СТРАХОВАНИЕ НА ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Кому-то известно, а кому-то ещё нет, что выезд за рубеж требует обязательного страхования. Многие страны ввели как обязательное условие для нахождения на своей территории – наличие у путешествующего страхового полиса. Полис для тех, кто планирует выезд за рубеж, обязателен для получения визы в большинство стран мира, в частности, США и страны Шенгенского соглашения. Как утверждают страховые компании, со страховым полисом вы будете уверены, что в случае беды получите незамедлительную помощь. При выборе страховой компании следует тщательно ознакомиться с отзывами и рекомендациями тех, кто уже имеет опыт наступления страхового случая и получения страховой выплаты. Определившись со страховой компанией и перед оформлением страховки для выезда за границу, необходимо внимательно прочитать договор, уточнить непонятные Вам в договоре пункты, заранее узнать и иметь под рукой все телефоны, по которым можно обратиться при необходимости. При наступлении страхового случая следует звонить по полученным номерам телефонов и выполнять все инструкции диспетчера. Обязательно сохранить все медицинские бумаги, чеки и направления. И тогда, быть может, Вам повезёт получить от страховой компании возмещение понесённых Вами затрат и сохранить при этом Ваши нервы и здоровье.
В нашу адвокатскую канцелярию обратилась клиентка – назовём её Полина – со следующей проблемой. Сама она живёт в Германии, а её мама в одном из крупных городов России. Каждый год она направляет маме приглашение, на основании которого мама получает гостевую визу и приезжает к ней в Германию погостить на пару месяцев. И каждый год мама заключает договор комплексного страхования на время путешествия за границей с одной и той же страховой компанией. В основном, это было медицинское страхование (комплексное страхование подразумеевает под собой и медицинское страхование, и страхование от несчастного случая, и гражданскую ответственность, и некоторые другие виды страхования), так как мама – человек уже не молодой и имеет некоторые проблемы со здоровьем.
Все годы пребывание мамы Полины в Германии проходило благополучно, и никаких проблем не возникало. Но два года назад, приехав к дочери, мама почувствовала себя плохо. И не просто плохо, а очень плохо. У неё поднялось артериальное давление, если так можно сказать, до критической отметки. Женщина теряла сознание, и Полина не могла сама ей помочь. Посадив маму в машину, Полина повезла её в ближайший коордиологичекий центр – у мамы было сердечное заболевание. В центре женщину приняли, сняли приступ, провели срочное обследование и вынесли заключение – необходима срочная операция. Полину пригласили для оформления необходимой документации. И выставили счёт за пребывание в стационаре, оперативное вмешательство и последующее лечение – 7,5 тысяч евро. Полина предьявила докторам мамин страховой полис... и услышала в ответ – «мы уже имеем опыт неполучения денег с российских страховых компаний. Если Вы хотите, чтобы мы немедленно провели операцию Вашей маме, Вы должны оплатить всё в соответствии с выставленным счётам. А со страховой компанией разбирайтесь потом сами». Разве у Полины был выбор? В считанные дни, собрав необходимую сумму, она оплатила счёт. Операция и последующее лечение были проведены своевременно, и сегодня мама, слава Богу, жива и здорова.
Но далее речь пойдёт о другом. В установленные сроки Полина обратилась в представительство страховой компании в Германии. Её любезно выслушали, сказали какие документы она должна представить. Полина написала заявление, приложила к нему все необходимые документы и отправила представителю страховой компании. Телефонные переговоры и переписка длились несколько месяцев. Затем представитель компании порекомендовал Полине самой позвонить в стаховую компанию, с которой её мама заключала договор. Полина позвонила. Страховая компания потребовала представить дополнительные документы и пояснения. Полина представляла. И вновь переписка и телефонные переговоры длились несколько месяцев. Затем страховая компания порекомендовала женщине позвонить в головное представительство страховой компании в городе Москве. Полина позвонила. И всё пошло уже по третьему кругу – телефонные звонки, требования представить дополнительные документы. Так прошло почти два года. И, наконец, Полина получила ответ – страховая компания отказала в выплате страховой суммы на том основании, что врач страховой компании пришёл к заключению, что операция, проведённая в Германии маме Полины, была плановой, и, следовательно, не является страховым случаем и не подлежит возмещению!
С этим ответом Полина вместе с мамой, которая в очередной раз приехала в гости к дочери, пришли в нашу адвокатскую канцелярию. Выслушав женщин и ознакомившись с принесёнными документами, мы предложили им направить в страховую компанию претензию с требованием выплаты страховой суммы. В случае отказа – обжаловать действия компании в судебном порядке. Клиентки были согласны и подписали договор об оказании им правовой помощи. Получив от мамы Полины доверенность на право представления её интересов на территории России, мы провели правовой анализ полученных от клиенток документов. Внимательно ознакомившись с правилами комплексного страхования граждан на время путешествия за границей, мы установили, что, согласно названным правилам, операция по стентированию сердечных сосудов (а именно эта операция была сделана маме Полины) не является страховым случаем и не покрывается заключенной страховкой. Мы связались с Полиной по телефону и уведомили её, что мы при подготовке претензии исключим из требований стоимость установления стента. Полине это было уже известно и она была согласна на получение хотя бы половины уплаченной ею суммы. Мы подготовили две претензии – одну в головное представительство в Москве, вторую – непосредственно в ту компанию, с которой женщина заключала договор и где получала полис. В претензиях мы обосновали все понесённые нашей клиенткой затраты, исключив стоимость стентирования, и требовали выплатить ей оставшуюся сумму в размере 6 тысяч евро.
Прошёл месяц – время, необходимое для почтового пробега от Германии в Россию, ознакомления с претензией и подготовки ответа на неё. Мы позвонили в страховую компанию, с которой наша клиентка заключала договор страхования. Результат был отрицательный – работникам компании не удалось найти сотрудника, который занимался рассмотрением претензии. Тогда мы позвонили в головное представительство в Москву. И получили ответ – наши требования удовлетворены в полном объёме. Ещё через день в наш адрес посредством электронной почты поступил ответ в письменном виде, а через неделю – вся требуемая нами сумма поступила на счёт мамы клиентки в России в рублёвом эквиваленте. С момента обращения клиенток в адвокатскую канцелярию и до поступления денег на счёт прошло менее 2 месяцев.
Полина делала всё правильно – своевременно заявила о произошедшем страховом случае, направила заявление и документы. Однако, получила отрицательный результат. Зачастую, человек, зная свои законные права и желая сэкономить деньги, но не имея достаточно юридических знаний и опыта в этой области, пытается решать проблему самостоятельно. В результате, он теряет гораздо больше – не решив проблему, тратит своё время и нервы. Описанная история наглядно показывает, что, порой, достаточно одной, грамотно обоснованной претензии, одного, правильно составленного письма, для того, чтобы была разрешена проблема, которую клиент не мог разрешить в течение нескольких лет.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: