Роберт Готлиб - от Ле Карре до Клинтона

16 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 0,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В издательствах Simon & Schuster, Alfred A. Knopf и The New Yorker он оттачивал работы писателей середины-конца 20-го века "кто есть кто".

Роберт Готлиб - от Ле Карре до Клинтона

Роберт Готлиб, выдающийся редактор издательств Simon & Schuster, Alfred A. Knopf и The New Yorker, чье мастерство сформировало библиофильскую библиотеку романов, научно-популярных книг и журнальных статей пантеона признанных писателей середины-конца 20-го века, скончался в среду на Манхэттене. Ему было 92 года.

Смерть в больнице подтвердила его жена Мария Туччи.

Мистер Готлиб редактировал романы, среди многих других, Джона ле Карре, Тони Моррисон, Джона Чивера, Джозефа Хеллера, Дорис Лессинг и Хаима Потока; научную фантастику Майкла Крайтона и Рэя Брэдбери; исторические романы Антонии Фрейзер и Барбары Тачман; мемуары бывшего президента Билла Клинтона и Кэтрин Грэм, бывшей издательницы журнала The Washington Post; и работы Джессики Митфорд и Энтони Берджесса.

За три десятилетия работы в издательствах Simon & Schuster и Knopf он превратил сотни рукописей в хорошо принятые книги, многие из которых разошлись миллионными тиражами, получили награды и сделали авторов богатыми и знаменитыми. Коллеги называли его проницательным, но чувствительным к писательскому самолюбию. Его навыки завоевали ему верных поклонников среди авторов, и он стал президентом Knopf, а также главным редактором.

Затем, в 1987 году, в результате резкой смены карьеры после относительной анонимности и безмятежности книгоиздательства, мистер Готлиб был назначен третьим редактором за 62-летнюю историю The New Yorker, одной из самых престижных должностей американской журналистики. Он сменил Уильяма Шона, легендарного редактора журнала на протяжении 35 лет, который сменил редактора-основателя Гарольда Росса.

Назначение С.И. Ньюхауса-младшего, семье которого принадлежали как материнская компания Кнопфа, Random House, так и The New Yorker, произвело на сотрудников впечатление разорвавшейся бомбы. Петиция 154 писателей, редакторов и других лиц протестовала против вынужденной отставки мистера Шона, который вошел в историю журналистики благодаря прорывным статьям, ставшим бестселлерами: “Хиросима” Джона Херси о первой атомной бомбардировке города; “Эйхман в Иерусалиме” Ханны Арендт; "Рэйчел Карсон" “Тихая весна”.

В петиции отмечалась блестящая репутация мистера Готлиба, но, тем не менее, он призвал его отозвать свою кандидатуру, заявив, что такой инсайдер, как Чарльз Макграт, редактор художественной литературы журнала и очевидный наследник, мог бы наилучшим образом послужить его традициям. (Мистер Макграт позже стал редактором книжного обозрения "Нью-Йорк Таймс" и крупным обозревателем "Таймс".) Но мистер Готлиб отказался отойти в сторону и окунулся в перевернутый с ног на голову мир еженедельных дедлайнов и странных отношений редактора и писателя, которые перевернули его многолетний опыт в книгоиздании.

“В издательстве вы выполняете исключительно служебную работу редактора”, - вспоминал он в антологии “Искусство создания журналов”, вышедшей в 2012 году. “Ваша работа - служить книге и писателю”. В “Нью-Йоркере" все было по-другому, он сказал: "Ты - живой бог. Вы здесь не для того, чтобы угождать писателям, но писатели здесь для того, чтобы удовлетворять вас, потому что они хотят быть в журнале”.

Роберт Готлиб - от Ле Карре до Клинтона

В отличие от своего уважаемого и формального предшественника, который носил пиджаки и галстуки, встречался с людьми по предварительной записи и к которому обращались “мистер". Шон: ”Мистер Готлиб был изворотливым коллекционером китча, такого как пластиковые женские сумочки, страстным любителем классического балета и эксцентричным англофилом, который называл писателей ”дорогой мальчик".

Он не посещал обеды в светских журналах, предпочитая хот-дог в Центральном парке или сэндвич за своим рабочим столом. Со своим вытянутым лицом, тяжелыми очками и редеющими волосами он расхаживал по офису, как пляжный бродяга, в старых кроссовках, мешковатых брюках и мятых рубашках поло, болтая с персоналом.

Ослабив опасения многих поклонников Нью-Йорка, за пять лет он внес несколько и в основном незначительных изменений. Он опубликовал новых авторов, в том числе журналиста Рэймонда Боннера, эссеистку Джудит Турман и поэтессу Дайан Акерман, а также художественную литературу Роберта Стоуна и Ричарда Форда. Были наняты новые критики, а комментарии к "Разговорам о городе" были открыты для большего числа авторов и больше не писались анонимно. Но он не сокращал длинные статьи, которые критики иногда называли многословными и скучными, и постепенно завоевал доверие и привязанность большинства сотрудников.

В 1992 году Тина Браун, британский редактор Vanity Fair, сменила мистера Готлиба в результате дружественного перехода и внесла яркие изменения. Поклонники назвали их живой актуальностью и освежающей дерзостью. Традиционалисты назвали их вульгарными, особенно портрет Юстаса Тилли, фирменного денди журнала, который появился на юбилейной обложке в образе прыщавого подростка с золотой серьгой в ухе, щурящегося на рекламный щит секс-шопа на Таймс-сквер.

После работы в New Yorker мистер Готлиб со временем возобновил редактирование в Knopf; стал танцевальным критиком в New York Observer; составил антологии по танцам, джазу и текстам песен; и написал несколько книг, в том числе мемуары 2016 года “Заядлый читатель: жизнь”, в которых он рассмотрел плюсы и минусы из литературной жизни.

“Есть редакторы, которые всегда будут чувствовать себя виноватыми из-за того, что они не писатели”, - объяснил он. “Я умею писать на отлично — любой образованный человек может писать на отлично. Это очень, очень тяжело, и мне просто не нравится это занятие. В то время как чтение - это как дыхание”.

В его мемуарах содержался ряд язвительных критических замечаний в адрес авторов — нобелевского лауреата В.С. Найпола (“сноб”), мисс Такман (“с ее чувством собственного достоинства иногда было трудно иметь дело”), Уильяма Гэддиса (“неумолимо недовольный”), Роальда Даля (“непостоянный и грубый”)..

“Он был не просто редактором, он был главным редактором”, - сказал мистер ле Карре в интервью Times. “У меня никогда не было редактора, который мог бы прикоснуться к нему, ни в одной стране — никого, кто мог бы сравниться с ним”. Он отметил, что мистер Готлиб, используя карандаши № 2 для разметки рукописей, часто сигнализировал об изменениях иероглифами на полях: волнистой линией, обозначающей слишком витиеватый язык, многоточиями или вопросительными знаками, указывающими на ошибку. Писателю следует “хорошенько подумать и попробовать еще раз”.

Роберт Адамс Готлиб родился на Манхэттене 29 апреля 1931 года, единственный ребенок Чарльза и Марты (Кин) Готлиб. Его отец был юристом, мать - учительницей. Он вырос в Верхнем Вест-Сайде и посещал школу этической культуры.

Болезненный, одинокий, несчастный ребенок, он искал убежища в книгах, которые быстро пролистывал. По его словам, подростком он прочитал “Войну и мир” Толстого за один день и монументальное “Воспоминание о прошлом” Марселя Пруста за неделю.

“Я читал по три-четыре книги в день после школы и мог читать по 16 часов кряду”, - рассказывал он The Times в 1980 году. - Имей в виду, это все, что я сделал. Я был сотрудником трех библиотек, предоставляющих книги напрокат, и публичной библиотеки.”

В Колумбийском университете он с успехом изучал литературу и в 1952 году получил степень бакалавра с ключом Фи Бета Каппа. В 1954 году он получил степень аспиранта в Кембриджском университете в Англии.

В 1952 году мистер Готлиб женился на Мюриэл Хиггинс. До развода у них родился сын Роджер. В 1969 году он женился на актрисе мисс Туччи. У них было двое детей, Лиззи и Ники.

Помимо мисс Туччи, у него остались дети и внуки-близнецы.

Роберт Готлиб - от Ле Карре до Клинтона

Мистер Готлиб присоединился к издательству Simon & Schuster в 1955 году в качестве помощника редактора Джека Гудмана. После смерти своего босса в 1957 году он стал старшим редактором, занимаясь книгами драматурга Уолтера Керра и юмориста С.Дж. Перельмана, а также романами и научно-популярными произведениями. Он стал главным редактором в 1965 году.

Он был поражен рукописью под названием ”Уловка-18", написанной рекламным копирайтером по имени Джозеф Хеллер. Название было изменено, потому что Леон Урис работал над романом “Мила 18”, а в 1961 году книга мистера Хеллера была опубликована под названием ”Уловка-22".

Антивоенный роман в жанре сериального комикса “Уловка-22” стал устойчивым бестселлером, запомнился тем, что в нем рассказывалось о “ловушке” для летчиков Второй мировой войны, которая стала частью американского лексикона: им больше не нужно было летать на задания, если они были сумасшедшими, но стремление к освобождению показало рациональная забота о безопасности и была доказательством здравомыслия, требующим большего количества миссий.

Г-н Готлиб присоединился к Knopf в 1968 году в качестве вице-президента и главного редактора. Он отредактировал биографию Роберта Мозеса “Влиятельный человек” (1974) Роберта Каро, удостоенную Пулитцеровской премии, вырезав 400 000 слов из рукописи объемом в миллион слов, в то время как автор кипел от злости. Несмотря на жестокие сокращения, их сотрудничество продолжалось в течение пяти десятилетий и стало темой документального фильма 2022 года “Переверни каждую страницу” режиссера Лиззи Готлиб, дочери мистера Готлиба.

“Я никогда не встречал издателя или редактора с большим пониманием того, что пытался сделать писатель — и как помочь ему в этом”, - сказал мистер Каро в заявлении по поводу смерти мистера Готлиба.

Блеснув своим талантом, мистер Готлиб также отредактировал “Руководство по жизни мисс Пигги” (1981) Генри Бирда, “Привидение для старлетки”Маппетс"" и "Сатанинские стихи" Салмана Рушди (1988), что побудило возмущенного иранского лидера аятоллу Рухоллу Хомейни издать фетву, призывающую мусульман чтобы убить автора.

Г-н Готлиб стал президентом Knopf в 1973 году.

Роберт Готлиб - от Ле Карре до Клинтона

У него были дома на Манхэттене, в Ист-Хэмптоне, Майами и Париже. Библиотека его нью-йоркского таунхауса с высокими книжными шкафами, портретом Джорджа Элиота и фотографией семьи Чеховых была святыней литературы. Но это также отражало его вкус к китчу — пластиковые женские сумочки и триптих из трехмерных постеров с собаками, купленных на блошиных рынках по 1 доллару за штуку.

Помимо своих мемуаров, мистер Готлиб написал биографии актрисы Сары Бернар и хореографа Джорджа Баланчина, книгу о детях Чарльза Диккенса, статьи для New York Review of Books и многих других изданий.

Его более поздними книгами были “Околосмертные переживания". … и другие” (2018), сборник эссе, написанных в основном для New York Review of Books, и “Гарбо” (2021), биография загадочной кинозвезды. Но он всегда считал себя редактором — плавающим где-то на заднем плане.

“Отношение редактора к книге должно быть незаметным”, - сказал мистер Готлиб в интервью Paris Review в 1994 году. “Например, последнее, что хотел бы знать любой, кто читает "Джейн Эйр", - это то, что я убедил Шарлотту Бронте в том, что первая миссис Рочестер должен сгореть дотла.”

3 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Спасибо, интересно 👍

раскрыть ветку (0)

Спасибо за публикацию. Интересно

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Добро пожаловать

https://video-men.ru/

раскрыть ветку (0)

Чиновница приглашает иностранных студентов на бесплатное обучения с льготами

Пока новостные порталы выдают гражданам бодрящие новости о крайнем ужесточении мигрантской политики, в Россию радушно и благотворительно приглашаются иностранные специалисты, которые и не специалисты совсем,...
00:43
Поделитесь этим видео

Платили от 10 до 80 тыс. за сдачу экзамена. В Петербурге массово задерживают студентов педиатрического университета за взятки

Силовики задержали не менее 10 студентов медуниверситета за дачу взятки за фиктивную сдачу экзамена. Крупный скандал произошел 29 апреля. Сотрудники правоохранительных органов возбудили около 30 уголовных дел.

Секреты 'Грусти земли': Почему этот роман Клевцова заставит вас плакать и мечтать о звездах?

Роман Павла Клевцова "Грусть земли. Не-исторический роман. Книга 1" — это произведение, которое с первых страниц затягивает читателя в удивительный мир, где история XX века становится не просто фоном,...

Тайна, которую хранил Бальзак

В тихой районной библиотеке им. Фёдора Михайловича Достоевского, пахнущей пылью и временем, случилось невероятное событие. Произошло оно с Сашей, девушкой, которая любила проводить вечера за классикой.

12 лет в школе, это много или мало?

Последний месяц, все чаще звучат голоса о переводе среднего школьного образования на 12 летней срок обучения. Решение ещё не принято, идёт анализ ситуации.

Чиновница приглашает иностранных студентов на бесплатное обучения с льготами

Пока новостные порталы выдают гражданам бодрящие новости о крайнем ужесточении мигрантской политики, в Россию радушно и благотворительно приглашаются иностранные специалисты, которые и не специалисты совсем,...
00:43
Поделитесь этим видео

Новотындырски пед. СКАНдал

Начало: "Новотындырский пед", "Новотындырский пед. Калра Чиканутая", "Новотындырский пед. Декан Тупыгин и прочие", "Новотындырский пед. В мутной воде Хаоса" Открутим счётчик времени на пару лет назад.

Новотындырский пед. В мутной воде Хаоса

Продолжение. Начало: "Новотындырский пед", "Новотындырский пед. Калра Чиканутая", "Новотындырский пед. Декан Тупыгин и прочие" Греческий философ Гераклит утверждал, что Хаос является истинной основой реальности.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы