Марина Владимировна
Марина Владимировна Подписчиков: 24711
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.1М

Что за «СВИФТ» такой? Что будет с рублем, сбережениями и картами, если Россию отключат от SWIFT

7 866 дочитываний
142 комментария
Эта публикация уже заработала 397,50 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 12.05.2021 эта публикация заработала 700,00 рублей
Зарабатывать

Начиная с 2014 года периодически в информацинном пространстве возникает тема возможного отключения России от SWIFT. В этом году об этом заговорили не только власти США, но и депутаты Европарламента. И если на американские угрозы наши власти особого внимания не обращали, то угрозы со стороны Европы, по мнению Кремля, вполне могут воплотиться в жизнь. Все дело в том, что штаб-квартира компании SWIFT находится в Бельгии и непосредственно подчиняется решениям Евросоюза.

В связи с этим давайте разберемся, как именно может отразиться на наших с вами кошельках возможное отключение от международной банковской системы SWIFT.

Что такое SWIFT?

SWIFT расшифровывается как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication, и в переводе с английского означет «Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи».

«SWIFT (произносится как СВИФТ) — международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Данная система позволяет финансовым учреждениям во всём мире отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надёжной форме. Основано в 1973 году; соучредителями выступили 248 банков из 19 стран. Штаб-квартира SWIFT находится в Бельгии, недалеко от Брюсселя», – из Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/SWIFT).

Проще сказать, SWIFT – это мозговой центр всей международной банковской системы, благодаря которому банки могут быстро и безопасно переводить деньги друг другу. Таких систем в мире несколько, но SWIFT является самой крупной из них, ею пользуются 11 000 банков в 200 странах мира. Россия – один из крупнейших пользователей этой системы, наши банки входят в первую тройку по количеству операций, проведенных через SWIFT.

SWIFT европейская компания и подчиняется европейским законам. Поэтому, если Совет Европейского союза примет решение отключить Россию от SWIFT, то организация должна будет исполнить предписание Совета Европы.

Надо отметить, что за все всю историю существования SWIFT от системы были отключены банки всего лишь двух стран — Ирана и КНДР.

Как по простым гражданам России может ударить отключение от SWIFT

Возможно два варианта отключения России от SWIFT – полное и частичное. Все будет зависеть от того, как именно будут прописаны новые санкции.

Как считают многие эксперты, полное отключение всех российских банков от системы SWIFT маловероятно, но все же возможно. В таком случае страна фактически окажется в финансовой изоляции, а это может очень сильно и негативно сказаться на российской экономике. Но все же, как считают эксперты, очень маловероятно, что все российские банки разом отключат от SWIFT. По крайней мере, такого в истории пока еще не было. Например, в случае с Ираном отключили только половину всех банков страны. Такой вариант развития событий не должен привезти к драматическим последствиям для всей экономики России, но все же, на мой взгляд, может негативным образом может отразиться на жизни простых россиян.

Объявление подобных санкций практически всегда оказывает прямое давление на экономику страны, что непосредственным образом сказывается на курсе рубля. Из-за обесценивания нацвалюты импортные товары снова будут дорожать. Кроме того, так как санкции заденут, прежде всего, компании, работающие с зарубежными контрагентами, то этим компаниям станет сложнее заказывать и оплачивать товары. Это так же может отразиться на стоимости зарубежных товаров. А так как мы до сих пор очень сильно зависим от импорта, в конечном итоге, все это скажется на российском потребителе, то есть нас с вами в виде очередного подорожания продуктов, товаров и услуг и, как следствие, очередного снижения нашего уровня жизни.

Ситуация отключения от SWIFT может задеть почти каждого человека, который пользуется банковскими картами. Несмотря на то, что власти заверяют нас, что за время существования угрозы таких санкций мы успели построить альтернативные аналоги международных платежных систем: платежную систему «Мир» (как замену VISA и MasterCard), Систему передачи финансовых сообщений (как замену SWIFT) и Систему быстрых платежей (как замену розничным транзакциям с помощью переводов по номеру телефона), которые должны нас подстраховать в случае отключения SWIFT, но если это все же произойдет, владельцы карт испытают ряд неудобств.

Во-первых, в переходный период, да и скорее всего и в дальнейшем, в связи с тем, что российские аналоги являются молодыми, а значит далеко не совершенными системами, платежи будут проходить гораздо дольше. Так же переход на российские аналоги с большей долей вероятности сделает использование банковских карт значительно дороже. Кроме того, менее надежные и менее контролируемые системы всегда подвержены атакам киберпреступников. Поэтому средства на банковских картах, платежи и переводы не будут уже так защищены, как это было при использовании системы SWIFT, в которой все данные отправляются в установленном формате, что в разы увеличивает скорость перевода, снижает комиссию и делает транзакции защищенными.

Кроме этого, национальная платежная система «Мир», которая в случае отключения от SWIFT заменит нам Visa и MasterCard, во многих странах еще не распространена. На данный момент она работает только в 13 странах мира. Таким образом, для тех, кто переводит деньги за рубеж, а так же принимает деньги из-за границы, кто захочет воспользоваться своей банковской картой в поездке за рубежом или приобрести что-то в зарубежном он-лайн магазине, при отключении от SWIFT, осуществить такие операции уже не смогут.

Что же касается снятия или пополнения средств граждан в российских банках, то есть на вкладах, накопительных и даже карточных счетах, то отключение от SWIFT на них никак не отразится, так как все такие операции вот уже несколько лет обрабатываются у нас внутри страны.

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Источник

142 комментария
Понравилась публикация?
602 / -14
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 142
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Узнал про SWIFT и сразу невзлюбил! И ещё больше полюбил наличку...

+98 / -1
картой
Ответить

Да, народ в частности из-за этого забирает свои денежки из банков. И правильно делает...

+62 / -5
Ответить

Американцы что молчат и не в водят электронный доллар, хотя у них еще в том году были готовы документы все все для этого. Или может выжидают чего-то.Тогда точно вся банковская система начнет трещать по швам в России и Московские Биржи.

+24 / -1
Ответить

Электронный доллар уже давно существует.. вы похоже только проснулись.. причем в нескольких вариантах...USDT.. вот один из них.

+8 / -1
Ответить

Электронный доллар в вести полностью а наличные изъять или что в банке останутся и то их переведут на счета в электронные деньги. Так точней для Вас будет. Только еще изюминка в том, что наличность нужно будет доказывать. Что и откуда ее происхождение. Может она от торговли наркотического синдиката или еще откуда-та.

+7 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

ИгорьПишет 12.05.2021 в 07:23
Может она от торговли наркотического синдиката или еще откуда-та.

А разве презумпцию невиновности отменили? Доказывать, что я не осёл, я не обязан... А если власть в этом сомневается, пусть докажет обратное... Т.е. если у гражданина количество долларов не превышает, скажем 50-ти процентов от его доходов за определённый период времени, то какие могут быть претензии? Когда то и нет так давно, на вопрос - в какой валюте в России лучше хранить свои сбережения, очень ответственный и высокопоставленный представитель власти сказал на ТВ - "Лучше хранить в разных валютах"...Что многие Россияне, руководствуясь этим советом, и делали... по возможности... И накопить, скажем, за 50 лет трудовой деятельности 20 тыс. долларов, можно было без особенных проблем, учитывая, что курс доллара, не всегда был таким высоким, как сейчас... Но чеки на покупку в банке этих долларов за 50 лет, далеко не у всех сохранились... учитывая, что не редко, какую то сумму долларов, родственники дарили на день рождения или на юбилей... Не требовать же от них ещё и чеков? Однако, маразм крепчает и от власти можно ожидать чего угодно...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Электронный доллар ввести полностью. А наличные изъять.. Вы сами то понимаете что написали.. Ну и фантазер же вы батенька.. Вам это приснилось что ли?...Такого не будет никогда.. ФРС не допустит этого.. а как известно им никто не указ.. Читайте батенька книги на финансовую тематику...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

Зачем забирают и почему правильно? Для кого? Ну и..., а кому это выгодно...?

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Марина ВладимировнаПишет 11.05.2021 в 13:41
Да, народ в частности из-за этого забирает свои денежки из банков. И правильно делает...

А вы точно экономист?

+7 / -1
Ответить
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Марина ВладимировнаПишет 11.05.2021 в 13:41
Да, народ в частности из-за этого забирает свои денежки из банков. И правильно делает...

Не удивлюсь, если банки ограничат выдачу наличными, не выше прожиточного уровня в месяц... если запахнет жаренным... Впрочем, могут быть введены и другие ограничения... Скажем, если гражданин, получает зарплату или пенсию через банк, то получить в месяц можно будет не более этих сум... да ещё и с комиссией... Одним словом, банки будут отстаивать свои интересы до последнего патрона и Государство им поможет... Подчёркиваю - не населению, а именно банкам... А учитывая, что большинство Российских банков, являются собственностью не Российских граждан, то кому же, в конце концов, Государство будет помогать?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

А у меня свой СВИФТ! японская малолитражка! И мне по фигу их СВИФТ, за рубеж деньги не перевожу и не получаю от-туда. Вот так, а что всё подорожает, так и без этого СВИФТа дорожает не по дням, а по часам. И может люди задумаются о производстве своей сельхоз продукции и промышленных товаров отечественных!

+73 / -2
Ответить

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Валерий ШПишет 11.05.2021 в 13:37
И ещё больше полюбил наличку...

Не зря КПСС своим сателлитам без всякого Свифта чемоданы долларов отправлял)))

И сейчас иногда делает, вспомните помощь Венессуэле.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Жириновский же призывает переходить на наличку

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Вы говорите, что это коснется всех Россиян. А вот мне почему то кажется, что простых Россиян с маленькими доходами и не имеющим отношения к заграницам это не коснется совсем, а вот зажиточным придется попотеть.

+19 / -6
картой
Ответить

Печально, что количество «простых россиян», которых не интересует SVIFT, стало увеличиваться. Не думаю, что это повод для гордости.

+5 / -2
Ответить

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Коснуться "простых Россиян" может тем, что могут подняться цены на импорт...

+9 / -2
Ответить

Не могут, а поднимутся 100%. К бабке не ходи.

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Какая связь межу отключением и поднятием цен на импорт?

+3 / 0
Ответить

ВиталийПишет 14.05.2021 в 06:44
Какая связь межу отключением и поднятием цен на импорт?

Ну, так "ясен перец"...Если нельзя будет приобретать импортные товары, используя международные банковские структуры, то придётся это делать "огородами" - через союзных посредников, не попавших под эти санкции, и через всевозможные "прокладки"...А это будет обходиться значительно дороже - ведь все подобные "прокладки" должны иметь и свою прибыль от этих сделок... И прибыль эта будет не малой - есть риск за такое "сотрудничество" и самим попасть под санкции... И конечно же, коснётся это всех Россиян - и богатых и бедных - ведь 75% всего, что мы потребляем, это импорт, в той или иной форме... Одна "дамочка" говорит, что ездит на Японской малолитражке, деньги за границу не отправляет и оттуда не получает и ей всё по фиг... Ха...а запчасти к её малолитражке, а молочко - "Домик в деревне", а сметанка и "Жигулёвское" пиво из импортного пивного порошка, чай, кофе и т.д. - это всё импорт... Коснётся это и "дамочки" и всех остальных и даже тех, кто собирается выращивать всё у себя на подворье... А удобрения и ядохимикаты, а оборудование для переработки и хранения - всё импорт... Думаете, что на своей "Газели" будете всё на рынок возить? - Опять беда - у "нашей Газели" половина комплектующих, тоже импорт... Мы уже не производим 3 четверти ряда шарико-подшипников... На чём будет крутиться всё, что должно крутиться и вращаться? - Не до шуток, граждане Оптимисты...

+3 / -2
Ответить
Пенсионер Гость_4097623
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 594
18.05.2021, 12:54
Тетюши

Владимир МихайловичПишет 16.05.2021 в 23:51
Думаете, что на своей "Газели" будете всё на рынок возить? - Опять беда - у "нашей Газели" половина комплектующих, тоже импорт... Мы уже не производим 3 четверти ряда шарико-подшипников... На чём будет крутиться всё, что должно крутиться и вращаться? - Не до шуток, граждане Оптимисты

Запряжем лошадей и иго-го. На рынок.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В последнее время, лошадей вижу только в цирке... Мы же и генетический материал закупаем... и не только для разведения лошадей, но и коров тоже... Картину "Бурлаки на Волге" видели? - Вот к этому и идём...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Пенсионер Гость_4097623
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 594
18.05.2021, 17:14
Тетюши

Оттого, что всё кругом развалили лошади скоро будут только в зоопарке. И в красной книге.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

То, что развалили, не так страшно - можно по осколочкам и восстановить, если привлечь "старую гвардию", пока она может двигаться и думать... Ведь "куём" же мы свою оборонку по разработкам 60 - 80-х годов... Хуже с тем, чего мы никогда не имели... Нужно подготовить кадры, разработать технологии методом проб и ошибок... создать производственные мощности... А для этого всего, требуется очень и очень много времени... За это же время, наши стратегические конкуренты, уйдут далеко вперёд...Как говорят - "Замучаемся пыль глотать"...Печально... но это факт и закрывать глаза на это, мы не имем права... Даже Америка была открыта не с первого захода...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.05.2021, 19:33
Санкт-Петербург

Ничего особенного не будет. Отключат свифт - об этом говорят уже несколько лет, и наши программисты в этом направлении несколько лет работают, ну и хорошо что больше работы у наших программистов, а не наоборот.

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сергей АнатольевичПишет 11.05.2021 в 14:20
а вот зажиточным придется попотеть.

А вот зажиточным потеть и не прийдётся... Ну, будут ездить не на Бали, а в Турцию и не 4 раза в году, а только два... Да и машины будут менять не каждый год, а через два... А если этот зажиточный, ещё и "хозяйничек" (а по другому, зажиточным не стать), то уволит всех или половину своих официально оформленных работников и наберёт новых, но без оформления и за гроши... Нет, это конечно тоже хлопоты, но не такие, чтобы потеть...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

Надо развивать свою национальную систему платежей. Карта "Мир" уже успешно работает. Чем дальше, тем будет лучше. Не надо паниковать.

+15 / -8
картой
Ответить

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Нужно создавать свои системы платежей и не от кого не зависеть!

+15 / -4
картой
Ответить

Они есть.. но далеко не совершенны.

+6 / -1
Ответить
DELETE

А о шлюзе между нашей СПФС и китайской CIPS, я так понимаю до сих пор так и не договорились. В 2014 году вроде как засуетились, а потом рукой махнули, дорого видите ли, да и деньги "распилить" китайцы не дадут.

раскрыть ветку (0)
12.05.2021, 03:35
Санкт-Петербург

Почему вы считаете, что несовершенны? Сфивт - это протокол.

Почему мы пользуемся windows , а не юниксом? Так исторически сложилось.

Он чем-то лучше? Нет.

Если мы им не будем пользоваться windows, пострадает микрософт.

Я, как программист, думаю, что ничего страшного.

+7 / -2
Ответить
DELETE

Как программист Вы просто обязаны понимать что такое "корневой сертификат"

раскрыть ветку (0)

Муж и сын только Линуксом пользуются. На работе тоже.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АннаПишет 12.05.2021 в 03:35
Сфивт - это протокол.
Програмист вообщето СВИФТ называется

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (2)

Вечное желание создать что то свое. Пробовали. В СССРе. Но я помню эти кассетные магнитофоны, сами кассеты, видеомагнитофоны и кассеты к ним. И желание купить НОРМАЛЬНЫЕ магнитофоны и кассеты. А они, нормальные, почему то всегда были или европейкими или японскими. Об американских даже не мечтали. И это не тупое преклонение перед импортом. Знатоки расскажут вам, чем отличалась компакткассета или видеокассета, например фирм BASF или AGFA от наших, своих МК-60, и ВК-180. Я уже не говорю а качестве Hi-Fi техники или компьютеров. Нужно ли создавать свое? Наверное нужно. Вот только что то мне подсказывает, что гемороя от владения этим своим мы огребем по самые не балуй.

+9 / -5
Ответить
DELETE

Эдуард ВасильевичПишет 11.05.2021 в 14:15
А они, нормальные, почему то всегда были или европейкими или японскими.

Отставание в технологиях в 1917 году было 80 лет, в 1990 году было 10 лет, сейчас отставание опять 80 лет. Только не создавая свое, становимся бабуинами.

Что бы создавать свое, нужно как мин. лет 20 ть не парадами ходить а в науку вкладывать. В фундаментальную. Сравните сколько средств идет на образование а сколько на милитаризацию. Откуда свое возьмется. Это же не калоши отливать. Современными технологиями уже даже классическим "цап-царапом" не овладеешь. А свое будет для тех, кто не смог достать импортное. Только и всего. Все новое - хорошо забытое старое. Хорошее "не свое" опять дипломаты и моряки загранзаплыва будут привозить и барыжить привезенным, а "свое", но похуже в магазинах будет стоять. Для бабуинов.

+8 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Мы в 70-х-80-х-- это всё создали, но наши разработчики много что втихушу по электронике, ПО, продавали за кордон... только потому что при СССРе по распоряжению КПСС через полпредства передавали разработки странам Варшавского договора -- в виде техпомощи и потом сами у них закупали наше оборудование... но уже это была уже финансовая помощь о которой замалчивали... а нашим кулибиным поощряли грамотами да премиями... - показательный пример -- ФИЛЬМ ГЕНИЙ... патент хапало и регистрировало государство и на этом ещё доп баблосы получало, а авторам - свидетельство... многими нашими разработками и моими в том числе до сих пор пользуются иностранные компании - сами практически ничего не могут изобрести до сих пор... и ещё наши новоруши - кулибины уж очень стали считать себя великими и незаменимами - гнут цены какие хотят а государство не имеет желания их обуздать потому, что многие чиновники у кормушки и...

+8 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

А все-таки иметь и развивать свое - лучше чем пресмыкаться и раболепствовать перед зарубежным. Просто у некоторых какое-то нездоровое придыхание от владения чем-то импортным, которое дороже и часто, как троянский конь, с подвохом внутри. Нас в 90 кормили непонятно чем заграничным, а сейчас поколение пожинает плоды - забитые сосуды из-за пальмового масла, угробленное образование по зарубежным учебным материалам и ЕГЭ, медицина по зарубежным стандартам. Да еще под шумок разрушены свои заводы и фабрики - набрали забугорного и остались без рабочих мест. Работать разучились - зато научились ныть и клянчить у государства. За годы построения общества по забугорному образцу - построили общество потребителей, любящих халяву (как среди работников, так и среди работодателей - обоюдное потребительство при минимальном взаимоуважении)

+8 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.05.2021, 06:18
Спасск-Дальний

У нас и автомобили отечественные имеются😆😆😆. Такое впечатление, что наша страна в какой-то момент подписала договор всегда оставаться в ж...пе. США, Германия, ну и Япония тож, ускакали семимильными шагами далеко вперёд, а у нас только автоматический стеклоподъёмник изобрели, ну и где мы будем, если перейдём на всё отечественное?

+5 / 0
Ответить

Если в школах вместо математики и физики по 5 уроков в день преподавать только НВП, то что вы потом можете требовать от учеников? Он вам гранату куда надо зашвырнет, а вот открывать и разрабатывать будет немец и японец, у которого в школе вместо НВП, физику и математику преподавали.

+4 / -3
Ответить

А нвп тоже очень необходимо.

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это ваш выбор. Кто то выбирает математику и становится автором передовых технологий и лидером мировой экономики. А кто то выбирает НВП и фигачит гранаты дальше всех, и просит лидера продать ему технологии. Элементарно, Ватсон.

+1 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Страна, в которой математике и физике предпочитают НВП)))))

https://ok.ru/video/3456376179430

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это где такая страна? Похоже вы не математик, не физик и с НВП у вас тоже напряжёнка...)))

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Где? В Германии так дороги ремонтируют. Где же еще?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Мурманск уже в Германии...)))

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.05.2021, 19:29
Санкт-Петербург

У нас по-разному разные дороги ремонтируют.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)
13.05.2021, 19:27
Санкт-Петербург

Наш камаз выигрывает все соревноваия.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (2)
Производство металлоконструкци Юрий
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1443
11.05.2021, 19:06
Астана (Нур-Султан)

Считаю эту панику неоправданной, Сбер банк практически Англо-Американский, все ГЭС принадлежат Америке, и пошло поехало... они от нас имеют нехилый доход, себя родных они не накажут...

+10 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (142)

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Птенец вяхиря и Петя. Этапы большого пути.

Вяхирь появился на свет около 10 июля 2025 года. А Петя вылупился 31 июля 2025 года. Оба оказались сиротами. Наседка приняла цыплёнка за чужого и стала изгонять из гнезда. На гнездо лесных голубей,...
01:19
Поделитесь этим видео

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

В Госдуме обсуждают пенсии в 50000₽. Депутаты за «достойные пенсии» или Предвыборный пиар?

Вчера все топовые СМИ оповестили об обещании нацлидера исполнить мечты трёх ребятишек. Так, выбрав три открытки на «Ёлке желаний», Путин заявил, что просьбы детей о посещении Музея мирового океана,...