Журналистское расследование: можно ли вернуть необоснованно списанную плату за проезд в городском пассажирском транспорте? Часть 1
Краткое содержание :
С 1 апреля в Санкт-Петербурге действует новая тарифная сетка, согласно которой стало выгоднее делать пересадки на городском общественном транспорте. Теперь можно легко проехать пару остановок и пересесть несколько раз в течение 60 минут на наземном транспорте или 90 минут, если используешь один проход в метро и пересадки в «наземке».
Но там, где есть техническое оснащение, не избежать сбоев в работе системы.
Об этом на сайте 9111.ru написал один из наших пользователей, рассказав о необоснованном списании денежных средств терминалом оплаты. Комментаторы поддержали автора, и таким образом выяснилось, что проблема излишне списанных денег актуальна по всей России.
Сегодня 10 рублей, завтра 30 – кажется, мелочь, не стоящая внимания. Судиться из-за этого не станешь. Но если представить, со скольких людей ежедневно списываются эти «лишние» деньги – сумма набежит немаленькая.
Поэтому мы решили выяснить, реально ли вернуть необоснованно списанные с карты средства, и провели для этого журналистское расследование на примере города на Неве.
Публикаций в рамках журналистского расследования НИАНа будет несколько – следите за обновлениями.
Часть первая: Кто виноват и что делать?
В задаче дано: два необоснованных списания по одной карте.
Забегая вперед скажем, что у нас в распоряжении уже имеется детализация списаний с карты, поэтому мы предоставляем данные с точностью до секунды, и это не пустословие.
- Случай первый
11 мая 2022 года пассажир на остановке «Гостиный двор» сел в троллейбус №11 и следовал до конечной остановки «Ул. Тульская». Оплата проезда произошла в 17 часов 20 минут 37 секунд с помощью карты «Подорожник». Списалось 40 рублей.
После чего была совершена пересадка на автобус №181 в сторону ул. Стасовой — карта к валидатору была приложена в 17 часов 40 минут 41 секунду.
Технически между пересадками прошло 20 минут и 4 секунды. То есть должен был сработать тариф «60 минут». Но в автобусе №181 с карты «Подорожник» было списано 40 рублей вместо 10.
- Случай второй
2 июня 2022 года пассажир на остановке «Дом творчества юных» сел в троллейбус номер 5 и следовал до конечной остановки «Ул. Тульская». Оплата проезда произошла в 17 часов 32 минуты 43 секунды с помощью карты «Подорожник». Списалось 40 рублей.
В конце поездки в 17 часов 55 минут 40 секунд пассажир решил проверить баланс карты и вторично приложил её к валидатору. На глазах пассажира и кондуктора валидатор вторично указал на снятие безналичных средств — появился знак зеленой стрелочки.
Чтобы проверить сумму списания, пассажир в третий раз приложил карту к валидатору — экран указал, что за поездку списано 10 рублей. Это означало, что включился тариф «60 минут», хотя пассажир не покидал салона, а троллейбус ещё не достиг конечной остановки, не высадил пассажиров, не закончил рейс. Следовательно, списание необоснованное.
Три неизвестных:
- по чьей вине были списаны деньги?
- куда жаловаться?
- как вернуть средства?
Что сделано журналистом
Сначала мы позвонили в компанию-перевозчик – СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ведь логично предположить, что именно в салоне автобуса, валидатор которого снимал излишние деньги в первом случае, таится корень зла.
Но «Пассажиравтортранс» перевёл стрелки на компанию «Организатор перевозок», которая отвечает за новую систему оплаты проезда.
Мы позвонили в СПб ГКУ «Организатор перевозок», но получили устную отговорку: нам зацитировали «официальный ответ руководства» на такие случаи, который сводится к одной фразе: система работает исправно.
В результате беседы оператор отправил нас снова в «Пассажиравтотранс».
Сослались на то, что, вероятно, случился сбой в оборудовании автобуса или его плохо отладил перевозчик.
Вторичный звонок в компанию-переводчик не дал результатов:
в «Пассажиравтортранс» нам ответили, что по всем вопросам относительно оборудования для оплаты проезда нужно обращаться в… угадали куда? Конечно, в «Организатор перевозок»!
На вопрос, кто конкретно отвечает за снятие средств, было сказано, что, разумеется, не они, ведь это не их система. А еще между оборудованием (валидаторами), которое стоит в автобусе, принадлежащем «Пассажиравтотранс», и «Организатором перевозок», который внедрил систему бесконтактной оплаты посредством специальной программы, есть промежуточное звено — банк. А «Пассажиравтотранс» вообще не имеет никакого отношения к тому, что снимается с «Подорожника».
Иными словами, оператор с беседе делал всё, чтобы дать нам понять, что нет смысл биться за свои кровные 30 рублей и надо уже забыть об этом инциденте. Разговор длился больше 10 минут.
Пришлось надавить и заставить начать проверку с конца цепочки — с валидатора, установленного в автобусе №181. В результате оператор приняла у нас сведения о карте «Подорожник», оформила заявку и сказала, что в течение 30 дней по ней будет проведена проверка.
Все телефонные разговоры записаны и имеются в распоряжении НИАН.
Как мы поступили дальше, читайте в следующей статье цикла.