Владимир
ВладимирПодписчиков: 4849
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.6М

С конвейера сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101»

171 просмотр
61 дочитывание
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101», прозванный в Советском Союзе «копейкой». Прототипом «копейки» был «ФИАТ-124».

На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

На момент начала производства «ВАЗ-2101» был одним из наиболее современных и надежных отечественных автомобилей. Вскоре «копейка» стала настоящим народным автомобилем в СССР.

За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». За все время производства (с 1970 по 1984 годы) было создано более 2,5 миллионов «копеек».

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём». За все время производства (с 1970 по 1988 годы) АвтоВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.

История создания

8 августа 1966 года в Москве министр автопрома СССР А. Тарасов и президент FIAT В. Валетта подписали соглашение о сотрудничестве, результатом которого и стал завод-гигант по выпуску легковых автомобилей – лицензионного Fiat 124, ставшего к тому же «Автомобилем 1967 года». Однако предварительное соглашение было подписано раньше – в 1965 году, а его, в свою очередь, предварил приезд в СССР владельца FIAT Джованни Аньелли.

Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.

Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия.

В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП. Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Происхождение названия

Само название берет начало от названия местности Жигулевские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.

В качестве названия для новой советской малолитражки неравнодушные граждане предложили почти 50 000 (!) вариантов. Новорожец, Катюша, Аврора, ВИЛ-100 и даже Директива – каких только идей не было! Однако в качестве окончательной версии было утверждено "географическое" название Жигули. Причем для экспорта его пришлось заменить на более благозвучное "Lada", поскольку иностранцам даже прочитать слово "Жигули" было сложновато. Не говоря уже о том, что этот бесхитростный, казалось бы, советский топоним созвучен слову Gigolo, который на множестве языков мира (включая русский) используется для обозначения, скажем так, мужчин «легкого поведения».

В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».

Источник

Проголосовали:17

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Понравилась публикация?
18 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6411
сегодня, 11:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Что-то вдруг вспомнил легендарный фильм с Михаилом Евдокимовым "Не послать
Подробнее
Неинтересно
0
3
Виктория
Подписчиков 477
сегодня, 11:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.1М
Инаугурация президента России Владимира Путина состоится 7 мая. Впервые он принимал присягу в мае 2000 года.
Подробнее
Неинтересно
-1
9
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7124
сегодня, 09:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.3М
Несмотря на приход весны, у многих остается ощущение внутреннего опустошения, когда не радуют ни работа,...
Подробнее
Неинтересно
0
37
Казак Анатолий
Подписчиков 7026
вчера, 17:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.8М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
47
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6201
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
Здравствуйте, дорогие читатели! Я очень рад, что вы решили уделить немного времени моей страничке.
Подробнее
Неинтересно
0
85
Карина Юрьевна
Подписчиков 5830
вчера, 15:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Здравствуйте, дорогие читатели! Безусловно, брак и семейная жизнь - тяжелая ...
Подробнее
Неинтересно
-1
83
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15866
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.2М
В каких случаях завещание не может быть признано недействительным? Или о том, как мне удалось доказать,...
Подробнее
Неинтересно
0
76
Москвитина Валентина Витальевна
Подписчиков 26319
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг20.9М
Все школьные каникулы я проводила у бабушки в деревне Красавка Турковского района Саратовской области.
Подробнее
Неинтересно
0
50
Карина Юрьевна
Подписчиков 5830
вчера, 17:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Новые правила призыва: что ждет военнообязанных с 2024 года
Подробнее
Неинтересно
0
28
Александр
Подписчиков 8769
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.1М
Я коммунист. А задача каждого коммуниста и честного человека сделать ХХ1 век веком социализма!
Подробнее
Неинтересно
-1
95
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66390
вчера, 13:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.1М
С каждым разом Центральный Банк России все сильнее ужесточает контроль над банковскими операциями.
Подробнее
Неинтересно
0
35