и поддерживают друг друга. Женщина, которой посчастливилось выйти замуж за благочестивого, верующего мужчину, который будет любить ее и обеспечивать все ее нужды, сможет полностью реализовать в себе потенциал, заложенный в ней от природы, – рожать и воспитывать детей. Мужчина, женившийся на набожной и заботливой женщине, после тяжестей и невзгод повседневной жизни найдет дома, в кругу жены и детей, покой и утешение [9].
Наконец, одна из самых важных целей брака – помочь вырасти грядущему поколению праведными верующими людьми. Родители обязаны как нельзя лучше позаботиться о физическом, моральном и духовном развитии потомства. Муж и жена, желающие завести ребенка, должны объективно оценить уровень своей физиологической готовности к этому важному событию и свою домашнюю обстановку. Для полноценного умственного и физического развития ребенку потребуется тишина, покой и постоянная забота родителей. Для малыша отношения между матерью и отцом будут живым примером идеала семейных отношений. Если родители живут в соответствии с Исламом, растущие дети захотят подражать их поведению.
Литература:
1. См.: Коран / Перевод с араб. Языка Г.С. Саблукова. – Б.м.: 1993. – Сура 24. – Аят 32 (далее – Коран-1993).
2. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990. – С. 174.
3. Усаймин Мухаммад ибн. Брак и развод в Исламе. – (http: // kavkazo.com/content/view/11/31/)
4. См.: Коран-1993: Сура 4. – Аят 1.
5. См.: Коран-1993: Сура 4. – Аят 19.
6. Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 248.
7. См.: Хамдан, Аиша. Брак в Исламе. – (www.islam-online.net.)
8. Женщина в исламе / ред.-сост. Г. Нуруллина. – М.: АСТ: УММА, 2006. – С. 60.
9. См.: Вагабов М.В. Ислам и женщина. – М.: «Мысль», 1968. – С. 169.
Правильные и мудрые посулы. Но не всегда так бывает в реальности.
Думаю, что в странах Востока подавляющее большинство из того, что сказано, - СОБЛЮДАЕТСЯ.
Согласна с Вами).
Интересно 👍🤝
Очень интересная публикация. Благодарю!
Спасибо). Очень интересная публикация.
Странно читать эти строки. В современное время, когда уже почти про все забыли. Да и среди мусульман уже давно пробиваеться сорная трава. (Здесь я имею в виду разводы). Грустно как-то от понимания, что жизнь стала совсем другой. И не совсем в лучшую сторону. Читая эту статью понимаешь, что жизнь поменялась очень сильно. Россия еще пытаеться духовно возрождаться, а вот в европе смотрят только в сторону америки. И хоть часть людей думает, что нам близка европа. Я скажу, что нам более близка азия.