Сергей Богомолов
Сергей БогомоловПодписчиков: 151
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг64.1к

Гуго Гроций о справедливых и несправедливых войнах

49 просмотров
28 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 1,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Гуго Гроций о справедливых и несправедливых войнах

Одно из самых интересных и актуальных мест в фундаментальном труде голландского юриста Гуго Гроция "Три книги о праве войны и мира" (1623-1625) - это его рассуждение о справедливых и несправедливых войнах.

Гроций выводит свою теорию "права войны" из Книги Бытия Ветхого Завета. Бог создал Адама и Еву, как предков всех людей, тем самым предопределив их кровное родство. Убийство является самым страшным грехом и самым тяжким преступлением. Войны неизбежны из-за врожденной греховности людей, и в первую очередь из-за их гордыни и честолюбия, стремления к власти и захвату чужого имущества. Следовательно, юристы и политики должны ставить задачу не прекращения войн (что невозможно), а максимального ограничения их вреда.

В Новом Завете сущность христианской этики, изложенная в Нагорной проповеди, очевидным образом противоречит известной фразе Христа "не мир Я вам принес, но меч". Апостол Павел развил эту мысль в письме к римлянам: "не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. XII, 17).

Гроций разрешает это противоречие, доказывая, что Спаситель требует прощать оскорбления, но не насилие. Христиане обязаны любить своих ближних, как самих себя, но не больше этого. Таким образом, государственное насилие не запрещается, а ограничивается рамками морали.

Христиане могут прощать вред, нанесенный им лично, но не тем, за кого они в ответе. Взрослый мужчина, получив удар по правой щеке, может подставить обидчику левую, но он не может оставить безнаказанными обиды, нанесенные его жене или издевательства над его детьми. Точно так же глава государства отвечает за безопасность своих подданных.

Гроций считает справедливыми войны, в которых цели соответствуют естественному праву, разуму и справедливости. Соответственно, несправедливые войны им противоречат.

Войны допустимы только при возникновении внутренних или внешних угроз территориальной целостности государства, собственности или безопасности подданных. Начиная войну, государь должен прежде всего думать о мире, т.е. определить цели, которые он планирует достичь в этой войне. Эти цели должны быть не только справедливыми, но и рациональными, т.е. достижимыми.

Войну нельзя начинать, если вместо победы она с большой долей вероятности приведет к поражению, ухудшив положение населения. В этом случае государь не восстановит справедливость, а увеличит несправедливость.

Во время ведения войны государи должны постоянно искать пути к миру и сохранять каналы для ведения переговоров. Необходимым условием достижения мира является сохранение взаимного доверия. Для этого противники должны избегать уничтожения мирного населения (некомбатантов), не наносить ущерба окружающей среде, не проявлять в сражениях чрезмерной жестокости.

Гроций писал: "воевать нужно мечом, но не ядом". Он привел характерный пример, свойственный войнам той эпохи. Осадив крепость, военачальник вправе перекрыть текущую в нее реку и вынудив осажденных к капитуляции. Но он не имеет права завалить реку трупами людей и животных, вызвав в городе эпидемии. Спустя четыре столетия в международном праве появится запрет оружия массового поражения.

2 комментария
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые