3 Спаса августа. Церковные праздники, народные традиции и их переплетение. Откуда взялись сельскохозяйственные наименования памятных церковных дат?
В августе месяце православные традиционно отмечает 3 праздника - так называемые, 3 Спаса:
- МЕДОВЫЙ СПАС
- ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
- ОРЕХОВЫЙ СПАС
Спас — это сокращенная форма от слова "Спаситель", коим Церковь именует Иисуса Христа. Слово "Спаситель" - это калька с греческого Σωτήρ (Сотир).
Все три праздника посвящены конкретным церковно-историческим событиям, так или иначе связанные со Христом, но при этом соединены с освящением плодов и даров урожая, которые традиционно собирают к концу лета.
При этом это не просто народная традиция - указание на освящение плодов содержится в Требнике (сборнике богослужебных чинов на разные случаи жизни, совершаемых священником).
Медовый Спас
празднуется 14 августа (1 августа по старому стилю). Этот день объединяет 2 празднества:
1) Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

2) Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Если первый праздник ничего общего с мёдом не имеет, то второй - как раз-таки и есть тот праздник, который русский народ издревле называет Медовым Спасом. Праздник в честь Всемилостивого Cпаса и Пресвятой Богородицы установлен по инициативе князя Андрея Боголюбского, которого вдохновила на это победа его войска над волжскими булгарами в 1164 г. Победа была одержана, по убеждению князя, благодаря покровительству чудотворного образа Божией Матери, к заступничеству которой князь обращался при ведении сражения. Поскольку в этот день сложилась традиция освящать в храмах мёд, летний сбор которого как раз заканчивался к августу, соответственно, и Спас именуется Медовым.
Яблочный Спас
второй августовский праздник, посвященный Спасителю, отмечают 19 августа (6 августа по старому стилю).
Этот праздник носит название Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

О Преображении Господнем сообщают сразу трое евангелистов из четырех: Матфей, Марк и Лука.
Свидетелями Преображения стали 3 ученика Христа: Петр, Иаков и Иоанн, которые отправились с Ним на гору Фавор, чтобы помолиться. Пока Он молился, учеников одолел сон. Но свершившееся чудо их пробудило - они увидели, как:
Иисус... преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2)
В Греческой Церкви в день Преображения Господня у греков была традиция освящать виноград, как раз поспевающий к этому времени. С пришедшим на Русь христианством эта традиция сохранилась, но поскольку виноград был доступен на территории Руси далеко не везде, его заменили яблоками, как самыми распространёнными в нашей стране фруктовыми плодами.
Ореховый Спас
празднуется 29 августа (6 августа по старому стилю), в этот день Православная Церковь отмечает Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.

Установлен праздник был в Греческой Церкви в 944 г.
Согласно церковном преданию, этот образ подарил правителю сирийского города Эдессы Авгарю сам Христос. Царь страдал от проказы, уверовал в Господа Иисуса Христа, велел написать его образ своему живописцу, которому по преданию, явился сам Господь и передал ему убрус (т.е. полотенце), которым предварительно отёр свой Лик, и на убрусе проявилось Его изображение. После того, как царю доставили этот убрус, он получил исцеление. С тех пор запечатленный на убрусе Нерукотворный Образ Спасителя стал всеобщим объектом почитания. В X веке Образ был перенесен из Эдессы в столицу Византийской империи - Константинополь, в честь чего и был установлен данный праздник, пришедший на Русь из Византии.
Ореховым этот Спас стал именоваться потому, что традиционно в конце лета собирали созревшую лещину (лесные орехи) и освящали в храме в день праздника в честь почитания Нерукотворенного Образа Спасителя.
Так сложилась традиция в дни особо почитаемых церковных праздников августа месяца, когда большинство верующих людей стремятся посетить храмы, освящать плоды нового урожая.
Узнали ли Вы из статьи что-то новое для себя?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
В Русской православной церкви с 14 по 27 августа держат двухнедельный пост, названный Успенским - в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы (отмечается 28 августа). Отец Максим напомнил, что кроме праздника Успения в Церкви в ближайшие недели встретят еще три, которые в народе именуются "спасами", потому что посвящены Спасителю. Первый из них – праздник Изнесения честных древ животворящего креста Господня, который называется в народе Медовым спасом (14 августа). Далее - праздник Преображения Господня или Яблочный спас (19 августа). А на следующий день после Успения Богородицы, то есть 29 августа, встречают третий спас - ореховый, или в церковном календаре - праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Я благодарен автору публикации за интереснейший материал о религиозных праздниках. Наша религия появилась в самом народе. И очень тесно связана с нашей жизнью. Вот поэтому и праздники религиозные имеют названия приближенные к жизни, к временам года, к сельскохозяйственнвм работам, особенно в нашей сельской местности. Весенне-полевые работы, сенокосные, уборка урожая. Все это вписывается в церковные праздники. И это здорово, что народ наш их чтит и соблюдает. Мне очень нравились праздники, которые в каждой деревне были разные.
Не по публикации : раньше был поселок Мурино, а теперь Город Мурино ! За примерно Сорок лет как я там Не был , то и Не узнать его будет !
Сегодня как раз 14 августа (по новому стилю) и последующие 19 августа и 29 августа ! У меня на даче уже Ранние яблоки поспели , а другие к концу сентября и середине октября Поспеют !
Красивые Духовные иконы !