Давид Кастров
Давид Кастров Подписчиков: 2652
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8293

В чем проблема со «снежинками»?

7 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Наверное, тут не надо говорить о том, что в современном обществе ругать «снежинок» - в смысле, представителей «поколения Z» (рожденных после 2000 года) - давно стало хорошим тоном. Причем, даже тогда, когда ни самого понятия «снежинка», ни даже «поколения Z» еще не было – тогда ругали, понятное дело, «игреков». (Рожденных после 1990 года.) Причем, основные «пункты обвинения» были теми же самыми: пресловутая «инфантильность» (слово, крайне любимое консерваторами с давних времен), эгоизм – а точнее, «эгоизм», поскольку он понимается правыми в весьма специфическом значении – «неспособность создавать семью», ну и т.д., и т.п. Поэтому если что тут и удивляет – так это только то, что сейчас к критике «снежинок» примкнули и «игреки». (Видимо, радуясь, что не только на них валятся все шишки.)

Впрочем, тут сразу стоит сказать, что подобные обвинения стоит разделять с привычными обвинениями молодежи в «безнравственности» - что известны еще с прошлого столетия. Поскольку в данном случае как раз «нравственность» практически не затрагивается: обвиняющие «снежинок» представители старших поколений (1950-1970 годов рождения) в этом случае выглядели бы слишком смешно. Поскольку их собственная юность, пришедшая на время «сексуальной революции», Sex & Drugs & Rock & Roll , а так же бесчисленного количества алкоголя (в особенности «у наших»), выглядит на порядки более безнравственной, нежели текущее поведение молодежи. (Ну да: было бы странно тем, кто в подъезде спирт «Роял» бухал и «косяки» забивал, возмущаться пьющими пиво студентами.)

Нет, в данном случае «безнравственность» находится несколько в стороне от основного направления удара. Основной – это именно «инфантильность». То есть, условная неспособность принимать решения, желание избежать радикальных изменений в своей жизни (скажем, устройства семьи и рождения детей), стремление идти по пути наименьшего сопротивления. Но так ли это? Конечно же, нет. (Консерваторы неправы всегда, так же как и либералы.)

Поскольку уже по последней «составляющей обвинения» становится понятно, что в нем что-то обстоит не так. Поскольку «путь наименьшего сопротивления» всегда и везде был уделом жизни обывателя. (К коему обычно консерваторы и апеллируют.) В том смысле, что он всегда стремился к нетрудной и доходной профессии, к получению максимального числа благ при минимуме затрат. А тот, кто желал жить иначе, традиционно обзывался «фанатиком» - и уж конечно, правыми всегда считался (в лучшем случае) чудаком.

Однако так было до недавнего времени – до того, как на рынке труда был традиционный (с 1990 годов) переизбыток квалифицированных работников, готовых вкалывать за маленькую зарплату. Когда же он начал истончаться, то «бумеры» или «иксы» - занявшие к этому времени начальственные должности – начали замечать «странное». А именно: то, что молодежь не желает горбатиться за гроши. Отсюда уже во второй половине 2000 годов начали появляться известные стоны о том, что «пришедший соискатель сразу после института» желает получать выше минимального оклада. (Разумеется, речь шла об офисных работниках, поскольку неквалифицированную рабочую силу уже с начала 2000 начали завозить из Средней Азии.) То есть, что он желает не просто «вкалывать», а еще и зарабатывать.

Данное желание для людей, привыкших нанимать «кандидатов наук за три копейки» - потому, что с разрушением СССР миллионы людей потеряли свои рабочие места – выглядело колоссальной наглостью. Поэтому оно неизбежно породило указанное «возмущение молодежью», с акцентом на то, что ее ничего из себя не представляющие представители желают – видите ли – получать хорошую зарплату. Хотя на самом деле это, скорее, было избавлением от той аномальной ситуации, что сложилась в 1990 годы. (Когда людей можно было гнобить и унижать – скажем, не платить им зарплату по полгода, а то и вообще не платить, отдавать ее гнилыми продуктами из «заводского магазина», не топить в цехах, ну и т.д., и т.п. – а они вынуждены были смиренно принимать все, что исходило от начальства.)

То же самое можно сказать и про семью. В том смысле, что последняя очень долго выглядела, как «естественное состояние» человека – то есть, состояние, не зависящее от его материальных доходов. И поэтому обеспечивающее воспроизводство рабочей силы безо всяких «вкладов». Разумеется, после 1917 года подобное положение начало меняться – однако инерция мышления была слишком велика, и вплоть до момента «демографического перехода» 1950-1960 годов (для нашей страны) тут господствовало прежнее представление.

Что же касается «послепереходного состояния», то для него было характерно достаточно специфическая ситуация. При которой снижение деторождения стало нормой – но в общественном сознании, все равно, рассматривалось, как «искажение». (Даже в 1970-1980 годы считалось, что семьи должны быть многодетными, а «текущее» количество детей в 2-3 – это следствие неких проблем.) И окончательно изменилось положение лишь к 2000 годам. В том смысле, что только к этому времени стало понятно, что для современного общества никаким «природным явлением» рождение детей не является, а напротив – определяется исключительно экономикой. (На самом деле и прошлое, «естественное» деторождение так же определялось экономикой – но об этом надо говорить отдельно.)

Но этого мало: под вопросом оказалось само существование семьи – как института. В том смысле, что прежнее – так же «естественное», «природное» восприятие подобного положения – так же давно уже мало соответствовало реальности. Поскольку реальная роль семьи в истории всегда была, прежде всего, экономической: это была минимальная производственная единица. (Не важно – шла ли речь о крестьянском хозяйстве или королевском дворе.) Однако данное значение начало исчезать еще до 1917 года – по мере формирования индустриального производства – ну, а к середине прошлого века стала «расплываться» и вторая «семейная ипостась». А именно: обеспечение быта. (Что, в общем-то, тесно связано с производством – но, по традиции, отделяется от него.) Поскольку развертывание системы общественно питания, служб быта, производство разнообразных полуфабрикатов и бытовой техники очень сильно снижает потребность в семейной форме проживания.

Тем не менее, вплоть до 2000 годов семья рассматривалась, как единственная «нормальная форма» жизни для взрослого человека. (Даже в том случае, если его члены ничего не получали от этой «нормальной формы».) Однако в последние два десятилетия начался процесс снижения ценности этого института – неизбежный в условиях смены производственной парадигмы и социального устройства – пошел много быстрее. Даже при условии того, что сейчас часть условий более благоприятны для нее, нежели в советское время. (Например, тогда вполне можно было воспитывать ребенка одним родителем – и в материальном, и во «временном» плане. Поскольку особых затрат этот процесс не вызывал.)

Впрочем, с учетом указанного выше резкого снижения детности – в предельном случае до нуля – данный момент оказывается неважным. И «семейная форма проживания» - а точнее, квазиклассическая нуклеарная семья – продолжает терять ценность. Отсюда – указанная выше проблема с нежеланием молодых людей вступать в брак и заводить потомство. Которая не является чем-то навязанным извне («пропагандой», «культурой») – как это любят говорить консерваторы. А так же, как и нежелание много работать за маленькую зарплату, вызывается текущими условиями в обществе, находящемся в процессе социального перехода.

Разумеется, все вышесказанное не снимает проблем – скажем, с тем же рождением детей. (Которые обществу нужны в любом случае.) Но оно позволяет увидеть их (проблем) реальные источники вместо перекладывания на мифических «снежинок» - которых, с точки зрения консерваторов, просто мало били в детстве. (Ну ладно – не били, а наказывали.) А так же – потенциально, конечно – найти пути решения данных проблем. Которые (пути) разумеется, существуют и, более того, так же неизбежно будут «применены». Разумеется, не завтра – но в историческом плане очень и очень скоро. Поскольку в действительности мы имеем дело с – как уже не раз говорилось – крайне фундаментальным процессом человеческого развития. Который, фактически, определит нам будущее. Но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно…

P.S. А вообще пресловутых «зумеров», равно как и «игреков», и даже «иксов» - тех из них, конечно, кто вошел в жизнь уже после 1991 года – можно рассматривать, как поколения людей, которых лишили их будущего. В том смысле, что именно в будущем они должны были раскрыть все свои положительные черты – связанные с высоким уровнем образования и полностью городским типом миропонимания. (В противовес прошлым поколениям, несущим в себе массу «традиционной архаики».) И разумеется, это должно было дать огромный рывок развитию.

Но не получилось. Почему – это уже иной разговор, но, в любом случае, можно сказать, что в данном случае мы имеем дело именно что с нереализованным потенциалом, который и уходит на всякую чушь. (Вроде 50 полов или борьбы с глобальным потеплением.)

-Так что же делать со "снежинками", людьми чувствительными и ранимыми?

И психология, и здравый смысл подсказывают, что ничего с другим взрослым человеком сделать нельзя, а можно только с самим собой.

Спроси себя, в чем твоя проблема со "снежинками"? Ты действительно так боишься их задеть или обидеть? Но если ты, со своей точки зрения, все делаешь правильно, а кто-то обижается - почему это твоя проблема? Или на самом деле тебя волнует, что "снежинки" и сочувствующие им тебя, с твоим модусом операнди слона в посудной лавке, не любят, не ценят и не одобряют? Так это, моя радость, дилемма, с которой временами сталкивается каждый человек: менять свое поведение под вкусы окружающих либо смиряться с тем, что они не будут тебя ценить и любить так, как тебе хотелось бы. Нормальный выбор. И это только твоя проблема, никак не проблема каких-то других людей.
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Кто такие бумеры, зумеры, миллениалы... ?

Чьих вы будете? Я родилась в 1979 году. Казалось бы, обычная дата. Брежнев ещё дремал на заседаниях, дискотека «Авария» ещё даже не собиралась, а родители гордо хранили сервизы «для гостей». Но оказывается,...

Финансы вместо чувств: почему зумеры в США не хотят бедных партнеров?

Новые экономические реалии диктуют новые правила жизни. Для значительной части американской молодежи дорогие ужины в ресторанах и щедрые подарки стали непозволительной роскошью. Исследования подтверждают:...

Кто такие бумеры, зумеры, миллениалы... ?

Чьих вы будете? Я родилась в 1979 году. Казалось бы, обычная дата. Брежнев ещё дремал на заседаниях, дискотека «Авария» ещё даже не собиралась, а родители гордо хранили сервизы «для гостей». Но оказывается,...

Когда привычка сильнее разума

Что ведёт к развитию, что разрушает, что даёт свободу, а что держит в ловушке. Привычка подминает разум, подтаскивает страхи, надевает цепи удобства. Ты выбираешь привычное: что знакомо, что удобно,...

Терпеть не значит быть сильным

Сначала ты думаешь: «Что я могу? Нужно просто держаться». И каждый день повторяешь себе: «Так надо. Это судьба». Терпеть — это забыть, что у тебя есть свобода выбора. Выбирай. Даже когда страшно.

То, что ты называешь судьбой, можно переписать

Жизнь не решила за тебя. Ты просто давно не выбирал. Очень удобно называть судьбой всё, на что не хватает сил, денег, времени или поддержки. Но судьба — это когда ты родился с тем или иным телом,...

Знаете ли вы секрет выбора самых сладких мандаринов, даже не пробуя их на вкус?

Мандарин – почти как символ зимы, сразу в голове ёлки и новогоднее настроение. Обидно, когда купишь, а они кислющие, аж скулы сводит. А ведь есть верные способы вычислять самые сладкие и сочные экземпляры,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы