О правах потребителя при обнаружении недостатков в техническом сложном товаре в течение 15 дней после его передачи продавцом
В жизни встречаются случаи, когда гражданин, купив мобильный те-лефон, телевизор или другой технически сложный товар (далее - товар), придя домой обнаруживает его полную или частичную неработоспособность. Конечно, у него возникает разочарование, вместе с ним вопрос, что сделать для возвращения уплаченной суммы за такой товар или замены его.
По Закону РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) такой гражданин это потребитель, организация (индивидуальный предприниматель) продавшая товар является продавцом, а полная или частичная неработоспособность товара относится к недостаткам товара. Перечень технически сложных товаров определен в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924.
Для решения вопроса в сложившей ситуации потребитель вправе в течение пятнадцати дней со дня передачи ему товара, вправе обратиться с заявлением (претензией) к продавцу. Данный срок определен ч.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Также он может обратиться к уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
По своему выбору потребитель в заявлении (претензии) должен ука-зать следующие требования: 1. Отказываюсь от исполнения договора купли-продажи и прошу возвратить уплаченную за такой товар сумму. 2. Заменить товар с недостатками на товар этой же марки (модели, артикула). 3. Заменить товар с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Как правило, бланк заявления имеется у продавца.
К заявлению может быть приложен кассовый или товарный чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара. Однако отсутствие данных документов не является основанием для отказа в принятии заявления или удовлетворения требований, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, при обнаружении недостатков от потребителя требуется, заполнить и вручить заявление (претензию) продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
В свою очередь продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара и при проведении экспертизы товара. При несогласии с результатами экспертизы потребитель может оспорить заключение ее в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли по вине потребителя, то он несет расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Следует помнить, что сроки на удовлетворение требований неодинаковые.
Требования потребителя:
о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В этот срок входит проведение проверки качества товара и его экспертиза, исходя из смысла статьи 22 Закона о защите прав потребителей; о замене товара продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Исключением является отсутствие у продавца в момент предъявления требования необходимого для замены товара. Замена товара в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы. В других районах Российской Федерации товар должен быть заменен в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Потребитель вправе потребовать у продавца, когда срок для замены товара требуется более семи дней, предоставить безвозмездно ему во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Эти право не распространяется на товар, указанный в Перечне товаров длительного пользования, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. Например, автомобили, мотоциклы и другие. Данное требование продавец обязан выполнить в течение трех дней.
Во избежание споров о сроке замены товара, потребителю следует потребовать от продавца, зафиксировать его на копии заявления.
Закон о защите прав потребителей предусмотрел ответственность продавца за нарушение сроков о замене товара и о предоставление на период замены аналогичного товара. Так в статье 23 установлено, что продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Также потребитель вправе потребовать возвратить уплаченную за товар денежную сумму.
Подводя итог вышесказанному, потребитель при обращении к продавцу, в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре в течение 15 дней с момента его передачи, в заявлении (претензии) должен:
правильно сформулировать требование к продавцу, так как от этого зависят сроки их удовлетворения; написать согласие или несогласие, на участие в проверки качества то-вара и при проведении экспертизы товара.
Также потребовать от продавца на копии заявления указать срок о замене товара.
Иванов Владимир Александрович.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
