Коррупция и конфликт интересов на государственной службе

Государственная служба является особым институтом власти, осуществляющим функции публичного управления по подготовке и исполнению управленческих решений, при помощи которых осуществляется реализация политики конкретного государства.
Следует отметить, что специфика государственной службы предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – отдельного индивида, различных социальных групп, общества, а также самого государства, при столкновении которых создается множество конфликтных ситуаций в управленческом процессе.
Конфликт интересов заключается в появлении личной прямой либо косвенной заинтересованности, или в потенциальной возможности появления такой заинтересованности у служащего при исполнении им своих должностных полномочий. Понятие конфликта является комплексным, оно направлено на противодействие коррупционным проявлениям и закреплено в законодательстве государства с целью минимизировать коррупционные риски.
Необходимо подчеркнуть, что на государственной службе конфликт интересов можно наблюдать в различных сферах – политической (выборы, членство в политических партиях), экономической (госзакупки, конкурсы) и должностной (поступление на службу, ее прохождение, увольнение). В каждой из вышеперечисленных сфер конфликт интересов имеет особые источники возникновения, возможные негативные последствия и специфические способы его разрешения.
Конфликт интересов.
Основными причинами конфликта интересов на гражданской службе могут стать:
невыполнение гражданскими служащими прямых обязанностей;
нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
несоблюдение норм действующего законодательства;
несоблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства в целом;
нарушение ограничений и запретов, которые связаны с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции.
Понятие коррупции
Коррупция - это злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды. Данный термин происходит от латинского слова «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, продажность или подкуп.
Стоит отметить, что к лицам, которые могут злоупотребить собственной властью относятся как политики или чиновники, так и представители образования и медицины. Сама же коррупция включает в себя такие понятия, как злоупотребление властью, вымогательство, мошенничество, отмывание денег и растрату.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя очень широкие пределы усмотрения, а также возможность необоснованного применения исключений из общих правил либо положения, содержащие трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям. Так, они создают условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. Так, к рассмотрению принимаются только те проекты нормативных правовых актов, которые были согласованы ранее со всеми заинтересованными органами военного управления.
Следует подчеркнуть, что понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, которое приводит к причинению вреда (вопреки) правам и законным интересам граждан, организаций, общества или целого государства. Кроме того, эти термины объединяет и общий метод достижения личной выгоды (доходов) – это незаконное использование физическим лицом своего должностного положения или негативное влияние на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей физическим лицом.
Помимо этого, выделяются такие правонарушения коррупционной направленности, которые связаны с конфликтом интересов на государственной службе, например:
• непринятие государственным служащим мер, направленных на предотвращение конфликта интересов;
• не уведомление представителя нанимателя о конфликте интересов, который уже возник ранее, либо о наличии личной заинтересованности, способной привести к данному конфликту;
• владение акциями и ценными бумагами, а также непринятие конкретных мер для передачи их в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ;
• занятие иной оплачиваемой деятельностью без информирования работодателя при наличии конфликта интересов или его возможности.
Закон о противодействии коррупции предусматривает определенные способы решения конфликта интересов на государственной службе:
• изменение должностного или служебного положения, являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
• отказ государственного служащего от выгоды, которая повлияла на возникновение данного конфликта интересов;
• отвод либо самоотвод государственного служащего в порядке, который был установлен законодательством РФ.
Кроме того, конфликт интересов может означать еще и общее покровительство по службе из родственных или семейных отношений. Считается, что такая личная заинтересованность может быть использована с целью криминализации конфликта интересов и перевода его в уголовно-правовую плоскость совершения преступлений коррупционной направленности. Однако, так как сфера государственного управления является частью общественной жизни, устранить такие общественные связи полностью невозможно. Следовательно, конфликт интересов, даже в потенциально возможном виде, становится неизбежной частью общественной жизни, как и сферы государственной службы. Исключить и избежать его не предоставляется возможным, так как для этого нужно будет криминализовать и запретить любые общественные отношения в сфере гражданской службы. Из чего можно сделать вывод, что подходить к оценке коррупциогенности какого-либо конфликта интересов необходимо рационально и взвешенно, при этом все существующие обстоятельства нужно рассматривать объективно и непредвзято.
Очевидным остается тот факт, что в рамках реформы государственной службы антикоррупционное регулирование необходимо осуществлять в первую очередь, используя механизмы предотвращения и разрешения конфликта интересов, а именно корректируя профессиональную этику государственных служащих.
Источник:
👍👍👍
Жаль,что её неискоренить...У отца Петра Первого в 17 веке, такая же ерунда было... Морозов,что творил...
Да, было дело...
😊😊