Как праздновали Рождество и Новый год в Гулаге

Даже в самые отчаянные времена и в самых ужасных обстоятельствах, таких как лагеря сталинской эпохи, русские все равно находили время для празднования, даже если это требовало тайных мер.
Атеистические советские власти запретили православное Рождество, но вскоре поняли, что людям нужен зимний праздник. Итак, они "изобрели" новое - в 1936 году Сталин ввел традицию празднования Нового года с большим размахом по всей стране.
Запретное Рождество
"Среди безжалостно мрачных дней тяжелого труда, унижений, боли, голода и недостатка сна в жизни заключенных в трудовых лагерях сталинской эпохи были редкие дни радости. На сегодняшний день самыми популярными и наиболее ожидаемыми праздниками были Рождество и Новый год", - говорит Татьяна Полянская, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа.
К 1936 году в сталинских лагерях находилось более миллиона человек. И хотя советский Новый год еще не стал популярным праздником, праздновалось преимущественно Рождество, и, конечно, это делалось тайно. Суровое наказание ожидало любого, кто отмечал религиозный праздник или нарушал лагерные правила. О таких нарушениях могут сообщать администрации "стукачи". Малейшая неосторожность может привести, в лучшем случае, к уничтожению праздничных атрибутов или, в худшем случае, к тому, что "виновному" лицу грозит заключение в штрафном изоляторе. Итак, все это было сделано на свой страх и риск.
Рождество Христово праздновалось 24 декабря (по старому стилю, а не 7 января, как сейчас в России). На самом деле рабочий день часто намеренно продлевался, чтобы оскорбить чувства верующих и лишить их отпуска. Но заключенные приложили все усилия, чтобы отпраздновать это событие, создать праздничную атмосферу и сохранить теплые воспоминания о нем.
Рождественская елка и лагерные деликатесы
Праздничное угощение нужно было готовить заранее - иногда еще осенью. Блюда были скромными. Каждый старался отложить немного еды из посылок, которые они получали от родственников, в частности, с длительным сроком хранения, таких как сухофрукты, мука, сахар или сушеная рыба.
Все это тщательно скрывалось - "как правило, в кучах снега во дворе, потому что каждый уголок лагеря был прочищен тонкой зубчатой расческой",-вспоминала Вера Прохорова, которая провела шесть лет в лагерях в 1950-х годах. По ночам в печи, отапливавшей тюремный барак, готовили угощения - хлопья с медом и сухофруктами, вяленый картофель и даже пирожки.

Барак лагеря
Государственный архив Российской Федерации
Прохорова вспомнила, что иногда можно было выпросить у лагерных властей новую простыню взамен той, которая якобы пришла в негодность, и ее использовали в качестве импровизированной скатерти.
Заключенные также пытались принести в свой барак еловые ветки. В преддверии Рождества те, кто был назначен на лесозаготовки в тайге, прятали небольшое деревце или ветку под своей тюремной одеждой и тайно приносили их с собой.
В сам день, когда барак был заперт на ночь, все сели за трапезу и помолились. Нерелигиозных коммунистов также пригласили сесть, и в большинстве случаев к ним присоединились атеисты. По воспоминаниям заключенных, представители разных религий и этнических групп праздновали вместе, и в канун Рождества у них было огромное чувство духовной солидарности. Были прочитаны отрывки из Евангелий и спеты колядки на разных языках.
"В лагерных бараках в канун Рождества, а затем и в канун Нового года царило ощущение волшебства: объединенные общим волнением, надеждой на лучшее будущее и просто ощущением радости жизни, люди разных национальностей и происхождения - как политические заключенные, так и обычные преступники - испытывали чувствоо товарищеском отношении друг к другу", - говорит Татьяна Полянская.
Новогодние открытки и открытки на улицу
В то же время администрация лагеря снисходительно относилась к празднованию Нового года и не чинила заключенным никаких препятствий. Поначалу Новый год в лагерях отмечали только представители коммунистической партийной интеллигенции и атеисты, но за короткое время праздник стал поистине всеобщим - еще один повод внести что-то светлое и позитивное в жизнь заключенных.

Новогодняя елка для сотрудников детского сада и детей лагеря
Музей истории ГУЛАГа
В конце 1930-х годов условия в лагерях стали более суровыми, пайки хлеба были ничтожными, а заключенным давали только жидкий суп. Люди хватались за любую возможность организовать хотя бы эфемерное подобие праздника - и даже праздничный стол не был необходим для этой цели. Они изготовили импровизированные украшения для праздничной елки из любых материалов, которые смогли найти, и сделали подарки и игрушки для детей лагеря (Новый год воспринимался прежде всего как праздник для детей).
Многие заключенные также пытались отправить обнадеживающие сообщения друзьям и родственникам во внешнем мире и создавали самодельные открытки. Сохранилось несколько таких открыток, отправленных домой инженером Алексеем Силиным, который отсидел пять лет на севере за "антисоветскую агитацию", и Людмилой Хачатрян, которая провела восемь лет в лагерях за брак с иностранцем.

Алексей Силин. Открытка из Котласа, Архангельская область, 1944 год
Музей истории ГУЛАГа

Алексей Силин. Открытка из Салехарда, Ямало-Ненецкий автономный округ, 1952 год
Музей истории ГУЛАГа

Алексей Силин. Открытки из Салехарда, Ямало-Ненецкий автономный округ, 1952 год
Музей истории ГУЛАГа

Людмила Хачатрян. Открытка "С Новым годом! 1954"
Музей истории ГУЛАГа

Людмила Хачатрян. "С Новым годом! За новые надежды! 1954"
Музей истории ГУЛАГа
Как Вам статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо Вам огромное! Очень интересная публикация! Лайк, конечно!
Спасибо, интересно!.
Спасибо,очень интересно,как все-таки велико в людях стремление жить и жизнь праздновать