Умер Александр Рогожкин.Он снял «Особенности национальной охоты» и был самым народным режиссером 1990-х.

22 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В Санкт-Петербурге в возрасте 72 лет скончался Александр Рогожкин — наверное, самый народный режиссер 1990-х, в эпоху тотального упадка российского кино снявший фильм, по популярности не уступавший советским комедийным шедеврам («Особенности национальной охоты»), а затем более-менее в одиночку реанимировавший отечественные сериалы и создавший образец, по которому до сих пор существует на телевидении жанр ментовского детектива («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»). Рогожкину хватало смелости уже в девяностых осмыслять происходящее на Чеченской войне («Блокпост»), а его обращение к теме Великой отечественной войны («Кукушка») сейчас наверняка бы смотрелось натуральной фрондой — любой идеологии режиссер предпочитал политику чувств. «Лента. Ру» рассказывает о его карьере.

Путь Александра Рогожкина в кино не был простым. Он успел отучиться на искусствоведа в родном Ленинграде, год отслужил в специальных моторизованных частях милиции. Еще два — отработал декоратором на «Ленфильме». Затем провалил поступление на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, но попал во ВГИК — в мастерскую к живому классику советского кинематографа, режиссеру «Молодой гвардии» и «Тихого Дона» Сергею Герасимову. Когда Рогожкин закончил учебу, ему уже было за тридцать — и ни любимым студентом мастера, ни образцовым выпускником он не стал: его диплом «Рыжая... Рыжая» Герасимов и вовсе раскритиковал, не оставив от картины камня на камне. И Рогожкин вернулся в Ленинград.

Александр Рогожкин

Фото: Александр Яковлев / ТАСС

Известность пришла к режиссеру только в 1990-м с выходом на экраны «Караула». Причем сразу как скандальная (а какой еще эффект могла произвести в Советском Союзе эпохи распада картина, снятая по взбудоражившей страну трагедии Артура Сакалаускиса, призывника, который из-за дедовщины пошел на массовое убийство), так и респектабельная — «Караул» наградили призом им. Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве. Этими путями в исполнении Рогожкина были тотальный, нервирующий зрителя психологический перегруз — и камера, движения которой в сотрясаемом солдатскими разборками вагоне для зэков создавали удушающий клаустрофобный эффект.

Кадр: фильм «Караул»

Так Рогожкин на время стал одним из самых интересных имен в отечественном авторском кино — и если его радиоактивную притчу, исследовавшую тропы Чернобыля в советском подсознании («Третья планета»), не заметили из-за того, что ее выход пришелся на турбулентную осень 1991-го, то уже следующий фильм режиссера «Чекист» удостоился премьеры в Каннах. На самом престижном фестивале планеты этот сеанс бади-хоррора в застенках террора был освистан. Сейчас, впрочем, очевидно, что Рогожкин во многом опередил свое время, предугадав фестивальные тренды следующего десятилетия: рядом с фильмами Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля, «Чекист», провокационно избегавший психологизма и предпочитавший ему эротику смерти, смотрелся бы уместнее, чем в контексте перестроечного кино начала девяностых, когда он был заклеймен «чернухой».

Кадр: фильм «Чекист»

О том, что он в состоянии снимать не только мрачное экзистенциальное кино о своем странном времени Рогожкин заявил миру в 1995-м. И как — «Особенности национальной охоты» доказали, что полноценный народный хит может появиться даже в эпоху тотального раздрая национального кино. История выезда на охоту группы сильно пьющих представителей русского народа (плюс один невинный в плане беспробудного пьянства финн) стремительно стала VHS-блокбастером, взорвала рейтинги в телеэфире — и впечатляющими, гайдаевскими темпами поспешила разойтись на цитаты. «Водку?! Водку — буду». «Михалыч? А мы думали — медведь». «Корову на мясо, экипаж под арест». И так далее — важнее, что «Особенности национальной охоты» как будто напомнили стране: учитывая все, что происходит вокруг, бухать — не просто не зазорно, но и вполне оправданно.

Кадр: фильм «Особенности национальной охоты»

Сверхъестественный успех «Охоты» не мог не привести к идее взяться за сиквелы — и Рогожкин не подвел, в «Особенностях национальной рыбалки» и «Особенностях охоты в зимний период» отказавшись от лирических интенций оригинала и развернув с участием полюбившихся народу Михалыча, Кузьмича и компании натуральную алкобуффонаду, почти мультяшную по уровню пьянства и гэгов карикатуру на саму себя. Сам Рогожкин эти сиквелы не очень-то ценил: «Я нормально воспринимаю только первый фильм. А когда началось тиражирование, мне стало неинтересно», — делился он в интервью «Комсомольской правде». Не очень-то удалось и заработать: гонорар за «Особенности национальной охоты» был смешным. «Кончаловский сказал тогда, что если бы я снял такой фильм где-нибудь в Голливуде, то мог бы всю оставшуюся жизнь спокойно жить на своей вилле, ни одной ноги не опуская с шезлонга», — сокрушался в то время Рогожкин.

Кадр: фильм «Особенности национальной рыбалки»

Такая ситуация в индустрии заставила режиссера браться за несерьезные, как будто, для призера Берлинале и участника Канн, заработки — например, работу в сериалах. Приход Рогожкина на телевидение, впрочем, оказался судьбоносным — причем не столько для самого режиссера, сколько для телевидения. Сняв первые несколько серий «Улиц разбитых фонарей», постановщик тем самым заложил фундамент для жанра ментовского сериала, который стоит на его находках и интонации по сей день. А когда «Улицы» — уже без его участия — сами стерлись до чистых клише, Рогожкин же показал, куда жанру идти дальше, в «Убойной силе», попутно превратив в общероссийскую звезду Константина Хабенского.

Кадр: телесериал «Убойная сила»

До того, как закончились девяностые, режиссер успел напомнить о себе и в авторском кино: его «Блокпост» фиксировал нарывы Чеченской войны в формате камерной драмы, от первого до последнего кадра выдерживающей сокрушительную интонацию без особых манипуляций со зрительскими чувствами. В 2002-м антивоенная линия в рогожкинской фильмографии продолжится и пытающейся разглядеть человека за идеологическим туманом Великой отечественной «Кукушкой», а еще через несколько лет — эпическим в своих авиационных и мелодраматических перехлестах «Перегоном». Если первая вглядывалась в советского человека с той стороны фронта, то второй смотрит на чувственный русский мир уже глазами союзников-американцев.

Кадр: фильм «Кукушка»

В сущности, нет ничего удивительного, что Рогожкин, всю карьеру и в каждой работе искавший нестандартный, неочевидный ракурс авторского взгляда — на войну и на страну, на комедию и на детектив, на кадр и на человека — в 2010-х предпочел перестать снимать, чем подвергать свое видение стандартизации. «Здоровья на борьбу с непрофессионализмом уже не хватает», — признавался он. Что ж, тот факт, что современная Россия осталась не запечатлена режиссером, возможно, лучше других сумевшим показать как будто более сложное и смутное время, уже многое говорит о качестве эпохи, в которую мы живем.

Денис Рузаев.

Подробнее ➤

Проголосовали: 5

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

2 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Светлая память...

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
24.10.2021, 18:25
Уварово

Светлая память талантливому постановщику

и просто человеку Александру Рогожкину!

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Снежная зарисовка: Гея и задачи демографии

Вот наконец-то и в Воронежской области выпал снег. Правда, не очень много, но землю покрыл своим снежным покровом. В Москве снега значительно больше, и там уже начали лепить снеговиков и снежных баб.
00:57
Поделитесь этим видео

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

Почти миллиард за год? Что известно о заработке певца Вани Дмитриенко в 2025 году

В сети пошла новость о том, что певец Ваня Дмитриенко в 2025 году якобы заработал около 924 млн рублей. Журналисты утверждают, что молодой исполнитель провел 33 концерта, а гонорар за одно шоу — 28 млн рублей.
04:26
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы