И на РЖД есть управа! Суд против монополиста выигран. Личная судебная практика
Если честно, то на всех интернет-ресурсах я уже устал читать жалобы граждан на "сервис" в поездах РЖД: там поезд опоздал, там кондиционер не работал, там проводники были пьяные, и т.п.
Жалуясь на поезда АО РЖД в социальных сетях, блогах, на форумах, и т.п., авторы всегда отвечают, что "не имеет смысла судиться, все равно ничего не получишь или получишь копейки, слишком муторно, времени много уйдёт", и т.п.

(Здесь и далее все картинки сгенерированы нейросетью по запросу автора публикации)
Йошкар-олинским городским судом рассмотрено гражданское дело № 2-2388/2025 по моему лично и моей супруги иску к АО "Федеральная пассажирская компания" о защите прав потребителей.
Предыстория
В одной из своих предыдущих публикаций (кликните сюда для её прочтения) я уже рассказывал о том, как мне пришлось проехать в дополнительном поезде, заплатив за билет больше стоимости проезда в поезде фирменном, при этом купе в данном поезде, напоминавшее больше заброшенный сарай, чем пассажирское купе, стало из-за своего "комфорта" толчком даже для распада одной только что созданной семьи.
Есть такие поезда, услугами которых пользоваться не хочется никогда, и один из них - "фирменный" поезд № 57/58 "Марий-Эл", этот же состав - фирменный поезд № 53/54 "Чувашия". Ни одна наша поездка в этих поездах еще не прошла без приключений. Нам с супругой это надоело, и мы решили устроить РЖД показательную "порку".
Из 10 - 20 последних поездок для "показательной порки" мы выбрали три случая, в которых в ответ на наши жалобы РЖД даже "не кинула нам подачки" в виде 2000 - 4000 баллов "РЖД-бонус":
- мне не был предоставлен, кстати, навязанный мне "гигиенический набор", стоимость которого, в совокупности с "рационом питания", составила около 1150 рублей, хотя в супермаркетах такой же "комплект с питанием" обойдётся, максимум, в 300 рублей;
- тот самый случай с моей поездкой в дополнительном поезде по цене фирменного;
- моей супруге пришлось выбрать для поездки "сидячий" вагон по причине отсутствия альтернативы (а время поджимало), персонал которого вместе с начальником поезда откровенно показывали пассажирам этого вагона, что "пассажиры - нищеброды", с соответствующим отношением.

На наши жалобы через сайт РЖД во всех случаях были даны типовые формальные отписки за подписью одного и того же человека - заместителя директора Московского филиала АО ФПК Д.А. Тихонова.
Наши действия.
Сначала мы предъявили РЖД (точнее - её "дочке" АО "Федеральная пассажирская компания") претензию, в которой потребовали возместить причинённый нам моральный ущерб в добровольном порядке. Претензия была отправлена электронным заказным письмом, на это я потратил ровно 10 минут, и мне не пришлось даже выходить из дома. ФПК даже не удостоила нас официальным ответом.
Тогда мы решили предъявить иск в суд. Поскольку иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства или месту пребывания истца, мы избрали суд именно по месту своей прописки, т.е. Йошкар-олинский городской суд. Туда и направили иск.
Затем, по мере получения документов. иск был дополнен письменно.
Иск и дополнение к нему были отправлены в суд посредством ГАС "Правосудие", а копия иска и дополнения ответчику - также электронным заказным письмом.
Опять же, для подачи иска нам не пришлось даже выходить из дома.
Был ли суд сложным или муторным?
Изначально мы с супругой планировали участвовать в суде лично. Но семейные обстоятельства сложились так, что нам пришлось в экстренном порядке ехать в Липецкую область, где мы прожили больше года.

Связь в Липецкой области работала и работает крайне отвратительно, видеоконференцсвязь между судом в месте нашего пребывания и Йошкар-Олой установить не удалось, и потому то нам пришлось все то, что планировали сказать в суде устно, изложить письменно и направить в суд. Попросили суд рассмотреть дело в наше отсутствие.
Таким образом:
- расходы на суд составили 213 рублей, т.е. стоимость трёх заказных писем(с претензией, с копией иска и с копией дополнения к иску) в адрес АО ФПК;
- подготовка мной трёх документов заняла суммарно около 12 часов, т.е. столько же времени. сколько на это потратил бы среднестатистический добросовестный юрист;
- отправка в суд каждого документа занимала 10 - 15 минут, с учётом крайне отвратительной связи;
- ожидание суда - два месяца;
- исполнительные листы мы отнесли в филиал банка ВТБ в городе по месту своего пребывания (именно в этом банке у АО ФПК открыты расчётные счета, информацию об этом на сайте ФПК удалось найти за 5 минут), и через 7 дней на наши банковские карточки пришли присужденные деньги.
Довольны ли мы решением суда?
Естественно, что суд не присудил нам компенсацию морального вреда в той сумме, в которой мы просили.
НО... Сумма компенсации, присуждённая судом, оказалась выше суммы, оплаченной нами за проезд. То есть, по факту, нам вернули деньги за некачественную услугу и компенсировали "накладные расходы", на большее мы и не рассчитывали. Что ни говорите, на вещи надо смотреть реально.
Потрачены 213 рублей, 12 часов домашнего времени, тратить время и нервы на судебные заседания не потребовалось, и компенсированы три поездки с "накладными расходами", - наши ожидания полностью оправдались.
Да и качество обслуживания в поезде № 57/58 "Марий-Эл" в 2025 году, стоит обратить внимание, заметно улучшилось. По крайней мере, "рвотный рефлекс" данный поезд перестал у меня вызывать впервые за последние 45 лет, и единственная в настоящем году, но крайне сложная поездка прошла без ожидаемых эксцессов.
И ВЫ ТАК МОЖЕТЕ!
Приходилось ли Вам судиться с РЖД?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Что-то совсем гладенько у Вас все прошло. Даже не верится в такое. Можете дать номер дела? Хотелось бы пополнить коллекцию судебной практики.
Номер дела в статье написан же. И название суда. 2-2388/2025, Йошкар-олинский горсуд.
Ой, извиняюсь, прошляпила.
Спасибо, интересно. Жалко только, что по подобным делам у нас компенсации маленькие присуждают. Но в любом случае - всем урок)
Думаю, что компенсация в размере "чуть больше стоимости проезда" как раз вполне реальна.
Заплатить РЖД небольшой моральный вред пассажиру вряд ли решит наши проблемы в поездах.
Когда каждый пострадавший от "сервиса" последует нашему примеру - проблемы решать придётся.
Долго ждать каждого
Это зависит не от нас.
Возможно.
Единственно верное: все зависит от "внутреннего убеждения" судьи (сам судья побывал в подобной ситуации)...
судьи часто в таких ситуациях бывают.
Вот и пишите в заголовке ФПК, а не РЖД. Перевозочным процессом людей и оказанием таких услуг уже давным давно занимается Федеральная пассажирская компания
А также "Гранд-Сервис-экспресс", "Железные дороги Якутии", и т.п.
Билеты Вы покупаете на сайте РЖД, а не ФПК. Потому и разговор идёт именно об РЖД.
Меня впечатлила эта история.
Но ещё больше изображение обшарпанного деревянного домика на колёсах.
Это - сарай!
Символ того, что представлял собой вагон поезда № 226 "Москва - Йошкар-Ола".
Сарай на колесах. Просто класс. Картинка с юмором.
Именно сарай на колёсах представлял собой вагон РЖД.