Набиев Руслан Рустемович
Набиев Р. Р.Подписчиков: 8
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10

Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред. ОСАГО.

1 360 просмотров
1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно ст. 14, Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Страховщик имеет право регрессного требования к лицу, причинившему вред. Основаниями служат:

1. Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего - умысел нужно доказать, а это не так то просто,

2. Вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) - стоит отметить что помимо гражданской ответственности, есть и административная, как управление т/с в состоянии опьянения, так и сразу после столкновения. В последнем случае регресса не будет, но можно лишиться прав если выпить алкоголь до мед освидетельствования,

3. Указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред - сюда можно отнести угон т/с, отсутствие водительского удостоверения на право управление т/с,

4. Указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия - очень распространенный вид регресса. ПДД регулирует обязанности водителей при ДТП, в частности п. 2.5. "При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию". Стоит отметить, что если виновное лицо привлечено к административной ответственности по ч.1, ст. 12.27 КоАП РФ - "Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи" (например убрал машину с места ДТП на край проезжей части или иное место), то это не есть основание для регресса. Основанием будет служить привлечение к административной ответственности по ч.2, ст. 12.27 КоАП РФ, а именно "Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся", как примеры: во дворе не заметил, задел и уехал... срочно нужно было куда-то ехать... В данном случае причины покидания места ДТП не имеют значения ни для административного ни для гражданского судопроизводства (кроме веских причин-исключительные случаи).

5. Указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями) - тоже очень распространенный вид регресса. Так уж получается, что не все водители знают, что такое "допущенное к управлению т/с лицо". Они указываются в полисе в отдельной графе и заранее уточняются при заключении договора ОСАГО, и если вас там нет и вы виновник, сочувствую вам.

6. Страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования) - встречается реже, но опять же не все знают о том, что такое "период использования т/с". Период устанавливается при заключении полиса ОСАГО. Так полис может действовать целый год, и ваша гражданская ответственность будет "застрахована", но если период использования в полисе указан как 01.01.2018-01.04.2018, а ДТП произошло 02.04.2018, то регресс будет к виновнику ДТП. Период использования так же в полисе указывается, читаем внимательно.

7. Указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия - самый интересный на мой взгляд и видов оснований для регресса. Суть в том, что даже если вы трезвый, застрахованы на круглый год с полным периодом использования и допущены к управлению т/с, но при этом попали в ДТП, виновны и оформили ДТП по "Европротоколу", у вас есть обязанности, а именно: Заполнить "Извещение о ДТП" участниками ДТП, и вы как виновник обязаны направить 1 экземпляр (обычно извещение с копиркой идет, чтобы по итогу 2 экз. получалось) заполненного извещения в СВОЮ страховую компанию. Сохранив при этом чек по отправке письма и опись-вложение. Страховые не все пользуются именно этим регрессным основанием, но случаев было много, и как результат, Регресс. По-этому, даже если у вас уже было так, и вам ничего не предъявили, не стоит пренебрегать 200 рублями по отправке письма. Ведь мало ли что может выстрелить у страховщиков в голове. Возьмут да и поднимут все такие случаи ДТП за 3 года и подадут иски в суд. Лучше "перестраховаться".

8. До истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы - думаю в самой норме все доходчиво написано, опять же при "Европротоколе".

9. На момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов - думаю не стоит пренебрегать этим, а своевременно "продлить" диагностическую карту.

10. Страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии - если честно, ещё не сталкивался с данным пунктом на практике и не оформлял электронный полис, но из смысла статьи думаю что следует следующее:

-страховая премия рассчитывается страховщиком и складывается из коэффициентов указанных в ФЗ "об ОСАГО" и Указании Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", их можно увидеть в полисе, около суммы страховой премии:

А) Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (ТБ) - зависит от категории т/с, подробнее в указании Банка России,

Б) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) - т.е. исходит из вашей прописки, так например с московской пропиской для т/с (за определенным исключением - в Указании Банка России) КТ будет равен 2, в с пропиской в Севастополе 0,6.

В) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) - Бонус-малус! Зависит от безаварийной езды и наоборот (от количества страховых выплат если вы виновник), так каждый год при безаварийности спадает на 0.05. Пример: новичок страхуется у него КБМ 1, на след. Год при безаварийности будет 0.95. и так вплоть до 0.5, но не ниже (это и есть скидка в рекламах 50% на ОСАГО, не стоит обманываться, коэффициентов куча и это не 50% уж точно, если дружите с математикой). Но если вы участник и тут же виновник ДТП, то коэффициент подскочит прилично, не на 0.05) Р.S. могу рассказать как сбить коэф. С максимума до 1 и сэкономить деньги, ведь чтобы снизить с коэф.2,45 (максимум) до хотя бы 1 может понадобиться 29 лет безаварийной езды:D (хотя на практике иногда коэф. Падает и не на 0.05 каждый год, а на 0.1, или даже 0.2, с чем это связано - неизвестно).

Табличка есть в Указании Банка России, там можно и рассчитать какой будет премия при ДТП (если виновник) или наоборот. (про КБМ можно целую статью расписать если честно, нюансов тьма просто).

Г) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) - тут уж либо с ограниченным кругом водителей допущенных к управлению т/с (выгодно) или неограниченный круг лиц (не выгодно, но необходимо для ИП и Юр.лиц в виду специфики их работы),

Д) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС):-До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно - 1,8.

-Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно 1,7.

-До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет 1,6.

-Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет - 1.

Е) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE") (КМ). Табличку смотри в Указании Банка России.

Ж) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (КПр) - в зависимости от того будете ли с прицпом ездить, или нет...

З) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС) - период использования от 3-х месяцев и более. Выгодно на 3 месяца брать, коэф. Будет лишь 0.5, но стоит ли оно того, обращаемся выше к регрессным основаниям! Поэтому не экономим и ставим год).

И) Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП) - Договор страхования можно заключить и на срок менее одного года, например от 5 до 15 дней, при этом коэф. 0.2 (например если надо перегнать авто). А если уж вы собственник, этого делать не стоит, можно напортачить с КБМ! Страхуемся на год).

К) При наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", применяется коэффициент КН - 1,5.

(3. Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

-сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;

-умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страхового возмещения;

-причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (статья 14 настоящего Федерального закона).

Указанные в настоящем пункте коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).

Таким образом, при заключении электронного полиса ОСАГО, стоит внимательно все перепроверить, и не стоит обманывать никого. Отмечаю что 10 основание расписано по моему понимаю.

Поэтому, будьте внимательны, лучше не экономить по мелочи и ездить спокойно. Потому что вы покупаете спокойствие за не за такие уж огромные деньги.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Набиев Руслан Рустемович