Традиционные банки в ярости от маркетплейсов

Фото. Freepik.com
В период с 2021 года у маркетплейсов стали появляться собственные “карманные” или как их ещё называют кэптивные банки. Это финансовые учреждения, привязанные к онлайн-платформам, которые позволяют клиентам оплачивать покупки с большой выгодой, копить бонусы и участвовать в различных акциях маркетплейсов-хозяев этих банков. Механизм появления этих банков не был созданием в юридическом смысле. Эти банки были куплены маркетплейсами в готовом виде, сразу с лицензией, потом они были докапитализированы, им сменили вывески. Так, например купленный Ozon Оней банк стал Ozon банком; купленный Яндексом банк “Акрополь”стал Яндекс.Банком, банк “Стандарт-Кредит”, ранее носивший имя “Адыгея” после покупки Wildberries&Russ стал Вайлдберриз Банком и т.д.
Продукты “карманных” банков маркетплейсов легко заказать буквально в два клика в личном кабинете маркетплейса, где вы оформляете свои заказы, получить пластиковую карточку можно прямо в пункте выдачи заказа (ПВЗ) маркетплейса без очередей, визитов в другой город или на другой конец города. Само удобство для покупателей. К тому же цена при покупке такой картой может быть н же. Так, например, на Яндекс.Маркет при покупке товара картой Яндекс.Банка цена может быть ниже вдвое, чем при покупке того же товара картой. Маркетплейсу не нужно тратиться на эквайринг, проведение платежей, да и банк не изменит враз условия обслуживания.
Сначала эти банки не пользовались популярностью, люди смотрели на них настороженно. Стоило маркетплейсам предложить скидки при оплате товаров такими картами, “карманные” банки быстро завоевали популярность. Люди стали оформлять там карты, переводить зарплаты и пенсии, использовать карты для повседневных расходов, оплачивать услуги ЖКХ, связь, что постепенно привело к оттягиванию клиентов у традиционных банков. Потом эти же банки стали предлагать ровно те же наборы услуг, что и традиционные банки. Люди стали открывать накопительные счета, оформлять вклады, размещать депозиты, кредитоваться. Юрлица смогли воспользоваться такими услугами как расчётно-кассовое обследование, факторинг, лизинг. Как сообщил год назад газете “Коммерсантъ” управляющий директор инвесткомпании “Риком-Траст” Дмитрий Целищев: “кэптивные банки стали самостоятельными игроками рынка”. Добавлю, что это игроки, которые довольно быстро добились большой капитализации, продемонстрировав ошеломительные темпы роста.
На фоне этой тенденции, спустя год, руководители Сбербанка, Т-Банка, Альфа-банка, ВТБ и Совкомбанка направили в Госдуму письмо с просьбой ограничить маркетплейсам возможность предоставлять прямые скидки и акции держателям карт их “карманных” банков, а также обязать маркетплейсы устанавливать единые цены вне зависимости от способа оплаты, сообщает Коммерсантъ.
По данным “Коммерсантъ” в одном из банков, подписавших письмо, заявил, что финансовые организации в ярости из-за практики, когда покупатели получают скидки при оплате картами банков, связанных с маркетплейсами. В Совкомбанке инициативу назвали подрывающей единообразие платёжной системы страны.
Здесь следует отметить, что упомянутые выше банки, не отстаивают принципы равноправия и не борются за справедливость, не выступают за соблюдение закона. Ситуация с банками и скидками маркетплейсов стала выходить из под контроля и грозит обрушением числа розничных клиентов у традиционного банковского сектора. Нет смысла условным Татьяне Михайловне, которая завсегдатай Ozon и оформила карту Озон банка, переведя туда свою зарплату через бухгалтерию, а так же условной Зинаиде Петровне, которая любит шоппинг на Wildeberries, которая умудрилась перевести пенсию на карту его банка, пользоваться услугами Сбера, Совкомбанка или ВТБ у них у обеих явно нет смысла. Нет смысла условному Васе Пупкину - владельцу магазина у дома открывать расчётный счёт в другом банке в то время как товары для своего сельского магазина он берёт на Ozon.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина охарактеризовала скидки маркетплейсов как манипуляцию и предупредила, что радикальной мерой против этой практики может стать запрет онлайн-платформам иметь собственные финансовые организации. В ЦБ не против скидок как таковых, но против “карточного неравенства”. Руководитель Сбербанка Герман Греф отмечал, что в 2025 году бюджет недополучил 1,5 триллиона рублей налогов из-за скидок на маркетплейсах. Только вот Герману Оскаровичу укорять маркетплейсы смысла нет, т.к. в России до сих пор свободное ценообразование, которое государство само же допустило и само же ему не мешает. К тому же маркетплейсы научились убирать посредников из цепочек поставок товаров. Поэтому товары на маркетплейсах дешевле. В этом вся суть существования маркетплейсов, в этом их главное отличие от интернет-магазинов. Ещё одно из отличий то, что в интернет-магазине продавец один, у маркетплейса их несколько даже если торгуют одним и тем же товаром. Это порождает конкуренцию среди продавцов, выступая дополнительным фактором для снижения цен. Людям важны низкие цены на товары, поэтому маркетплейсы быстро завоевали доверие широкой аудитории.
Не совсем понятно как будет выглядеть запрет иметь маркетплейсам свои банки. Ничто не мешает им иметь долю в уставном капитале банков. Даже если и запретят, то маркетплейсы не откажутся от идеи иметь свои кэптивные банки, просто будут иметь их через фирмы-прокладки или через трасты. Россия - это не та страна, где запрет означает запрет, а не повод генерировать новые схемы ведения бизнеса или владения активами. Исторически сложилось, что в России отношение к запретам негативное и воспринимается как повод этот самый запрет обойти.
В компании Wildberries & Russ заявили, что авторы письма сознательно игнорируют контекст и манипулируют фактами. В документе приводятся примеры практики ЕС и Китая по ограничению ценовых манипуляций со стороны системно значимых платформ, однако там речь о транснациональных компаниях, а регуляция не затрагивает национальных игроков, подчеркнули представители маркетплейса.
Wildberries & Russ считают, что запрет скидок приведёт к росту цен на товары и негативно скажется на потребителях по всей России. Основатель компании Татьяна Ким в интервью РБК отметила, что у всех крупных банков есть собственные маркетплейсы со своими скидочными программами и обвинила традиционные банки в попытке устранить конкурентов. В Ozon отметили, что использование бонусов и программ лояльности является любимым инструментом банков. У того же Сбера есть программа “Спасибо от Сбербанка”, являющаяся бонусной. У Совкомбанка есть программа скидок при покупке картой “Халва” у партнёров банка. В Ozon подчеркнули, что любой банк может присоединиться к программе лояльности на коммерческих условиях и предлагать скидки клиентам маркетплейса за оплату его картой.
К дискуссии присоединились и представители Яндекс.Маркета.
В представители торговой площадки заявили следующее.
“Наша общая задача - найти сбалансированный подход, который будет поддерживать развитие торговли в интересах покупателей и продавцов, но при этом не приведёт к ограничению конкуренции”, - передаёт 360.
В Яндекс.Маркете готовы к сотрудничеству с другими банками, компания открыта для диалога. Ход на стороне банков.
Почва для конфликта возникла в 2021 году когда маркетплейсы стали покупать малоизвестные банки с показателями, говорящими об их низких успехах. Далее банки докапитализировались, переименовывались и выводились на рынок в новом качестве. Такая практика помогла маркетплейсам существенно экономить на платёжных расходах, давая покупателям существенные скидки при условии совершения покупок картами “карманных” банков маркетплейсов. Так же убивались сразу два зайца: 1) маркетплейс покупал готовый банк с лицензией, отдать который прежние собственники могли максимально легко, что минимизировать затраты на создание банка с нуля; 2) существенно экономил на платежах, имея в распоряжении свой банк. Приятным бонусом оказалось, что свой банк - это ещё и дополнительная точка роста, способная заставить нервничать даже крупных игроков банковского рынка.
Конфликт традиционных банков и маркетплейсов пошёл с 2024 года когда “карманные” банки маркетплейсов стали теснить традиционные банки сначала в направлении обслуживания физических лиц, потом в направлении обследования юридических лиц. Этому поспособствовали большие скидки на маркетплейсах, бесплатные карты, набор услуг как у обычных банков. Поначалу ничего не предвещало беды пока ситуация не вышла из под контроля, когда традиционные банки стали фиксировать отток клиентов и денежных средств, а банки маркетплейсов продемонстрировали приток клиентов и увеличение капитализации.
Не имея возможности конкурировать с банками маркетплейсов, традиционные банки решили задействовать административный ресурс путём лоббирования своих интересов. Маркетплейсы ответили готовностью к сотрудничеству с другими банками. Вероятнее всего традиционным банкам придётся считаться с маркетплейсами и выстраивать партнёрские отношения, корректируя свою бизнес-модель с учётом новых реалий.
Так и есть, кроме того, что "не имея возможности конкурировать...". Конкурировать всегда можно, но паразитам из ВТБ, СБЕРа и прочей подобной шушеры не "охота" заниматься конкуренцией. Все их предлоги про несправедливые скидки надуманные и связаны с неуёмной жадностью и корыстью. Драка бешеных хищников за деньги. Паразиты из банковской системы давно уже забыли, для чего в экономике общества нужны банки, превратившись из важного инструмента развития экономики в гнилую паразитирующую систему, существующую ради самой себя, только для получения денег, обогащения, и наоборот, гробящую экономику стран, где они существуют в таком виде. Это раковые опухоли на теле общества, которые катастрофично раздуваются беспредельно, неограниченно. Функция банка должна в нормальном обществе ( как это и было при Совдепии) ОБСЛУЖИВАТЬ нужды развития различных секторов экономики.Это - кровь экономики. Банки должны быть на СЛУЖБЕ, в подчинённом положении. А, у нас ? Да и во всём "цивилизованном мире"? Впрочем, это не "цивилизованный мир", а давно уже гнилая помойка. Что творят эти негодяи? Какое развитие и обслуживание ? И близко этого нет. ПАРАЗИТЫ на теле общества. И не видно этому конца. Набиуллина вроде не самая глупая, а прочитал её претензии: это же ахинея чистой воды, протекционизм. Не к лицу при такой должности. Зачем вляпываться в историю с ненормальными заявлениями в пользу не самых лучших представителей паразитного, ненужного для общества олигархата?
Интересное исследование...
Мошеннические банки вместе с Центробанком затряслись,денюжки мимо кармана.
Кэптивные банки весьма наиболее привлекательны в том числе с т. з. заявляемых процентов по вкладам, кешбекам и пр., однако пока ещё есть вопросы доверия к таким банкам, но, думаю, что это всего лишь вопрос времени.
Спасибо за публикацию. Интересная статья, есть над чем поразмыслить.