Как выглядели первые советские женские журналы (фото)

Журналы для женщин, работающих на промышленных предприятиях, крестьянских женщин и женщин-политиков впервые появились после большевистской революции. В них публиковались статьи самых видных партийных деятелей, а многие журналы курировала лично жена Ленина, Надежда Крупская.
Итак, о чем писали журналы для советских женщин?
Журналы для женщин издавались и в царской России, но они освещали очень специфические темы: они были о моде, новостях общества, рукоделии и домашнем хозяйстве или публиковали последние литературные произведения. Они лишь мимоходом затрагивали важные социальные вопросы. Но эти журналы были доступны и читались довольно узким кругом образованных женщин. Однако после падения монархии все изменилось.

После революции 1917 года большевики заявили, что их миссия – нести грамотность широким массам, и основали средства массовой информации, которые большевистская партия взяла под свой контроль и использовала в пропагандистских целях. Была издана отдельная резолюция о “необходимости усиления партийного контроля над женской прессой”.
Большевики избавились от журналов, которые давали советы домохозяйкам. Целью новой прессы было “привлечь женщин-работниц и крестьянок к борьбе за коммунизм и советское строительство”. Для большевиков было важно, чтобы женщины стали равноправными членами общества и частью рабочей силы.
Большинство журналов издавались под руководством Надежды Крупской, жены вождя революции, которая возглавляла комитет по политическому воспитанию в Министерстве образования и отвечала за всю агитационную и пропагандистскую работу. В журналах публиковались статьи выдающихся женщин-революционерок (Инесса Арманд и Александра Коллонтай и сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова), а также политики, в том числе Анатолий Луначарский, первый народный комиссар просвещения и личный секретарь Ленина, и Владимир Бонч-Бруевич, член редколлегии газеты "Правда".
Ниже приведены лишь некоторые из журналов, издаваемых специально для женщин.
"Коммунистка" ("Женщина-коммунист")
Это был политический журнал и печатный орган Женотдела большевистской партии ("Женский отдел"). У него был относительно небольшой тираж – с 1920-го по 1930 год в одном номере печаталось от 20 000 до 30 000 экземпляров, пока Женотдел не был упразднен Сталиным.

Миссией журнала было политическое просвещение женщин – членов партии. В нем описывалось, как женщины могут самостоятельно вести пропагандистскую работу или как стать лидером или обучить новые партийные кадры.
Историк журналистики Елена Коломийцева приводит примеры некоторых колонок, которые публиковались в журнале - "Вопросы организации", "Вопросы пропаганды", "Вопросы коммунистического воспитания", и некоторые типичные заголовки: "Усиление роста Ленинской партии", "Применение классового подхода в работе", "Подготовка кадров для "атеисты" и "Более решительные в продвижении на ведущие роли".

"Коммунистка" также разработала общий план женской прессы, определила ее миссию (“Коммунистическое воспитание женщин”) и то, какая аудитория нуждается в целевых публикациях: крестьянки, работницы и женский партактив ("партийные активистки’).
Кроме того, "Коммунистка" давала советы о том, как вести такие журналы, и призывала набирать корреспондентов из числа рабочих и крестьян для написания статей для них.

Также было решено создать отдельные журналы в регионах. В результате появилось много клонов, таких как "Красная сибирячка", "Труженицы Северного Кавказа" ("Работницы Северного Кавказа") и другие.

"Работница" ("Работница")
Владимир Ленин учредил издание первого пролетарского журнала для женщин под названием "Работница" еще в 1914 году с целью “защиты интересов женского рабочего движения”. Издание было закрыто царской полицией, но после революции возобновилось.
Журнал писал о важности “выполнения заветов (Владимира) Ильича (Ленина)” и о коммунистическом воспитании. Но основные темы были связаны с трудовыми проблемами.

Журнал писал о героинях производства и о профессиях, которыми могли бы заниматься женщины (например, в одном номере журнала читательницам советовали присмотреться к профессии слесаря-механика, которая не требует большой физической силы). Также были даны советы по удобной рабочей одежде, о вреде высоких каблуков и по другим темам.

Одной из важнейших тем журнала была революция в повседневной жизни женщин – женщинам нужно было освободиться от мужского и семейного “рабства” и стать самостоятельными строителями коммунистического общества и “великой и новой жизни”.

“Интеллектуальному росту мешают мелкие заботы, кастрюли и сковородки, корыта для замешивания теста, помойные ведра и другие отвратительные вещи. Отбросив все это в сторону, женщины быстро продвинулись бы вперед и почувствовали себя совершенно свободными и счастливыми”, – писала Надежда Крупская в "Работнице" в 1925 году.
В 1917 году тираж журнала составлял около 30 000 экземпляров и постоянно увеличивался: в 1941 году он составлял 425 000 экземпляров, а к 1990 году достиг колоссальных 23 миллионов экземпляров.

Более того, это одно из немногих ранних изданий, которое до сих пор публикуется.
"Крестьянка" ("Крестьянка")
Журнал "Крестьянка" издавался с 1922-го по 2015 год, и его тиражи исчислялись миллионами – к 1989 году один номер печатался тиражом 21 миллион экземпляров. Миссией журнала была “активизация среди крестьянских женщин пропаганда коммунистических идей и привитие крестьянкам необходимых знаний для их повседневной жизни и работы”.

Журнал писал о том, как следует вести домашнее хозяйство, как выполнять сельскохозяйственную работу и как воспитывать детей. Кроме того, в нем рассказывалось о том, как жили крестьянки в других местах и как облегчить жизнь трудящихся. Крестьянкам также рассказали, как важно увеличить производство хлебного зерна и что для этого нужно.

"Крестьянка" публиковала вымышленные истории о женщинах с лучшими советскими авторами, от Максима Горького до Александра Твардовского, которые писали специально для журнала. Была также “Юмористическая страница”, которая в стихотворной форме высмеивала старые обычаи и нарушителей нового порядка.
У журнала была короткая жизнь отчасти потому, что сама идея батрака – наемного работника существовала только в первые годы существования СССР и в период Новой экономической политики (НЭП).

В "Батрачке" были статьи, посвященные женской работе и роли женщин в обществе. Они продвигали идею о том, что женщины должны в первую очередь служить интересам пролетариата и коммунизма, а не семьи.

В журнале также публиковались статьи с советами по уходу за детьми, по основным вопросам здравоохранения и профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Он был ориентирован на малообразованных сельских работниц, поэтому им также рассказали, например, что такое сифилис и о вреде домашней водки.
Про "Коммунистку даже" не слышала, а вот "Работницу" и "Крестьянку" почтальоны раскладывали во многие почтовые ящики. Мои родители тоже выписывали эти журналы. А ещё "Здоровье", "Советский Экран","Крокодил", "Мурзилка", "Юный натуралист", "Юность"-это журналы, которые выписывали мои родители..Некоторые журналы ("Бурда") мама покупала в киоске. А ещё были газеты.. Это привет тем, кто пытается убедить, что в Союзе все жили бедно..Сейчас многим по-карману оформить подписку на такое количество периодики ?
Дополнительно, пишу. Выписывали "Роман газету", журнал "Наука и жизнь". + несколько газет. И все успевали читать и на работе обсуждали прочитанное.
"Батрачка", не знала, что был такой журнал
Еще бы назвали "Рабыни". Было бы более точно
Ну Вы несколько перегибаете, наверное...
Это два разных понятия.К тому времени рабство было отменено.
Автор сразу врёт на счёт большевистской революции, т.к она была рабоче-крестьянской-солдатской против царского режима, согнав царя с трона в марте1917г., который к 1917г привёл Россию к разрухе, народным волнениям и дезертирству солдат с фронтов, а ноябре 1917г отстранив от власти Временное правительство, создала Правительство в которое вошли большевики, и началось создание СССР, при котором появилось в первые издательство женских журналов.
Про "Батрачку" и "Коммунистку" не слышал, а вот "Советская женщина" был журнал.