30 лет - как один миг между прошлым и будущим налоговой службы
Краткое содержание :
Как все начиналось
30 лет назад в составе Министерства финансов РСФСР была создана Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РСФСР. Ее название неоднократно менялось, кроме основной функции – собрать максимум налогов и сборов в бюджет государства. В 2008 году, после смерти Сергея Магнитского, на налоговую службу в России обратил внимание весь цивилизованный мир – Сергею удалось раскрыть одну из схем масштабного хищения бюджетных средств через незаконный возврат налогов (возмещение НДС), которую организовали российские чиновники и силовики. Расследование Сергея стоило ему жизни, и США, как и Европейский союз, незамедлительно ввели санкции против лиц, предположительно причастных к коррупции по делу Hermitage Capital и смерти Магнитского. После этого скандала тогдашний руководитель ФНС Мокрецов смог доработать только два года главным налоговиком страны и быстро перешел в Минобороны, которое знаменито своими хищениями. Впрочем, у силовиков он продержался всего несколько лет. Его место в ФНС занял новый человек – Михаил Мишустин, который продолжил дело Магнитского: борьбу с незаконным возмещением НДС.
Информационные технологии от Мишустина
Новый глава ФНС направил все силы на развертывание автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3»). Первый блок при Мишустине был запущен уже через несколько лет – теперь счета-фактуры начали сравниваться между собой у покупателя и у продавца. В это время были созданы несколько федеральных центров обработки данных. Количество махинаций с НДС снижалось с каждым кварталом. Мишустин первый из руководителей ФНС довел налоговый контроль до автоматизма и не забыл о физ. лицах. Для населения налоговая открыла полноценные личные кабинеты на своем сайте и развернула несколько контактных центров с бесплатным номером 8-800. Открыть налоговых органов для налогоплательщика обернулась контролем над операциями по банковским счетам и введением онлайн-касс. За последние 10 лет было создано всё для контроля над теми, кто не может выводить капиталы за границу и создавать трасты для защиты активов. Обратной стороной автоматизации стал полный контроль над малым бизнесом: вся информация о коммерсантах и наемных работниках теперь собирается в одном месте – налоговой инспекции: имущество, личные налоги, пенсионные и социальные отчисления. Даже о фактах рождения и смерти налоговики узнают одними из первых.
О чем не принято говорить за стенами ФНС
До сих пор АИС «Налог-3» работает не стабильно. Его регулярно обновляют, а он «падает». Нельзя зайти в личный кабинет или в налоговой не видят платежи и декларации временно не доступны. Новая система находит разрывы, но устранять их приходится самим налоговикам: анализировать ответы на требования, проводить допросы и осмотры. Машина показывает «красноту», чтобы человек своей головой искал причины или бросил все и успокоился, получив объяснение от налогоплательщика. После объединения инспекций штат сократился и быстро дозвониться теперь можно лишь до контактного центра, который может переключить и не всегда на другой стороне кто-то ответит по существу вопроса. Особый интерес вызывают решения по результатам выездных проверок. Те инспекторы, которые еще их проводят, выносят законные по их внутреннему убеждению решения. Например, ООО «Тульский пионер» - всем ребятам пример. Я с нетерпением жду решения Тульского арбитража. Оно точно попадет в рассылки КонсультантПлюс, повлияет на дальнейшую судебную практику по налоговым спорам. Когда интересы истца представляют только тульские юристы – результат предсказать несложно.