Цифровой паспорт в России. Зачем нужен цифровой (электронный) паспорт и как его оформить: разъяснения юриста

Президент Путин подписал Указ о цифровом паспорте
Вечером, 18 сентября на портале правовой информации был опубликован Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 695 "О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий".
Этим Указом фактически легализован цифровой (электронный) паспорт для российских граждан. Зачем он нужен, как и где его оформить, расскажу в сегодняшней публикации.
Что такое цифровой паспорт? Обязательно ли оформлять цифровой паспорт?
Теперь россияне в ряде случаев вместо бумажного паспорта россияне смогут предъявлять цифровое удостоверение с портала «Госуслуги».
Понятия «цифровой паспорт» в данном Указе нет, но для удобства и простоты понимания в средствах массовой информации используют такую формулировку.
Так называют набор личных данных, документов человека, которые он может предъявить при помощи приложения «Госуслуги».
Важно, что за гражданами сохраняется право выбора. Они могут предъявить бумажный паспорт или цифровой (если имеется) по своему усмотрению.
В каких случаях можно использовать цифровой паспорт?
Цифровой паспорт не заменит обычный паспорт и оригиналы других документов. Его можно будет использовать вместо документов, цифровые копии которых загружены в "Госуслуги".
Перечень случаев, когда свою личность можно будет подтвердить цифровым паспортом пока не определен.
В течение трех месяцев с даты опубликования Указа, Правительство составит перечень случаев, при которых будет возможно применить цифровой паспорт в «Госуслугах». То есть получается, что Указ есть и вроде бы цифровой паспорт введен, а пользоваться им фактически станет возможным не ранее, чем через три месяца.
Как выглядит цифровой паспорт?
Еще в начале 2023 года, когда начинали работу над Указом, выдвигались предложения, чтобы цифровой паспорт имел вид сим-карты или QR-кода. Однако, позднее отошли от этого варианта. В итоге, было решено, что для цифрового удостоверения личности удобнее всего будет использовать приложение «Госуслуги».
Как получить цифровой (электронный) паспорт на Госуслугах?
Для того, чтобы оформить цифровой паспорт, понадобится смартфон с доступом к интернету, мобильное приложение «Госуслуги». Оформить его можно также через сайт Госуслуги, используя компьютер или иное устройство, к примеру, планшет, но все же, для удобства рекомендуют использовать мобильное приложение.
Для получения цифрового паспорта нужно быть зарегистрированным на Госуслугах. Ваша учетная запись должна быть подтверждена.
Разработчики технологии дают следующий комментарий относительно оформления цифрового паспорта:
на смартфон загружается из биометрического паспорта фотография, дальше генерируется QR-код, который гражданин предъявляет при проверке личности или документов.
Кому нужен цифровой паспорт
Оформлять или нет цифровой паспорт пока дело добровольное. Обязывающих предписаний для его оформления нет.
Он может понадобиться при покупках в магазине, в поездках на общественном транспорте (поезде, автобусе, самолете), а также при оказании услуг в различного рода организациях и учреждениях.
По сути, теперь у граждан появляется выбор – пользоваться бумажной версией документов или же их электронным аналогом.
Плюсы и минусы цифрового паспорта: личное мнение
Главное преимущество электронного паспорта – удобство предъявления документов. Бумажные документы можно не носить с собой. Особенно актуально это для молодых людей, в магазинах им не потребуется предъявлять бумажный паспорт, достаточно зайти в Госуслуги и показать цифровую версию документа.
Но и минусы у такого новшества имеются. Эксперты по кибербезопасности предупреждают о риске утечки из баз персональных данных россиян, оформивших цифровой паспорт, ведь ранее уже были зафиксированы утечки данных даже с портала Госуслуги.
Только при соблюдении всех правил безопасности введение цифрового паспорта в нашей стране может быть успешным.
Дорогие читатели, а вы как относитесь к такому нововведению? Будете оформлять цифровой паспорт?
Будете оформлять цифровой паспорт?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Минусы превалируют и никуда не денутся.
Решив бумагу сэкономить.
И сохранить, земли леса.
Нас в "рабство цифровое" всех загонят...
Такие технологий чудеса.
Андрей не разобрался в сути
И чушь здесь всем нам наваял
Бумажный паспорт остаётся
Его никто не отменял
Чушь извините не несу...
Вы строк здесь суть не уловили.
Про отменённый паспорт не писал.
Меня Вы зря тут оскорбили.
И в чем же суть, когда все четко:
"Решив бумагу сэкономить"
О чем строка ваша тогда
Если не про отмену паспорта?
Скажу прозой... Не отмену а подмену. Суть улавливаете. Не нравится не навязываюсь. Удачи.
Нет не отмены, ни подмены. Просто дополнительные возможности. Теперь вы можете предъявлять сведения из мобильного приложения Госуслуги. Не нравится нововведение, предъявляйте бумажный паспорт, как и раньше.
Когда-нибудь обязательно придется оформлять, но я не в первых рядах точно ломанусь. Именно по причине уязвимости цифровых данных. Подожду, пока систему отладят
желающих скорее всего немного будет. Как всегда бюджетников первыми заставят их оформить
А это бредовая идея с таким паспортом. Больше проблем будем от него, чем пользы.
Пока не планирую.
Очередной шаг к тотальному контролю.
На самом деле в России уже есть примеры вполне успешных проектов цифровых документов — карты жителей. Это банковские карты с предзаписанным транспортным приложением, а также с данными ОМС, СНИЛС или ИНН.
К примеру, по карте жителя Самарской области держатели не только могут расплачиваться в транспорте по социальным тарифам и получать скидки в магазинах, но также использовать карту как полис ОМС. По этому же пластику обслуживают в МФЦ без дополнительной идентификации. К 2024 году в регионе планируют полностью перевести на такую карту всех льготников.
Такая же карта есть в Татарстане. Там она полностью заменяет полис обязательного медстрахования, в том числе по ней выдают рецептурные лекарства в аптеках, если врач формирует электронный рецепт. Ею можно пользоваться и как транспортной, и как обычной банковской картой. Но, в отличие от Самарской области, в этом регионе карта жителя пока выдается только в одном городе — Зеленодольске.
В Кемеровской, Курской и Московской областях ограничиваются только предзаписанным транспортным приложением. Чтобы проверить, есть ли в вашем регионе такая карта, можно набрать в любом поисковом сервисе запрос «карта жителя (название региона)». Заявление на выпуск принимают в МФЦ, можно сразу обратиться в ближайшее отделение.
Не дай боже.
мы и так уже давно под контролем