Суд применил неправильную норму материального права
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим негодованием. В пятницу в суде первой инстанции, был удовлетворен иск по защите прав потребителя о взыскании неустойки (3% ст.28 Закона "О защите прав потребителей") за просрочку срока передачи предварительно оплаченного товара (мы торгуем мебелью). Суд признал, что доставка и сборка товара - есть услуга, и поэтому применил вышеуказанную норму. На самом деле, мы заключили с покупателем договор купли-продажи по образцу, в соответствии с которым обязались передать товар в адрес указанный покупателем в договоре и в том виде, в котором он его видел на образце. Сам договор, заключенный между нами и покупателем не предусматривал оказания услуг. Я считаю, что суд не прав, он должен был применить ст 487 ГК, в соответствии с которой, если продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара на сумму предварительной оплаты подлежат проценты в соответствии со ст. 395 ГК (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ) со дня, когда по договору передача товара должан быть произведена до дня передачи товара покупателю. Может у кого-нибудь были подобные прецеденты, пожайлуста, подскажите стоит или нет подавать апелляционную жалобу?
К сожалению, обнадежить вас не могу. Вывод суда представляется правомерным. Во-первых, при продаже товаров по образцам условие о доставке товара вытекает из существа этого договора (п.2 ст. 497 ГК РФ). Согласно п. 4 Правил продажи товаров по образцам (Постановление Правительства РФ № 918) при продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Продавцом могут также предоставляться другие услуги при продаже товаров по образцам (по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров). При этом покупатель вправе отказаться от таких услуг. Но поскольку он не отказался, то условие догора об услугах по доставке и сборке имеют место быть. Во-вторых, договоры розничной купли - продажи по образцам с условием доставки, сборки, установки являются, в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ, смешанными договорами, т.к. содержат элементы различных договоров: купли – продажи и оказания услуг по доставке (сборке, установке). Поэтому к ним должны применяться правила о договорах, элементы которых они содержит. В случае просрочки доставки, сборки, установки товара, применяются требования, предусмотренные ст. 28 Закона О защите прав потребителей. Прецеденты были и они решались именно таким образом.
Вячеслав Алексеевич, благодарю Вас за участие, но, к сожаленью, об этих нормах мы знали изначально и хотели попытаться от них уйти. У нас есть одна проблема, мы заключили договор на перевозку груза с ИП (создан нашим предприятием именно для этих целей). ИП находится на ЕНВД, налог исчисляется исходя из количества машин находящихся у него в собственности. Чтобы выделить отдельно услуги по доставке и сборке и в последующем неустойку исчислять исходя из стоимости этих услуг, нам придется увеличить налогооблагаемую базу (причем это возможно стало с 01.01.2006 г. изм. в НК РФ, до этого чтобы быть на ЕНВД можно было только оказывать услуги по перевозке). Теперь даже и не знаем как и быть, либо экономить на налогах, либо проигровать суды и выплачивать бог знает какие суммы по неустойке, исходя из всей стоимости товара???
Вячеслав Алексеевич! Поскольку возник такой вопрос, прошу меня проконсультировать. Как раз впервые столкнулась с таким Договором купли-продажи. К нему приложен "блан-заказа шкафа-купе", в котором кроме конструкции, комплектации, в п.1 указан "точный адрес доставки заказа, телефон и фамилия" - покупателя. В п.5: "Установка - нет, доставка - нет, подъём на этаж - нет". Но в Договоре купли подчёркнуто: "передача изделия и его приёмка осуществляется на складе продавца" (это магазин, где выставлены образцы) - это далековато от "точного адреса" покупателя. Менеджер объяснял, что передавать будут упакованные детали, а сборка - за дополнительную оплату - 8 % от цены (и если сборщику командировочные заплатите - как договоритесь), а доставка - как хотите. Вот цитата (извините, что длинная) из Договора: +___"на месте установки по адресу __________________ в течение 40 рабочих дней момента подписания настоящего Договора и Бланка Заказа в случае, если услуги по доставке и установке изделия заказаны у Продавца. В указанный срок не входит срок установки изделия. Порядок и условия оказания Продавцом дополнитепьных услуг (поставка, установка и т.п.), их стоимость регулируются Соглашением об оказании услуг, подписанным Покупателем и Продавцом._____ 5.2. О готовности Продукции к передаче Продавец извещает По^пателя в письменном виде, либо по телефону._____ 5.3. Передача изделия удостоверяется «Актом приема-передачи изделия», подписание которого сторонами свидетельствует об исполнении Продавцом своей обязанности по передаче продукции._____ При оказании дополнительных услуг (установка), подписание «Акта приема-передачи изделия» происходит после доставим продукции на место установки, но до начала монтажно-установочных работ. После подписания «Акта приема-передачи изделия» претензии по комплектации, материалам, конструкции, качеству и габаритам и пр. изделия не принимаются (за исключением претензий в отношении скрытых недостатков, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки и осмотре изделия). Продавец несет ответственность при расхождении с Бланком Заказа в комплектации, размерах и т.п. и обязуется устранить их в семиневный срок, либо устранить в процессе установки, если услуга по установке заказана у Продавца. ____ 5.4. ....... 5.5. ....... 5.6. При передаче изделия Продавец передаст Покупателю Гарантийный талон, Правила эксплуатации изделия, Гарантийные талоны на технику._____ 5.7. Если Покупатель забирает изделие со склада Продавца самостоятельно, Продавец снимает с себя ответственность за перевозку изделия, его состояние и сохранность в процессе перевозки."____ + Вопросы. Соглашения покупателю не предложили. Как отнестись к расхождению в бланке заказа и в договоре? Заказ из магазина-продавца (ООО-1) передан в цех-производство (ООО-2). Если продавец откажет в доставке и сборке или заломит цену ((командировочные"), от которой покупатель вынужден отказаться, а при самостоятелной сборке выявятся дефекты - какие претензии к изготовителю? Как может продавец("перевалочный" пункт) гарантировать качество шкафа при передаче упакованных деталей? Собирать на месте и демонстрировать? Сборка и установка - ведь разные понятия? В шкаф-купе по схеме входят три отдельных модуля - два гардероба и один стеллаж, и 3 двери системы "...ХХХ". Комплектующие аксессуары (для сборки модулей и модулей в шкаф-купе) перечислены. Крепёжные детали (шурупы, и пр). не указаны, но модуль подразумевает собранный гардероб без двери. В связи с этими вопросами - имеет ли смысл требовать доставки, сборки-установки без дополнителного Соглашения об услугах со стороны "продавца" - магазина? Не откажите в просьбе. Новая мода покупки и сборки по образцам очень распространена, поэтому хочется быть в курсе, чтобы не быть лохами.