Журналистское расследование: можно ли вернуть необоснованно списанную плату за проезд в городском пассажирском транспорте? Часть 1

С 1 апреля в Санкт-Петербурге действует новая тарифная сетка, согласно которой стало выгоднее делать пересадки на городском общественном транспорте. Теперь можно легко проехать пару остановок и пересесть несколько раз в течение 60 минут на наземном транспорте или 90 минут, если используешь один проход в метро и пересадки в «наземке».
Но там, где есть техническое оснащение, не избежать сбоев в работе системы.
Об этом на сайте 9111.ru написал один из наших пользователей, рассказав о необоснованном списании денежных средств терминалом оплаты. Комментаторы поддержали автора, и таким образом выяснилось, что проблема излишне списанных денег актуальна по всей России.
Сегодня 10 рублей, завтра 30 – кажется, мелочь, не стоящая внимания. Судиться из-за этого не станешь. Но если представить, со скольких людей ежедневно списываются эти «лишние» деньги – сумма набежит немаленькая.
Поэтому мы решили выяснить, реально ли вернуть необоснованно списанные с карты средства, и провели для этого журналистское расследование на примере города на Неве.
Публикаций в рамках журналистского расследования НИАНа будет несколько – следите за обновлениями.
Часть первая: Кто виноват и что делать?
В задаче дано: два необоснованных списания по одной карте.
Забегая вперед скажем, что у нас в распоряжении уже имеется детализация списаний с карты, поэтому мы предоставляем данные с точностью до секунды, и это не пустословие.
- Случай первый
11 мая 2022 года пассажир на остановке «Гостиный двор» сел в троллейбус №11 и следовал до конечной остановки «Ул. Тульская». Оплата проезда произошла в 17 часов 20 минут 37 секунд с помощью карты «Подорожник». Списалось 40 рублей.
После чего была совершена пересадка на автобус №181 в сторону ул. Стасовой — карта к валидатору была приложена в 17 часов 40 минут 41 секунду.
Технически между пересадками прошло 20 минут и 4 секунды. То есть должен был сработать тариф «60 минут». Но в автобусе №181 с карты «Подорожник» было списано 40 рублей вместо 10.
- Случай второй
2 июня 2022 года пассажир на остановке «Дом творчества юных» сел в троллейбус номер 5 и следовал до конечной остановки «Ул. Тульская». Оплата проезда произошла в 17 часов 32 минуты 43 секунды с помощью карты «Подорожник». Списалось 40 рублей.
В конце поездки в 17 часов 55 минут 40 секунд пассажир решил проверить баланс карты и вторично приложил её к валидатору. На глазах пассажира и кондуктора валидатор вторично указал на снятие безналичных средств — появился знак зеленой стрелочки.
Чтобы проверить сумму списания, пассажир в третий раз приложил карту к валидатору — экран указал, что за поездку списано 10 рублей. Это означало, что включился тариф «60 минут», хотя пассажир не покидал салона, а троллейбус ещё не достиг конечной остановки, не высадил пассажиров, не закончил рейс. Следовательно, списание необоснованное.
Три неизвестных:
- по чьей вине были списаны деньги?
- куда жаловаться?
- как вернуть средства?
Что сделано журналистом

Сначала мы позвонили в компанию-перевозчик – СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ведь логично предположить, что именно в салоне автобуса, валидатор которого снимал излишние деньги в первом случае, таится корень зла.
Но «Пассажиравтортранс» перевёл стрелки на компанию «Организатор перевозок», которая отвечает за новую систему оплаты проезда.
Мы позвонили в СПб ГКУ «Организатор перевозок», но получили устную отговорку: нам зацитировали «официальный ответ руководства» на такие случаи, который сводится к одной фразе: система работает исправно.
В результате беседы оператор отправил нас снова в «Пассажиравтотранс».
Сослались на то, что, вероятно, случился сбой в оборудовании автобуса или его плохо отладил перевозчик.
Вторичный звонок в компанию-переводчик не дал результатов:
в «Пассажиравтортранс» нам ответили, что по всем вопросам относительно оборудования для оплаты проезда нужно обращаться в… угадали куда? Конечно, в «Организатор перевозок»!
На вопрос, кто конкретно отвечает за снятие средств, было сказано, что, разумеется, не они, ведь это не их система. А еще между оборудованием (валидаторами), которое стоит в автобусе, принадлежащем «Пассажиравтотранс», и «Организатором перевозок», который внедрил систему бесконтактной оплаты посредством специальной программы, есть промежуточное звено — банк. А «Пассажиравтотранс» вообще не имеет никакого отношения к тому, что снимается с «Подорожника».
Иными словами, оператор с беседе делал всё, чтобы дать нам понять, что нет смысл биться за свои кровные 30 рублей и надо уже забыть об этом инциденте. Разговор длился больше 10 минут.
Пришлось надавить и заставить начать проверку с конца цепочки — с валидатора, установленного в автобусе №181. В результате оператор приняла у нас сведения о карте «Подорожник», оформила заявку и сказала, что в течение 30 дней по ней будет проведена проверка.
Все телефонные разговоры записаны и имеются в распоряжении НИАН.
Как мы поступили дальше, читайте в следующей статье цикла.
Я в первый же день работы пересадочного тарифа попал на двойное списание. Создал заявку по телефону, назвал длиннющий номер подорожника. Проверяли несколько дней. Подтвердилось неправомерное списание и... Мне предложили приехать к ним, написать заявление о возврате средств, а потом они мне их вернут! Занавес! Давным давно в таких случаях деньги просто зачисляли на подорожник. А теперь так сделано, чтобы особо упрямые пиплы для возврата стоимости одной поездки должны были потратиться еше на несколько. Я положил этому беспределу конец своим способом. У меня 2 подорожника. Если я знаю, что успеваю на пересадочный тариф, то оплачиваю тем, где лежит 50 рублей. Все! Бывало, что эта оранжевая падла мне показывала красный крест. Значит пытается сп....ть сороковник. А вот хрен тебе! На бухтение кондуктора, что проезд не оплачен я спокойно говорю, что должно быть списание десятки. И меня не е..т, что у меня пытаются украсть сороковник. После удачной же поездки я закидываю через банк онлайн нужную сумму и записываю ее валидатором с значком вайфай. Не давайте себя грабить!
Да, ножками...
Та же ерунда с метро. Метро накопали,а переход между подземными ветками наземный. Т.е. я должна выйти из метро,перейти и опять зайти. Должна быть пересадка,а не списание. Так вот на днях мне 1000руб. штраф прилетел за "неоплаченный" проезд. Что это была пересадка и на карте записано списание,интервал был 22 минуты.-пофигу вообще. "Скажите спасибо,что хотя бы 1 раз пересадка срабатывает!"-так мне сказал контроллер,который штрафовал. А другой добавил-"мы научим людей платить!". Все претензии к мосметро и 10 дней на обжалование...вот и все,хоть убейся.
Специально так делают зная что люди ,из-за таких небольших денег ,в суд не побегут,а им огромная выгода .У нас в транспорте валидатор до бесконечности может списывать деньги с карты,а чеки не выдает.Куда без чека голословно обращаться?
Напишем об этом тоже. Следите за обновлениями.
Села я в автобус- оплатила.Выходить мне на конечной остановке.Но в автобусе выход через переднюю дверь была,где водитель обязывал прикладывать снова подорожник.Так вот на конечной оставке,водитель скинул - тоесть заново обнулил валидаторы.Так как маршрут круговой.Но он это должен был сделать,после выхода пассажиров.В итоге списали второй раз.Считаю,что это вина перевозчика.
Верно, но нужно доказать факт преждевременного обнуления.
По списанию не видно время? Или так же происходит в трамвае,села на первой остановке в чижик,после выезда с кольцевой.После трех остановок контролер проверил подорожник и сказал,что я его не приложила.Я снова приложила и списали второй раз.После этого я скачала на телефон программу.И теперь показываю,что оплачено.Это происходит не часто,но все же.
что за программа? Вроде писали, что по подорожнику нет такого.
Приложений несколько, но они поддерживаются не всеми марками телефонов.
Я детализации, которую можно получить на руки, указывается время. но нет салонного номера и нет пометок об обнулении ПО.
А что в детализации нельзя ничего увидеть? Она специально создана что бы не видно было списано ли в одном и том же автобусе или локацию?Если нельзя увидеть,то что получается- снова обман,мошенничество?
У меня была дивная история с поплнением "Тройки" (Москва). Пополнила из лк банка. Обычно деньги быстро доходят, активирую в метро или автобусе. А тут - валидатор в метро пишет - активных пополнений нет. На следующий день - тоже. В кассе метро сказали звонить в банк, в банке, что деньги списались - обращаться в метро. Позвонила в метро (коллцентр) - опять переводят стрелки на банк. Написала в метро претензию - ни ответа, ни привета. Но деньги в итоге до Тройки доползли - через неделю)
Схема не отработана на 100%, пассажиров обманывают - и здесь ловят рыбку в "мутной водице" . Это же сколько голодных ртов надо кормить простому люду? У нас что, клептомания в крови?
.