Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1948
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

12 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 0,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Новогодняя почтовая открытка из СССР. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

Для многих заголовок статьи покажется не только несколько неожиданным, но, как это по-дзеновские... кликбейтным. Признаться, до относительно недавнего времени и автору этой статьи заголовок показался бы слишком отдающим теорией заговора или темой манипуляции массовым сознанием. Хотя, по поводу второго: а почему бы и нет. В конце концов, попытки манипуляции массовым сознанием, удачные или неудачные, — повседневная и вовсе не скрываемая практика в СССР. И не всегда вредная, соки, например, отечественный потребитель полюбил ещё в те отдалённые времена.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Советская новогодняя открытка. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

Деду Морозу в современном понимании полагается Снегурочка, по легенде она — внучка Деда Мороза, остальные возможные персонажи-родственники в этой легенде пропущен. Почему так? Потому что ни в русском фольклор, ни в дохристианской славянской мифологии таких персонажей как современные Дед Мороз и Снегурочка попросту нет и скорее всего никогда не было. Русский человек, русский простолюдин слишком долго уже живёт там, где морозы и другие экстремы погоды не могут так впечатлить, чтобы выразить их в художественных образах. И Дед Мороз, и Снегурочка суть образы, созданные русской литературой XIX века, когда в европеизированном обществе, представители которого порой родным языком владели хуже, чем французским, возник интерес к народной культуре. Именно в позапрошлом столетии, например, Жуковский В. А. подарил стране новое женское имя в одной из своих баллад "Светлана". Да и сказки А. С. Пушкина вовсе не были стихотворным переложением фольклорных русских сказок. Литературных экспериментов было много и не всегда безобидных. Но вот сочинённый Одоевским Владимиром Фёдоровичем персонаж из сказки "Мороз Иванович" (впервые опубликована в 1840 году) оказался наилучшим прообразом будущего главного героя празднования Нового года: добрый, справедливый, в меру строгий, щедрый на подарки сказочный дед. Сказка знаменитого писателя, философа, искусствоведа, потомка Рюриковичей вошла в сборник "Сказки и рассказы дедушки Иринея", вышедший в 1889 году в издательстве А. С. Суворина.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Обложка сборника В. Ф. Одоевского "Сказки и рассказы дедушки Иринея" (1889). Фото с сайта РГБ

Созданию образа Деда Мороза способствовала и поэма Некрасова Н. А. "Мороз, Красный нос" (1863) с его легко ложащимся легко в память текстом. А точнее, на образ Деда Мороза поработал отрывок, разучиваемый в школах, со слов "Не ветер бушует над бором...". Но этот образ пока не связывался напрямую с Новым годом.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Васнецов В. М. Снегурочка (1899). Фото с сайта "Википедия"

Снегурочка же как персонаж впервые обрела жизнь под пером известного русского писателя-драматурга Островского А. Н., который происходил уже не из дворян, а из купцов. Но его персонаж всё-таки имеет некоторый фольклорный прототип — Снегурку, девочку, вылепленную из снега бездетными стариком и старухой и ожившую. Правда, в сказке чаще всего сюжет кончается тем, что летом Снегурка тает, прыгнув через костёр на общем гулянье. Но Снегурочка из пьесы Островского А. Н. (1873) и из оперы по этой пьесе Римского-Корсакова Н. А. стала куда как более любимым персонажем у публики детской и взрослой, чем её прототип. Пьеса-сказка Островского А. Н. вобрала в себя и персонажей, действительно существовавших в славянской мифологии — певец Лель, и искажения летописного повествования — берендеи были не славянским племенем под властью царя, а степными кочевниками-тюрками. Но сказке это простительно в отличие от повествований, претендующих на историчность. Однако, и Снегурочка первоначально не связывалась с празднованием Нового года.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

В сети можно встретить много вариантов старинных рождественских открыток. Некоторые из них представлены в вариантах с подписями на русском или на иностранных языках, что позволяет предположить, что некоторые российские открытки были перепечатками с иностранных. В доказательство версии — здание церкви на заднем фоне. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

Новогодняя ёлка в России как традиция хотя и обязана своим происхождением петровской реформе летоисчисления с введением праздника Нового года, до революции 1917 года по примеру всё той же Европы была больше рождественской. Как Новый год был возвращён в число праздников — в статье "Путь Нового года в Советском Союзе от буднего дня к полноценному празднику". Во второй половине 1930-х вместе с новогодней ёлкой в новом качестве возвратился и Дед Мороз.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Скриншот кадра мультфильма "Дед Мороз и серый волк" (1937)

На рубеже XIX - XX веков Дед Мороз постепенно оформился в то, что сейчас бы назвали адаптированным брендом. Американский Санта Клаус в современной редакции — это ведь секуляризированный и повторно мифологизированный Святой Николай Чудотворец, Николай Угодник, епископ Мир Ликийских, любимый в русском народе, но никак не ассоциирующийся с подарками на Рождество и Новый год. Тем, кто как автор статьи, изучал ещё в советской школе немецкий язык, должен был быть знаком новогодний персонаж Nikolaus, но без разъяснения, что это — чтимый всеми христианскими народами святой. Среди униатов прижилась католическая традиция участия Святого Николая в праздновании Рождества Христова (см. публикацию о майданном персонаже), а в сохранявшей ещё православные традиции части России такое прямое заимствование не пошло вместе с привычной уже ёлкой. Даже с учётом того, что городское население промышленных центров становилось всё более секуляризованным и новый персонаж в целом нравился, современную популярность Дед Мороз до революции ещё не приобрёл. Да и образ его до конца сложился только накануне революционных событий 1917 года, в котором иностранные заимствования (ёлка, мешок с подарками, звери-спутники) очень органично вписывались в русскую картину. Тому, что персонаж оказался эклектичным, хотя и адаптированным к русской традиции, не стоит сильно удивляться: население крупных промышленных центров было до некоторой степени смешанным. При этом неассимилировавшиеся до конца западные европейцы присутствовали в большом числе в северной столице империи в первую очередь. А именно Санкт-Петербург и диктовал моду.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект

Дед Мороз напоминает Санта Клауса, рядом ангелочек, напоминающий Снегурочку. Скриншот страницы сайта "Каталог старинных новогодних и рождественских открыток"

В 1920-е годы победившие большевики старательно изживали все старорежимные традиции, включая и детские праздники. Миф о добром дедушке Ленине, гостившем у ребят на новогодней ёлке, тогда ещё не родился. Глашатай советской власти Демьян Бедный в газете "Правда" в 1928 году писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

А вот с восстановлением детского праздника с нарядной ёлкой и подарками настало время реабилитации и модернизации Деда Мороза. Образ его окончательно устоялся в русском несколько театрализованном стиле. А в 1937 году на ёлке в Кремле он уже был со Снегурочкой. Потом иногда начнёт появляться ещё один персонаж — мальчик, олицетворяющий Новый год. У Деда Мороза в качестве водителя и вообще помощника также будет использоваться иногда и снеговик. И два вспомогательных технических атрибута — телефон и почта. Дед Мороз теперь может принимать письма с просьбами, но только от детей.

Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком "Новогодние Дед Мороз и Снегурочка как советский проект".

3 комментария
Понравилась публикация?
21 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Жирный лайк!!!

18.01.2024, 16:14
Санкт-Петербург

спасибо!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)

Сбывается как по нотам

Предсказатели, мистики, даже сценаристы сериалов — все они говорили о событиях, которые казались невероятными. Но годы идут и совпадения множатся. Восемь историй, которые заставляют задаться вопросом:...

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

Почти миллиард за год? Что известно о заработке певца Вани Дмитриенко в 2025 году

В сети пошла новость о том, что певец Ваня Дмитриенко в 2025 году якобы заработал около 924 млн рублей. Журналисты утверждают, что молодой исполнитель провел 33 концерта, а гонорар за одно шоу — 28 млн рублей.
04:26
Поделитесь этим видео

«Пять ложек эликсира» братьев Стругацких: бессмертие как зеркало человеческой природы – и почему оно не меняет посредственность

"Пять бессмертных посредственностей", иллюстрация создана сетью Грок Повесть «Пять ложек эликсира» (1985) – одна из поздних работ братьев Стругацких, написанная с чёрным юмором и философской горечью.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы