"Ты не клиентоориентирована!" Должен ли юрист выполнять любые желания клиента

Источник фото: Подробнее ➤
Одна моя давняя знакомая Ольга время от времени обращается ко мне за юридической помощью. Когда мы консультируемся устно, все нормально. Но когда составляем письменные документы, начинается что-то странное. Она правит мои тексты на свой лад, и меня тоже пытается заставить переделывать их так, как нравится ей. Я всегда отказываюсь, потому что отвечаю за то, что написала и каждое мое слово находится, что называется, на своем месте. Тогда она возмущается и говорит мне: «Ты не клиентоориентирована!»
Клиентоориентированность — что это?
Вообще, я заметила, что многие люди понимают это совершенно по-своему. Особенно, когда выступают в роли заказчика. Они считают, что исполнитель обязан выполнить любое его требование, любое желание и, вообще, кругом обязан и должен, а сами они имеют исключительно только права и никаких обязанностей.
Так, что же такое клиентоориентированность? Считается, что это
умение вовремя определить потребности и желания клиентов, чтобы удовлетворить их с максимальной пользой
Что это означает для юриста
Для юриста же это означает немного другое. Это способность выслушать клиента и найти для него наилучшее решение. Это возможность рассчитать позиции на несколько шагов вперед и учесть все предполагаемые риски. Но исполнять все желания клиента ответственный и профессиональный юрист не будет. Ведь, далеко не все они могут положительно влиять на исход дела. А, зачастую, наоборот, могут навредить клиенту.
Казнить нельзя помиловать
Но вернемся к моей знакомой. Когда Ольга сама исправляет мои тексты, то эти исправления могут полностью исказить смысл письма. Вплоть до того, что получается как в известном предложении: «Казнить нельзя помиловать».
При этом, свои изменения она просит меня просмотреть еще раз и «поправить, где надо». Когда я отказываюсь и предлагаю оставить то, что написала я, она обижается и объясняет мне, что у меня все написано неправильно, что порядок предложений не тот, и, вообще, юрист я так себе. Нет, прямо она так не говорит: "Ты юрист - так себе". Но смысл читается между строк.
К слову сказать, человек имеет свой бизнес, тоже оказывает услуги. И поэтому мне становится совсем не понятно:
-во-первых, зачем в принципе обращаться к юристу, если ты переделываешь текст сама;
-во-вторых, если я юрист так себе, то зачем ты каждый раз обращаешься именно ко мне (при этом добросовестно оплачивая мои услуги без возражений),
-в-третьих, элементарно обидно, когда ты делаешь свою работу ответственно и качественно, опираясь на свой многолетний опыт, а тебе говорят, что ты юрист так себе. И это человек, не имеющий юридического образования.
"Теперь я знаю о суде все!"

Источник фото: Подробнее ➤
Однажды она по каким то своим личным делам принимала сама участие в судебном заседании. После возвращения позвонила мне и говорит: «Сегодня я была в суде, так что теперь знаю, как там все устроено и сейчас научу тебя, как правильно себя вести на процессе»… Эээ... стоп! Подруга, а ты не забыла, кому ты это рассказываешь, нет?
Вообще, она, как человек, привыкший держать на своих хрупких плечах весь свой бизнес, разговаривает со мной в таком тоне, как будто она мой работодатель, а я страшно зависимый от нее во всех смыслах работник. Приходится постоянно спускать ее на землю.
Обычно, если клиент меня просит переделать какой то мной составленный текст, то я соглашусь только, если изменения касаются общей информации, которую нужно уточнить. Но не юридических оборотов и обоснований.
И если клиент настаивает, то я сообщу, что работу свою выполнила так, как считаю нужным. Обосную, почему именно так, и в конце предложу ему в таком случае сделать по-своему, но тогда результат я не гарантирую. Ольге же могу ответить прямым текстом, как есть, без всяких хождений "вокруг да около", поскольку мы давно знакомы и находимся на другом уровне общения. И, соответственно, получаю в ответ, что я не клиентоориентирована.
В чем смысл?
Интересно, какой именно смысл она в это понятие вкладывает? Возможно, думает, что надо унизить исполнителя и применить манипуляцию, тогда он будет действовать максимально качественно и сделает все, что его попросит заказчик, лишь бы только доказать, что он хороший специалист?
При этом, у нее самой ситуация с этой точки зрения выглядит довольно забавно. Услуги она оказывает по многомиллионным сделкам, договоры заключает, в том числе, с компаниями, находящимися не в России. И, вот, по одному из таких договоров она выполнила работу стоимостью в несколько миллионов рублей авансом, без получения предварительной оплаты. Конечно, никакой оплаты она не увидела и после завершения работы. Попытки не увенчались успехом. Времена, как раз, были коронавирусные, затем СВО и вся ситуация в мире. Компания — ее заказчик - ссылалась на эти обстоятельства как форс мажор, ну, и еще на своих партнеров, которые также не выполняли обязательства по договорам. Наверное, в понимании Ольги именно это и называется клиентоориентированностью. Непонятно только, а в чем тогда смысл?
Претензия заказчикам
Пока она направляла своим заказчикам претензии, прошел и срок исковой давности. И теперь, когда я ей об этом напоминаю, она заявляет: «Ну, ты же юрист, придумаешь что-нибудь».
В этот раз я объяснила, что деньги она, скорее всего, не получит, поскольку компания, хоть и зарегистрирована в России, но фактически здесь не находится. Да, и времени сколько прошло. Но она настаивала на каких-нибудь действиях и непременно на обращении в суд. Тогда я предложила подготовить хотя бы юридически грамотную претензию, чтобы уже на этом основании обращаться в суд и, возможно, восстановить сроки при необходимости.
Моя претензия ей, как всегда, не понравилась, Ольга настаивала на включении в текст своей версии. А ее версии претензий были примерно с такими обоснованиями: "я являюсь матерью одиночкой, воспитываю ребенка инвалида, вынуждена была произвести выплату заработной платы своим работникам за выполнение данного проекта из своих доходов…".
В этот раз я предупредила Ольгу, что если она будет вносить свои изменения, и, тем более, не сообщать мне об этом, то про суд с моим участием она может забыть. На что мне было сказано: "Ты, главное, не торопись, делай все спокойно, я не спешу, нам нужно качество". Ну, да, я же обычно делаю тяп-ляп...
Уже следующим утром начались звонки с вопросами: готов ли текст, почему так долго (прошла только ночь, на минуточку). И надо же быстрее отправлять, и так все сроки вышли (вопрос, кто в этом виноват, конечно, не рассматривался).
Замечу, что после готовности претензии прошел еще примерно месяц прежде чем она была направлена в адрес заказчиков. Ну, а на следующий день мне скинули текст претензии с сообщением, что все отправлено, и надо теперь срочно писать в суд. И что вы думаете? Претензия была исправлена и именно в таком виде направлена заказчику. После чего я отказалась от дальнейшего сотрудничества.
Почему я отказалась

Источник фото: Подробнее ➤
Ольга и раньше действовала подобным образом. Но в этот раз от меня требовали участия в суде, где нужно будет предъявлять и текст претензии. А еще мне нужно будет написать иск, который, видимо, тоже будет исправлен. Представляю, что сказал бы судья, прочитав документы. Что-нибудь, типа «ваш юрист неуч». И тогда Ольге с полным правом можно было бы уже в открытую мне заявить, что я юрист так себе, и это даже судьи подтверждают.
А вы как считаете, нужно ли быть клиентоориентированным с такими клиентами или нервы и репутация дороже?
Мой канал в Дзен: Подробнее ➤
Интересная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я, как правило, сразу стараюсь срисовать пожелания того, кто обращается. Если из ответов на мои вопросы следует, что потенциальный доверитель видит во мне то ли жилетку для плача, то ли извозчика, то ли цепного пса, которого можно подзывать свистом и спускать на всех, кто не нравится - с такими не по пути. Никакие деньги не окупят потерь нервов. Да у таких, как правило, и с деньгами проблемы, если уж быть начистоту.
Вы правы. Вообще, я тоже стараюсь с такими не продолжать даже диалог (просто это давняя знакомая, и не всегда так с ней бывает), да таких, как правило, сразу можно определить...
Человек Вас не слышит. У Вас диплом и знания, у нее - одни амбиции. Не тратьте свои силы и время.
Спасибо за поддержку)
Вы знаете - бывало по-всякому...да и примерно таких же клиентов множество. Люди разные.
Если не получается диалога то может помочь техника, которую описывает Марк Гоулстон в книгах " Я слышу Вас насквозь" и "Как разговаривать с мудаками". Автор : врач - психотерапевт, обучает умению договариваться в самых безнадежных случаях. Мне очень понравились обе книги.
Спасибо, обязательно почитаю
С такими бесполезно разговаривать
И смысла нет тратить на них свои ресурсы
Клиентоориентированность — это умение вовремя определить потребности и желания клиентов, чтобы удовлетворить их с максимальной пользой. В идеале — превзойти ожидания и вызвать восторг.
Это альтернатива продуктовым подходам «Продать можно все» и «Хороший товар найдет покупателя». Опираясь на них, компания сначала создает продукт, а уже потом думает, кому его продать, чтобы увеличить продажи. В клиентоориентированном подходе стартовая точка размышлений — желания клиента.
Благодарю за поддержку)
Не имею дел с такими клиентами.
И это правильно!
Была у меня такая клиентка. Как только от неё посыпались "советы", я отказалась от дальнейшей работы. К слову сказать, иск она проиграла без меня.
Думаю, что это ее ничему не научило, к сожалению)
Вынуждена воспользоваться Вашим комментом, потому как не могу ответить тому "DELETE", кто ниже Вашего коммента задавал мне вопросы.
Очень странно, конечно, что это за вопрошающий? Может, я чего-то не понимаю?
Объясняю именно по заданным вопросам, поскольку, действительно, это немаловажно. Оговорюсь сразу, что коммент, по которому возникли у вас вопросы, он несколько утрированный, что ли. Отказ от работы - не в прямом смысле, а в том, что имел место отказ исполнять не соответствующие закону и ситуации требования клиентки. Что, в конечном итоге и привело к нашему расставанию.
Обязательства бывают разные. А если ещё и клиент ходит в суд, и в суде говорит то, что хочет, а не то, что говорит юрист, то тут просто ничего нельзя сделать.
Да, наверное, правильнее будет сказать, что это клиентка отказалась от меня, а не я от неё))) А в таком случае, переданная оплата не возвращается. Ведь с моей стороны не было ненадлежащего оказания услуг.
Применительно к конкретному делу.
Речь здесь идёт об оплате за каждое действие. Договор у нас был на первую инстанцию именно о взыскании средств страхового возмещения. У нас было частичное удовлетворение иска. То есть, по факту, я свои обязательства исполнила, и говорить о проигранном иске тут нельзя. Поскольку сама сумма взыскания не имеет значения по договору. Хотя я была уверена, что нам должны были присудить больше. А доверительница вообще хотела луну с неба. Но я ей всё разъясняла, что её требования не основаны на законе.
То есть, после частичного удовлетворения иска, я составила апелляционную жалобу, участвовала в заседаниях суда апелляционной инстанции уже по разовой оплате. Суд апелляционной инстанции предложил назначить экспертизу по отдельным позициям. Экспертиза после пожара - чтобы было понятней. Но там доверитель стала умничать, и заявила об отказе от экспертизы. Она считала, что в апелляции нельзя проводить экспертизу. И сколько бы я и суд ей не объясняли, она слышать ничего не хотела.
Поскольку мне она не давала ничего говорить и представлять свои суждения по экспертному учреждению и вопросам эксперту, суд назначил экспертизу только по тем доводам, которые заявлял ответчик - страховая организация. А они ж не дураки, спрашивали только то, что хотелось им. Суд принял их ходатайство, а от нас ничего не было. Вот и получилось, что все ответы были в пользу ответчика. После назначения экспертизы клиентка вообще отозвала доверенность у меня. По проведённой экспертизе ей ничего дополнительно не присудили. У неё не хватило мозгов просить о дополнительной, чтобы, всё таки, доказать недостаточность страхового возмещения. Хотя, если бы с нашей стороны были вопросы, то были бы и другие результаты.
Так что, мешать юристу и ставить свои "познания" или желания превыше всего - себе дороже.
За убытки, которые понесла эта дама уже после того, как отозвала у меня доверенность, я не в ответе. Это не мои действия их причинили. Я всегда откровенно предупреждаю о возможных исходах. А выбирает уже клиент.
Любой человек может задавать уточняющие вопросы юристам по любым спорным моментам обсуждаемой интересной и акуальной темы, профессиональные мнения здесь всегда важны.
Юрист Злотникова Любовь Геннадьевна под каждой своей публикацией оставляет именно такое предложение, адресованное неопределенному кругу лиц:
Так как, Вы Елена Алексеевна тоже являетесь профессиональным юристом, вполне нормально просить Вас разъяснить непонятные спорные моменты в рамках заданной и весьма острой дискуссии по Вашему ответу-дополнению к комментарию
???
Какова была сумма страхового покрытия по Договору страхования имущества
в случае наступления страхового случая: пожар? И что именно сгорело - дом?
Вы сами удивлены были величиной присужденного, значит суммы были несоразмерно малы.
Также непонятно было ли оценивание ущерба экспертом от страховой до суда, должны были сразу же прислать.
Почему в первой инстанции не было ходатайств о проведении экспертизы, всё было понятно и так? А тогда какое было аргументированное обоснование в её потребности в апелляции, если доп.доказательста разрешается предъявлять только в том случае, когда доказано о невозможности их получения первой инстанцией. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу о незаявленных и соответственно не приобщённых к делу фактах.
Есть небольшая ложка дёгтя и в Предмете Договора с Вашей клиенткой - отсутствие точной суммы взыскивания причинённого ущерба, учитывая что это не компенсация морального вреда, которую невозможно подсчитать, а вполне конкретные убытки, которые можно рассчитать и достаточно точно, поэтому и был задан первый напрашивающийся сам собой вопрос: а какова была сумма страхового покрытия по Договору страхования имущества в случае наступления пожара как страхового случая?
Вы отменили судебный приказ и рассмотрение дела было открыто вновь с привлечением новых доказательств?
Елена Алексеевна, раскройте же тайну, что именно сгорело при пожаре, пожалуйста.
Если это был дом с рыночной стоимостью порядка больше лимона, а присудили чуть больше сотки, негодование клиентки вполне можно понять.
Пусть подкопит самую малость и купит себе новый дом ещё краше прежнего.
Елена Алексеевна, здравствуйте.
Объясните, пожалуйста, каким образом Вы могли отказаться от выполнения денежного (есть ещё и неденежные обязательства, но это не Ваш случай) обязательства, если между вами двумя был заключён Договор?
По общему правилу, если одна из сторон не выполняет своих обязательств, другая сторона может потребовать возмещения как своих убытков, так и неустойки (Законной в данном случае).
Проигранный иск тоже о многом говорит. Значит, изначально дело было безперспективным, тогда тем более, Вы должны были возместить убытки более слабой стороне по Договору, так как являетесь более сильной стороной как специалист, по отношению к не специалисту.
Заранее Вас благодарю за Ваши интересные для всех ответы на поставленные нами вопросы, которые
Вы как хороший юрист обязательно дадите, так как тема, поднятая автором публикации, действительно является актуальной