Журналистское расследование: можно ли вернуть необоснованно списанную плату за проезд в городском пассажирском транспорте? Часть 2
В прошлой статье мы коротко рассказали о неприятной ситуации, в которой может оказаться каждый гражданин, использующий для оплаты проезда пластиковую карточку с внесенным на её счет балансом – неправомерно снятыми безналичными деньгами.
К слову, с 15 июля 2022 года в Санкт-Петербурге полностью отменена практика оплаты проезда наличными. То есть теперь, чтобы не стать безбилетником, гражданин должен расплатиться пластиком:
- либо проездным билетом, купленным заранее,
- либо своей банковской картой.
Во втором случае тариф будет на 30% выше, чем по проездному. Но в работе системы оплаты проезда нередки сбои, в результате которых деньги списываются некорректно.
Не исключено, что в скором будем система, которая в качестве эксперимента апробируется в Санкт-Петербурге, придет и в региона РФ.
Часть вторая: что ответил на жалобу «Пассажиравтотранс»
Как мы поняли из первых совершенных звонков, требовать возврата средств сразу от «Организатора перевозок» – дело гиблое. Их система «работает идеально» (с). Настолько «идеально», что они даже заявок не принимают и не рассматривают, отправляя клиентов в другие ведомства.
Нам удалось выяснить, что средства с карты «Подорожник» списываются владельцами парков городского пассажирского транспорта, причем списываются не напрямую, а посредством банка, который оказывает эту услугу перевозчику, зачисляя денежные средства на его счет. В предыдущей публикации мы описали, с каким трудом нам удалось оставить заявку о рассмотрении конкретного случая излишне списанных средств в наземном транспорте.
Спустя 10 дней после получения заявки с просьбой проверить факт неправомерного списания денежных средств на телефон поступил входящий вызов от компании «Пассажиравтотранс».
Милый женский голос сообщил, что проверка по факту списания проведена, таковое зафиксировано в указанное время. Поэтому от лица компании она приносит пассажиру извинения.
Но нам нужны не извинения, а возврат излишне уплаченных средств. Ведь мы инициировали журналистское расследование, поэтому нам необходимо понять, КАК вернуть эти несчастные 30 рублей и кто этим займётся.
Девушка ответила, что форма возврата есть на официальном сайте «Пассажиравтотранса»: в самом низу ЭТОЙ страницы, под ссылкой в слове «Здесь» (самостоятельно, без подсказки оператора найти проблематично).
Забегая вперёд, скажем, что заявление нужно подавать ЛИЧНО. Да, именно так – лично, по указанным адресам. И это в век Интернета, мобильных приложений и "Госуслуг".
Прежде чем просить сделать возврат, мы уточнили: «Значит, всё-таки в излишне снятых деньгах виноват ваш валидатор?»
На что девушка выдала заученные фразу:
«На данном транспортном средстве установлено актуальное ПО, и оно работает в штатном режиме, больше в этот день заявок на неисправность не поступало и похожих ситуаций не происходило».
Запись разговора имеется у НИАН.
Почему-то когда слышишь подобные отговорки, приходит в голову абсолютно противоположная мысль и возникает ощущение, что тебя снова пытаются уговорить не идти дальше. Особенно если нужно идти ножками. Но тут прозвучал неожиданный для нас вопрос:
«А вы уже обращались в троллейбусный парк?»
Вини во всем троллейбус и плохой Интернет
Как выяснилось, одной из причин возникновения проблемы может стать то, что сигнал об оплате проезда из троллейбуса не поступил вовремя в общую сеть, поэтому валидатор в автобусе посчитал вторую поездку первой и снял за неё полную стоимость в 40 рублей, а не 10, как должен было быть за пересадку по тарифу «60 минут».
Мысль показалась нам интересной и здравой. В центре вообще часто отмечаются проблемы с интернет-соединением, поэтому не удивительно, что за 20 минут сигнал из троллейбуса так и не дошел до автобуса.
Значит, нужно для начала проверить эту версию, чтобы не писать зря заявление на возврат в «Пассажиравтотранс», не нести его по одному из возможных адресов, ведь если виновато оборудование троллейбуса, то в автобусном парке нам закономерно в возврате откажут.
По иронии судьбы, в те дни, когда мы разбирались с «Пассажиравтотрансом», выясняя, кто виноват в списании денег с «Подорожника» и как их вернуть, случилось ещё одно необоснованное списание средств с карты — теперь уже точно троллейбусом (ситуация описана в первой статье).
Если все дороги путешественников ведут в Рим, то пути журналиста упираются в СПб ГУП «Горэлектротранс».
Как мы поступили дальше – читайте в следующей публикации.
Думают что отступится и бросит человек,и гоняют туда сюда.
Если не оступиться и не бросит, а доведет до конца один из 1000, то все равно навар в кармане.
Плохо думаю! Ужасная система. В Москве по "стрелке" бодаются с такой системой. Списания аж по три раза. И самое интересное, что никто ни в чем не виноват. Откровенное обдиралово пассажиров.
В этаких случаях должна создана быть программа и работать и возвращать списанный деньги дважды. В автоматическом режиме. Сколько нужно потратить нервов и времени, денег что бы всё выяснить и вернуть себе 30 рублей?
Доведут людей до разгрома, раз пошло воров тво и отмазки.
В нашем городе такая же ситуация. Денежные средства вернуть не удалось.
Женский голос посмеялся и порекомендовал ездить на такси или ходить пешком.
"Подумаешь, 30 рублей. Это не так много."