Дедушка всех кроссоверов.

Все мы знаем что оригинальная трансмиссия нивы открыла миру новый класс автомобилей-кроссоверы. Вот откуда пришло это техническое решение мало кто знает.
В начале 1950 годов конструкторское бюро МАЗа исследовала различные конструкции полноприводных грузовиков. Необходимо было найти причину внезапных поломок трансмиссии заведомо исправных полноприводных грузовиков. В то время полноприводные шасси делались: с постоянным приводом на все мосты, с отключаемым передним мостом, с отключаемым задним мостом. На каждой оси за счет дифференциала одно колесо всегда было ведущим, т.е. сколько осей столько и ведущих колес.
Конструктор Анатолий Лефаров пришел к выводу, что при определенном сочетании конструкторских решений ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию. Для достижения этого эффекта нужно лишь включить в трансмиссию межосевой дифференциал, т.е. остается только одно ведущее колесо из четырех.
Были изготовлены опытные шасси и проведены испытания в различных условиях. Полученные результаты удивили даже самих конструкторов: уменьшился расход топлива, а проходимость улучшилась. Главное за счет распределения нагрузки увеличился ресурс деталей ходовой части. Но как часто это бывает, все заказчики с недоверием отнеслись к новой схеме.
1953 году Минлеспром СССР обратился в МАЗ с заказом на полноприводные лесовозы, способные перевозить лес массой до 15 тонн и длиной до 30 метров. На базе схемы Лефарова в короткий срок были сделаны шасси-тягач 4 х 4 и проведены испытания. Характеристики соответствовали требованиям заказчика. Двигатель использовался ЯАЗ-М 204 А, четырехцилиндровый, мощностью 120 л.с. (Карл! Всего 120 лошадок и 15 тонн грузоподъемности по бездорожью!) Зимние испытания еще сильней удивили: машина с грузом в 15 тонн спокойно ездила по лесным дорогам со снежным покровом 0,5 метров и преодолевала снежные переметы глубиной в 1 метр и длиной в 30 метров. Новая машина получила название МАЗ-501 и пошла в серийное производство в 1955 году.

Новинку тут же оценили военные. Для них начали делать целую серию автомобилей различного назначения по маркой МАЗ-502
А теперь внимание: рисунок трансмиссии МАЗ-501

Ничего не напоминает? Правильно!

Вот откуда взялась решение реализации полного привода у Нивы. А уже от Нивы это решение перекочевал на остальные кроссоверы. Благодаря МАЗ-501 мир получил новый класс автомобилей-кроссоверы.
ЗиЛ-157 выпускался серийно с 1958 года в основном для народного хозяйства и ВС СССР, крупнотоннажный и высокой проходимостью.