Саданбеков Эркин Имангазиевич
Саданбеков Э.И. Подписчиков: 26

Ответ соотечественнице относительно реформ судебной системы Кыргызстана

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Уважаемая Кундуз!

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы обратились ко мне – практикующемуся адвокату, по проблеме реформирования судебной системы в Кыргызской Республике. Очень приятно, что наша соотечественница, находящаяся в Германии, заинтересована вопросами независимости судебной системы Кыргызстана, и желает в своей научной работе отметить взгляд кыргызстанского адвоката по этой непростой проблеме.

Как и любой адвокат, я являюсь публичным лицом, а посему все, что я написал и сообщил Вам в личной переписке можно использовать в Вашей докторской диссертации со ссылкой на адвоката Саданбекова Эркина Имангазиевича с указанием всех моих контактов, доступных в открытой сети любому пользователю интернета. Свои взгляды по проблемам реформирования судебной системы я публиковал на местной прессе, в социальных сетях Фейсбук, Твиттер и на собственном веб-сайте. (web-site: www.sadanbekov.kg).

Итак, наконец-таки в Кыргызстане началась проводиться реформа судебной системы, о которой долгое время говорили в обществе. Не бывает так, что сменилась власть в стране и сразу начались действенные реформы. К этому общество шло годами. Нужна была политическая воля новых властей суверенного Кыргызстана. Почему дважды произошла смена власти в нашей стране 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года? Да потому, что во многом народ уже перестал верить действующей власти, которая обещала провести реформы прогнившего судебного корпуса и коррумпированных правоохранительных органов. Когда после бегства за границу семейно-кланового режима Бакиева К.С. в Кыргызстане отправили в отставку многих судей, принимавших неправосудные решения в угоду действующей власти и под диктовку властьпредержащих, то народ ликовал. Одним из Декретов Временного Правительства Кыргызской Республики был упразднен Конституционный суд и все его судьи отправлены в отставку. Именно этот суд в свое время узаконивал неправомерные действия коррумпированного семейно-кланового правления и являлся инструментом для приведения в правовое русло беззакония, которое чинило окружение двух нынешних президентов страны. Увольнения коснулись доброй половины всего судебного корпуса Кыргызстана, начиная с Верховного суда и заканчивая судей местных судов.

Во время дебатов на круглых столах с политиками, депутатами, юристами, правозащитниками, журналистами, представителями гражданского сообщества, мы постоянно говорили об одновременной глубокой реформе всей правоохранительной структуры, то есть судов, МВД, спецслужб, прокуратуры, системы исполнения наказаний. Нельзя заниматься только, скажем, реформой МВД, при этом оставив в стороне органы прокуратуры или ГКНБ. Надо одновременно проводить реформирование всех правоохранительных органов и даже коснуться гражданских госструктур, как это происходило в Грузии после «революции роз». Грузинский опыт реформирования правоохранительной системы, на мой взгляд, является наиболее передовым на всем постсоветском пространстве. Ну, хорошо, что в Кыргызстане хоть как-то с горем пополам началась проводиться реформа судебной системы. Два года тому назад был сформирован Совет по отбору судей (далее СОС), в который вошли представители судебного корпуса, адвокаты, юристы, правозащитники, активисты гражданского сообщества. Некоторые кандидаты в СоС были делегированы политическими партиями. Отбор судей стал более прозрачным и демократичным. Заседает Совет в здании Бишкекского городского суда. Работа СОС ежедневно транслируется в режиме он-лайн по телевизору, установленному в холле здания столичного суда, где каждый рядовой посетитель воочию может увидеть, как отвечает претендент на должность судьи, на вопросы комиссии. Прямо там же в зале за работой Совета по отбору судей наблюдают многочисленные представители неправительственных организаций, правозащитники, журналисты и гражданское сообщество. Ни в одном государстве постсоветского пространства нет подобной структуры (СОС) и не создано такого прецедента, как в Кыргызской Республике. Наша страна по праву может гордиться тем, что общество добилось создание такого независимого органа, который избирает судей всех уровней на конкурсной основе. О системе отбора судей даже освещалось в прессе сопредельных государств и Кыргызстан приводился в качестве примера. Лучше уж пусть кандидатов в судейский корпус отбирает независимый орган СоС, чем коррумпированные чиновники администрации Президента КР.

Совет по отбору судей сформирован по партийному принципу, то есть от каждой политической партии были делегированы свои кандидаты в данный совет. И если какая-либо политическая партия будет лоббировать какого-нибудь своего кандидата на вакантное место судьи, то члены будут способствовать этому лобби. Тут с трудом можно поверить в независимость судей. Согласно уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики не вынесение неправосудного решения и постановление незаконного приговора ответственность несет лично лицо, принявшее данное решение, то есть судья лично. Поэтому судья лично отвечает перед законом за принятое решение.

В свое время гражданское сообщество предлагало избирать судей в Кыргызстане из числа адвокатов, по примеру американской системы отбора. Кандидат на должность судьи должен был иметь стаж работы адвокатом не менее двух лет. Адвокатское сообщество выдвигает в судейский корпус своих кандидатов, прошедших конкурсный отбор. Это было обусловлено тем, что юрист из адвокатского сообщества будет более лояльнее, мягок при вынесении приговора, более демократичен и справедлив. Но в каждом конкретном случае принятие законного решения зависит от самого судьи, его порядочности, уровня воспитания и образования.

Система отбора судей, может быть кого-то и не устраивает, а кто-то и рад этим новшеством, но все-же намного лучше, когда судей избирают на конкурсной основе члены большой независимой комиссии (СОС), нежели эти должности за взятки продаются и покупаются за кулисами в корридорах Дома Правительства. Была и конструктивная критика в адрес работы СОС, были и отдельные недовольства со стороны наблюдателей относительно прозрачности при отборе судей, но если брать плюсы и минусы работы Комиссии, все-же положительных моментов гораздо больше. Как говорят в народе: чем совсем ничего, пусть будет лучше так.

Кандидатом на судейское кресло может быть любой юрист, имеющий определенный стаж практической работы. Ими могут быть юрисконсульты коммерческих организаций, специалисты юридических отделов любых государственных органов, частные адвокаты, работники правоохранительных органов (МВД, ГКНБ, Финансовая полиция, прокуратура, ГСИН) и другие. Все кандидаты проходят тестирование, отвечая на компьютере на 100 вопросов за 100 минут. Проходной балл – 75 правильных ответов. Была отдельная критика и недовольства со стороны непрошедших тестирование претендентов относительно поставленных вопросов при тестировании, имели место высказывания, дескать, попавшиеся им вопросы вообще не следовало включать в программу тестирования. Однако, подобное тестирование гораздо прозрачнее и менее коррумпированное, чем решение вопросов трудоустройства на госслужбу за кулисами и при содействии высоких покровителей. Претенденты на должность судей разного возраста. Это могут быть и седоволосые аксакалы под 60 лет, бьющиеся себя в грудь и заявляющие, что они все знают, и 30-летние малоопытные юристы. Перед экзаменом все равны. Самое главное – надо готовиться к конкурсу, читать юридическую литературу и зубрить все вопросы, то есть, как завещал великий Ленин: учиться, учиться и учиться.

Многие могут спросить: а можно ли как-то обмануть компьютер и обойти стороною его, ведь это же техника? Да, теоретически можно, если ты нашел нужных покровителей из числа технарей, но практически почти невозможно ибо в зале тестирования установлены камеры видеонаблюдения и вся процедура тестирования как на ладони. К тому же, во время тестирования между рядами конкурсантов постоянно ходят независимые наблюдатели и никакие шпаргалки и подсказки тут не помогут. Были попытки сговора отдельных претендентов на судейское кресло с нерадивыми чиновниками Судебного Департамента, которые проводят компьютерное тестирование. Спецсслужбы задерживали работников Судебного Департамента, обещавших за взятки настроить компьютер в нужном русле, чтобы он выдал высокие баллы. Об этом уголовном деле широко освещалось в местной прессе. (СКОЛЬКО СТОИТ МЕСТО СУДЬИ? Подробнее ➤)

Зачастую в обществе проводятся жаркие дебаты относительного того, что на судейское кресло не следовало бы принимать бывших работников из числа прокурорских кадров, следователей милиции, финансовой полиции, государственного комитета национальной безопасности, а отдать предпочтение только юристам из гражданских структур. Но подобный взгляд в корне неверный. Как может отправлять правосудие юрист, никогда не державший в руках уголовного дела, никогда не видевший живых преступников и, как говорят ветераны правоохранительных органов, «не нюхавший пороха»? Ему трудно будет работать в должности судьи. В этом непростом деле отправления правосудия нужна определенная практика, навыки приобретенные годами. В юриспруденции опыт приходит с годами. Специалисту с многолетним опытом работы в юриспруденции будет намного легче отправлять правосудие, оценивать «За» и «Против» собранные по делу доказательства, принимать решение по делу. Но самое главное, судья должен быть честным, кристально чистым, порядочным, неподкупным. Соответственно и заработная плата судьи, работников правоохранительных органов должна быть достойная. Если же государство так и будет продолжать издеваться над своими кадрами, выплачивая скромные жалованья госчиновникам, то лучшие сыновья и дочери кыргызского народа просто покинут родную страну в поисках лучшей жизни. Госслужба должна быть привлекательна, должным образом оплачиваема, как это было в советскую эпоху. В настоящее время заработная плата судьи составляет порядка 15-20 тысяч сомов. Мало ли это или достаточно – решает сам человек. Однажды на даче одного чиновника в приватной беседе состоялся спор на счет заработной платы судьи. Был задан вопрос: «Какая зарплата должна быть у судьи, чтобы он перестал брать взятки?». Один из собеседников (юрист) сказал, что судьям надо установить заработную плату в 3 тысячи долларов США и тогда будет порядок. Тогда чиновник спросил: «А, если этот судья живет в 3-комнатной квартире, а тут вдруг захотел жить в хоромах и иметь престижный Лексус, дачу, обучать своих детей в западных ВУЗах, как тогда быть?». И тут все сошлись во мнении, что сколько бы ни плати чиновникам, всегда будет мало. Для нас – кыргызов – и мало будет и 5 тысяч и 10 тысяч долларов. Надо быть патриотом своей страны, порядочным и честным государственным служащим, а не взяточником. (смотри: Квалификационные требования для судей Подробнее ➤ ).

В корне неверным является суждение, дескать, человек ранее был прокурорским работником, поддерживал обвинение на суде, а затем стал судьей. Или, скажем, юрист ранее работал следователем в милиции, привлекал к уголовной ответственности лиц, отступившихся от закона и вдруг, волею судьбы, стал судьей. Надо принять во внимание, что судья всего лишь выслушивает мнение сторон (гособвинителя, адвоката, свидетелей, потерпевших, подсудимых), взвешивает собранные доказательства и принимает решение по своему внутреннему убеждению. Поэтому бывшие работники прокуратуры и иных правоохранительных органов не будут принимать необдуманных решений и вести судебные процессы только с обвинительным уклоном. Ведь за вынесение неправосудного решения и незаконного приговора также придется нести уголовную ответственность. Каждое лицо, незаконно привлеченное к уголовной ответственности, вправе требовать компенсации материального ущерба и морального вреда, а также привлечения к уголовной ответственности этого должностного лица. Именно, чиновники с большой практикой работы в следственных органах неплохо зарекомендовали себя на судейском поприще.

Вместе с тем, в нашей стране есть много бывших судей, экс-прокуроров, экс-следователей, которые ныне занимаются адвокатской деятельностью. Не каждый может заниматься этой нелегкой работой, не каждому дано снимать в аренду офисы, бегать по судам, платить налоги, если человек всю свою сознательную жизнь посвятил госслужбе в правоохранительных органах, имел неограниченную власть, сидел в мягком кресле. Человек раньше только и знал, как отдавать приказы, а тут вдруг приходится подчиняться кому-то, да еще и платить налоги как частный предприниматель. Почему сейчас все, кому не лень, бросились правдами и неправдами устроиться в судебную систему? В зале проведения тестирования кого только не встретишь, одни знакомые лица: это и бывшие следователи МВД, прокуратуры, Финансовой полиции, ГНКБ, специалисты юридических отделов государственных органов и юристы различных коммерческих структур. Просто у всех в мыслях одно: сяду в кресло судьи, облачусь в мантию и начну «рубить капусту», брать взятки со всех подряд, тем самым улучшу свое пошатнувшееся материальное положение. И из этой огромной армии конкурсантов мало кто думает о законности, справедливости при отправлении правосудия. За 20 лет рыночной экономики в нашей стране не все еще привыкли к свободным рыночным отношениям. Однако же, тот, кто вкусил прелести рыночной экономики и неплохо зарекомендовал себя в адвокатской деятельности, уже вряд-ли вновь вернется на государственную службу. Я знаю многих судей, которые сами добровольно ушли из судейского корпуса и ныне занимаются адвокатской практикой. Они сами говорят, что надоело исполнять политические заказы из Белого Дома, им надоело телефонное право. Из более 3 тысяч выданных министерством юстиции КР лицензий, на рынке ныне работает порядка 500 лицензированных адвокатов. Многие пожилого возраста экс-чиновники правоохранительных органов довольствуются скромной пенсией, присматривают за внуками, следят за своим пошатнувшимся здоровьем. Трудно выживать на рынке юридических услуг, завоевать себе славу, поднять имидж, обзавестись клиентурой. Да, и потом, есть много пенсионеров из числа работников силовых структур, которые всю свою сознательную жизнь посвятили борьбе с преступностью, сажали преступников за решетку, а тут вдруг ему приходится защищать преступников. Они не могут перебороть себя, свое сознание, изменить свои взгляды на жизнь и просто идут в охранные агентства сторожить чьи-то рестораны, магазины, банки, объекты недвижимости. Эти люди не понимают, что защищают они вовсе не преступников, а прежде всего - закон.

С уважением,

Адвокат Саданбеков Эркин Имангазиевич – директор Юридической компании «Бюро правовой поддержки» (Кыргызстан, г.Бишкек)

e-mail: sadanbekov@gmail.com

web-site: www.sadanbekov.kg

+996 773 969641

+996 702 333557

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Саданбеков Эркин Имангазиевич
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы