Андрей Козлович
Андрей Козлович Подписчиков: 3179
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 34.5М

Аристон. Статья 40: Интеллект против обывателя: уроки Эриха Фромма

19 дочитываний
29 комментариев
Эта публикация уже заработала 9,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Аристон. Статья 40: Интеллект против обывателя: уроки Эриха Фромма

Иллюстрация "Фабрика обывателей" создана сетью Шедеврум


Интересно, что сегодня во всех законодательствах развитых стран есть понятие интеллектуальной собственности, но современная психология так и не выработала общепризнанного определения данной категории. Это, по моему мнению, яркий пример глубокой деградации общественных наук.

Что такое интеллект?

Я думаю, под интеллектом следует понимать органичную совокупность ума, глубоких знаний и интуиции, которая позволяет установить причинно-следственные связи между неочевидно связанными факторами и явлениями, а также понять скрытые законы функционирования и развития балансовых систем.

Эрих Фромм в своих работах выделял обязательным условием развития интеллекта смелость, независимость и жизненность. Я считаю, что олигархические социально-экономические системы (как капиталистическая, так и номенклатурная) не только не создают условия для развития интеллекта, но и, напротив, направлены на его подавление.

Почему олигархия подавляет интеллект?

Олигархия заинтересована в воспроизводстве обывателя, а не интеллектуала. Давно известно: «Только мыслящие люди способны доставить хлопоты властям, тупые и бездумные никогда». И нужно признать, олигархия преуспела в этом занятии. К номенклатурной системе это, безусловно, относится в куда большей мере.

Фромм в работе «Из плена иллюзий» блестяще описал эту «глупость» большинства людей:

«…меня же всё больше и больше поражала глупость подавляющего большинства людей, не подпадающих под эти крайние категории [идиотов и гениев]. Я говорю не о недостатке интеллекта, измеряемого с помощью тестов, а о неспособности понять причины явлений, если только они не бросаются в глаза, или уловить противоречия в самом явлении, установить связь между различными факторами, соотношение которых неочевидно. Эта глупость особенно проявляется во взглядах на человеческие отношения и общественные проблемы. Почему же люди не замечают наиболее очевидного в проблемах личности и общества, а вместо этого придерживаются стереотипов, бесконечно повторяемых без всякой попытки поставить их под вопрос? За вычетом естественной способности интеллект – это преимущественно производное от независимости, смелости и жизненности; глупость соответственно есть результат подчинённости, страха и внутренней омертвелости. Если основная часть интеллекта состоит в способности установить связь между факторами, которые до сих пор не казались связанными, то человек, придерживающийся стереотипов и условностей, не осмелиться признать наличие такой связи; кто боится отличаться от других, тот не осмелиться признать, что ложь есть ложь, и тем самым сильно помешает себе раскрывать действительность. Маленький мальчик из сказки о новом наряде короля, который видит, что король голый, не то чтобы умнее взрослых, он просто не так склонен к конформизму. К тому же любое новое открытие сопряжено с риском, а рискованные предприятия требуют не только определённой степени внутренней уверенности, но и жизнерадостности, что можно найти только у тех людей, для кого жизнь – нечто большее, чем процесс ослабления напряжённости и устранения боли. Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые предприимчивые люди, влюблённые в жизнь».

Я лишь добавлю, что такие люди нужны человеческой цивилизации, а не идеологической и финансовой олигархии.

В следующей статье мы отойдём от экономической теории и погрузимся в мир теории пассионарности Льва Николаевича Гумилёва, чтобы понять, как работает «сила воли» и кто творит историю.

Первую редакцию политико-экономического блока «Аристона» можно прочесть здесь.

29 комментариев
Понравилась публикация?
17 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 29
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Бытие - определяет вознание!

+2 / 0
картой
Ответить

и наоборот)

+1 / 0
Ответить

Буду благодарен за перевод с русского на русский.

0
Ответить

Андрей КозловичПишет 16.10.2025 в 20:33
за перевод

сознание определяет бытиё(ещё как!) 😉

0
Ответить

Так "переводов" много есть и такой "битие" - видимо имеется в виду по морде.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

"Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной".

Николай Островский, "Как закалялась сталь".

+2 / 0
картой
Ответить

Особенно если ничего другого не остаётся.

+1 / 0
Ответить

Спасибо за вашу позицию. Многие ломаются и предаются унынию.

+1 / 0
Ответить

И Вам спасибо!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Благодарю автора за его интересную публикацию.

+1 / 0
картой
Ответить

И Вам спасибо!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

интересирте!

+1 / 0
картой
Ответить

Что это значит?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Интересно.

+1 / 0
картой
Ответить

Рад Вашему интересу!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (29)

Аристон. Статья 55: Дуализм: Философия биполярного мира и вечного познания

Иллюстрация "Вечный Биполярный Мир" создана сетью Шедеврум Ответ на основной вопрос философии, с точки зрения дуализма, принципиально отличается как от материалистического, так и идеалистического подходов.

Аристон. Статья 42: Антисистемы, пассионарные толчки и окультуривание энергии

Иллюстрация "Пассионарный импульс" создана сетью Шедеврум В конце своей работы Лев Гумилёв сделал ошеломляющий вывод: пассионарии имеют внеземное происхождение. Мутацию пассионарности на генетическом уровне,...

Аристон. Статья 39: Элита Запада: жестокость, воля и деградация финансовой олигархии

Иллюстрация "Жестокий, слепой делец" создана сетью Шедеврум Я утверждаю, что финансовая элита на Западе стоит номенклатурной элиты на Востоке, но с одним ключевым отличием: она более жестока.