Умная сила в международных отношениях: Россия, Германия и Китай

Абстрактный
В последние годы возрастает интерес к применению умной силы как средства достижения различных целей в международной политике. Предметом исследования является концепция умной силы, введенная Джозефом Наем во второй половине 1980-х гг. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что умная власть должна быть специально адаптирована к конкретному государству. В статье рассматриваются стратегии и политики, применяемые Российской Федерацией, Федеративной Республикой Германия и Китайской Народной Республикой для осуществления умной силы. На примерах этих трех сил авторы показывают разные трактовки понятия и анализируют разные используемые ими источники умной силы. В основу исследования положен институциональный подход, предполагающий анализ конфигурации и внутренней структуры объекта. Основной вывод авторов заключается в том, что понятие умной власти следует рассматривать в контексте конкретно выбранного государства с учетом всех его особенностей, государственного устройства, исторически сложившихся обстоятельств и современного положения дел.
Ключевые слова : умная сила, жесткая сила, мягкая сила, международная политика, Россия, Германия, Китай, международные отношения, политология, концепция, исследование.
Введение
Политическая обстановка в 2021 году требует от международного сообщества разработки и реализации различных политик и стратегий для обеспечения мира и безопасности. В этом контексте умная сила демонстрирует способность государства сочетать использование как жесткой силы, так и мягкой силы для достижения внешнеполитических целей. Недавние изменения в мировой политике сформировали условия, влияющие на взгляд на растущую важность применения умной силы. В статье предпринята попытка показать различные способы осуществления умной силы такими сверхдержавами, как Россия, Германия и Китай. В иерархии международных отношений статус государства определяется рядом параметров, одни из которых являются достаточно строгими и измеримыми, другие - грубыми и оценочными. Понимание концепции умной силы в этой статье будет отражено в различных политиках, которые применяются такими могущественными государствами, как Российская Федерация, Федеративная Республика Германия и Китайская Народная Республика. Актуальность концепции умной силы обусловлена необходимостью для сверхдержав придерживаться политики сочетания различных средств сохранения статуса и защиты своего спокойствия. Таким образом, цель данной статьи — показать применение концепции умной силы через призму нескольких ее интерпретаций тремя сверхдержавами.
Анализ применения умной энергии в РФ, Германии и Китае.
Российская Федерация
Рассматривая концепцию использования политической элитой современной России умной силы на мировой арене, логично проанализировать действия российского правительства и политику, проводимую лидером страны в XXI веке Владимиром Путиным.
С 2000 года г-н Путин прилагает много усилий для восстановления статуса России как мировой сверхдержавы на международной арене. Особое внимание уделяется возрастающей роли Русской Православной Церкви, которая рассматривается как жизненно важный инструмент возрождения и поддержания традиционных ценностей российского общества. Первостепенная задача — не просто сохранить и укрепить российскую культуру, но и сделать ее привлекательной для иностранцев за счет организации российских культурных форумов, направленных на продвижение положительного имиджа страны, например, создание российских центров науки и культуры в Иордании, Ливан, Сирия, Египет, Марокко, Тунис и палестинские территории, а также создание эффективного международного новостного канала RT, вещающего на многих языках; создание Россотрудничества, первого в России федерального агентства по работе с русской диаспорой.
Во время президентства г-на Путина Россия продемонстрировала впечатляющую культурную открытость. Олимпиада в Сочи, например, показала, что Россия «превратилась в сильную, стабильную, современную и дружелюбную» страну. Чемпионат мира по футболу 2018 года также внес значительный вклад в формирование глобального имиджа России как современной открытой страны. Краткий анализ показывает, что в последнее время Россия использовала потенциал «мягкой силы» для распространения своего влияния и укрепления своего глобального положения.
В то же время на протяжении последнего десятилетия Россия проводила очень жесткий и бескомпромиссный политический курс во внешней политике, направленный на закрепление позиций страны как миротворца, выступающего в защиту своих национальных интересов и обеспечивающего стабильность, что можно рассматривать как проявление жесткой силы. Встал на сторону оккупированных территорий в военном конфликте в Грузии в 2008 г., участвовал в конфликтах на Украине и в Молдове для защиты русскоязычного населения, а с 2015 г. руководил военными операциями в Сирии по урегулированию конфликта в стране, борьбе с терроризмом и обеспечить стабильность в регионе. Огромные шаги были предприняты для превращения России де-факто в глобальную сверхдержаву в дипломатической сфере, в том числе недавние соглашения с талибами в Афганистане.
Германия
Германия, как никакая другая страна мира, понимает, что применение жесткой силы для достижения внешнеполитических целей может привести к катастрофическим последствиям.
История Германии второй половины ХХ века является примером перехода от средств жесткой силы, приведшей к тому, что страна была разделена и лежала в руинах, к мягкой силе, а затем, как и внешнеполитическая влияние и экономическая мощь росли, превращаясь в умную силу.
После объединения Германии 3 октября 1990 года новое правительство взяло курс на европейскую интеграцию и повышение авторитета ЕС. Сегодня современная Германия является европейской столицей технологий, промышленности и экологических стандартов. Правительство взяло курс на признание ошибок и ужасов своего нацистского прошлого, в Германии этот курс называется Erinnerungspolitik (Политика памяти). Германия ежегодно приносит извинения всем жертвам Второй мировой войны и выплачивает компенсации. В контексте этой политики Германия стала пионером в решении одной из самых острых проблем - кризиса беженцев. Сегодня Германия играет первую скрипку в европейском миграционном оркестре. Средствами умной силы Германия пытается восстановить свой имидж, подпорченный после 2- й мировой войны, используя свой научно-технический потенциал для улучшения жизни людей и одновременно обеспечения своего доминирующего положения на континенте.
Также немецкое правительство понимает, что умная сила в 21 веке — это прежде всего борьба за умы, борьба, которую нельзя проиграть. Германия отличается развитой партийной культурой. У каждой партии есть негласные некоммерческие организации и фонды, основными задачами которых являются: просвещение иностранных целевых аудиторий; культурный обмен; продвижение немецких ценностей.
Фонд Фридриха Эберта и Фонд Конрада Аденауэра, Институт Геоте и другие внесли большой вклад в реализацию этих задач более чем в 120 странах. Чем больше людей в мире знают о наследии страны, тем привлекательнее она кажется окружающим, а значит, тем сильнее ее умная сила.
Китай
В современной глобальной политике власть государства становится все более неоднозначной. Если несколько веков назад ее проявлением была в основном военная и военно-морская мощь, то в наши дни непринудительные средства воздействия (а именно, мягкая сила) являются неотъемлемой частью внешней политики и в большей степени предопределяют успех страны на мировой арене. .
Китай, рассматриваемая страна, в свою очередь, использует более тонкие и гибкие методы воздействия, выходящие за рамки стандартных и именуемые «резкой силой». Этот термин впервые появился в докладе американского «Национального фонда за демократию» в 2017 году. Там американские исследователи Кристофер Уокер и Джессика Людвиг отметили усиление влияния авторитарных режимов, в частности Китая. Авторы ввели понятие «резкой силы» и назвали Китай явным ее представителем: страна не прибегает к открытому военному противостоянию, а активно использует информационное пространство для оказания давления и наращивания своей экономической мощи.
В странах Запада «острая сила» считается формой власти, предполагающей манипулирование общественным мнением, идеями, методами проведения кампаний, а также распространение фейковых новостей. Обычно «резкая сила» воспринимается негативно как метод формирования общественного мнения путем фальсификации информационных потоков и игнорирования демократических ценностей, составляющих основу «мягкой силы».
Но Китай не бряцает оружием, хотя и занимает первое место по вооруженным силам и второе по военному бюджету. Она не участвует в военных операциях в других странах, ограничиваясь участием в миротворческих операциях ООН.
При этом Китай также развивает свою «мягкую силу» в различных сферах: создание многочисленных международных образовательных центров (например, институтов Конфуция), политика невмешательства во внутренние дела других стран и, конечно же, сильная экономика, привлекающая иностранные инвестиции и человеческие ресурсы. Наиболее показательным примером здесь является проект «Один пояс, один путь» (позже известный как инициатива «Один пояс, один путь»), который был запущен в октябре 2013 года. укрепляется международная привлекательность и имидж на мировой арене.
Результаты исследования
В статье установлено, что дерево сверхдержав в большей степени опирается на применение умной силы в достижении различных политических и экономических целей. Однако источники умной силы различны в зависимости от исторического прошлого, культурного наследия, социально-политических условий и той роли, которую они играют в мировой политике. Результаты исследования показывают, что Россия в основном полагается на свою культурную мощь в сочетании с жестким военным подходом к урегулированию конфликтов и защите своих интересов. Германия, в свою очередь, продемонстрировала несколько иной подход с большим вниманием к средствам мягкой силы, принимая во внимание свое историческое наследие, повлиявшее на их внешнюю политику, опираясь в основном на свой технологический потенциал и политику, направленную на обеспечение стабильности и процветания в Европе. Выводы подчеркивают уникальный пример Китая, который использует концепцию умной силы, трансформируя ее в «резкую силу» в контексте своего авторитарного режима, в отличие от двух других стран, представленных в этой статье. Полученные данные демонстрируют важность рассмотрения использования странами «умной силы» для понимания того, как они воспринимаются другими на международной арене, и имеющихся у них механизмов для оказания влияния в различных сферах. На примерах этих состояний мы пришли к выводу, что.
Вывод
На этом основании можно сделать вывод о важности изучения концепции умной силы с точки зрения социально-политических, культурных ресурсов, которыми обладает государство, и того, как оно их использует для достижения целей. Ключевым моментом, который следует отметить, является то, что приведенные выше примеры показывают, что «умная сила» не обязательно подразумевает конкретную формулу применения, но это искусство оптимизировать различное использование власти так, как это необходимо конкретному государству. Эти выводы открывают путь к новому взгляду на изучение концепции умной силы в силу ее актуальности в контексте современного политического климата, поскольку новый мировой порядок диктует необходимость учитывать такие изменения в формулировании политики.
Хорошо если договорятся...
Интересная статья, но устаревшая от 2021, когда ещё мягко сказано, что Россия использует "свою культурную мощь в сочетании с жёстким военным подходом" . Сейчас про культуру уже забыли и на практике одна в....на, как её не обзови. К тому же по способу управления Китай и Россия в равной степени авторитарные страны, хотя упоминается только Китай, а мы, вроде, как демократы наравне с Германией.