Снижение штрафных санкций при неприменении фискальной памяти или ккм в платежных терминалах
ЮРИДИЧЕСКИЙ АУДИТ (LEGAL DUE DILIGENCE) Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Содержание:
Нормативно-правовые акты.3
1.1. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ..3
1.2. статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации...4
1.3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. 4
1.4. Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 N 19 н 4
Ненормативно-правовые акты фискальных органов.6
2.1. Информационное сообщение ФНС РФ от 16.02.2010..6
2.2. Письмо Минфина РФ от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41.7
Судебная практика...10
3.1. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О……….10
3.2. Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16..11
3.3. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2008 г. N Ф 04-3654/2008 (6670-А 70-6).12
Юридический анализ вопросов
4.1. Какую правовую форму лучше всего использовать, в связи с принятием ФЗ №103-ФЗ?...14
4.2. Сколько единовременно и как часто могут наложить штраф за неприменение ККТ, если в собственности имеется несколько платежных терминалов?...15
4.3. Оштрафовать могут за каждый терминал или только за один терминал, принадлежащий отдельному лицу?...17
4.4. Могут ли наложить в один день штраф на несколько терминалов?...17
4.5. Могут ли пробить 10 кассовых чеков одновременно и за каждый непробитый кассовый чек накладывать штраф?...17
4.6. Могут суммы штрафов несоразмерно большими?...18
4.7. Кто полномочен проводить такие проверки и привлекать к административной ответственности?...18
4.8. Будут ли иметь юридическую силу результаты проверки в отсутствие владельца терминала?... 18
4.9. Какая ответственность существует за неявку к налоговому инспектору?..21
4.10. В течении какого периода времени ФНС вправе привлечь повторно к административной ответственности за нарушение п.2 ст.14.5 КоАП РФ?...22
4.11.Могут ли провести проверку и наложить штрафные санкции повторно, уже на следующий день, если не вступившее в силу решение о первом взыскании будет обжаловано в апелляционном порядке?...24
4.12. Какой срок давности привлечения к административной ответственности по факту отсутствия ККТ, с какого момента он начинает исчисляться? Какие законные способы имеются для избежания административной ответственности?...24
4.13. Какие действия предпринимать по ежедневному снятию отчета в конце смены в терминале, если во владение находится терминалы в нескольких разных местах?...24
4.14. Не нарушают ли такие правила права и законные интересы предпринимателя?... .24
1. Нормативно-правовые акты
-статья 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами":
Условия осуществления приема платежей
Часть 12 статьи 4 вступает в силу с 1 апреля 2010 года
«…12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:
1) адреса места приема платежей;
2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;
3) наименования поставщика;
4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;
5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
6) способов подачи претензий;
7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета)…».
-Пункт 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
«…Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей…».
-Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями":
-Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 N 19 н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации"
«…Осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализация и регистрация
39. Специалист структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, в согласованное время проводит осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию в территориальном налоговом органе или по месту установки контрольно-кассовой техники.
При осмотре контрольно-кассовой техники специалисту структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, следует убедиться в исправности контрольно-кассовой техники, а также осуществить следующие действия:
-обратить внимание на целостность корпуса;
-проверить наличие на корпусе контрольно-кассовой техники знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" и идентификационного знака, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.
40. После осмотра контрольно-кассовой техники проводится ее фискализация.
41. При фискализации контрольно-кассовой техники вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 рубль 11 копеек и снимается первый Z отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет.
42. После фискализации специалистом структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, и пользователем (уполномоченным лицом) подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины.
43. Специалист структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, вносит сведения о регистрации контрольно-кассовой техники в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета), ведущуюся территориальным налоговым органом, и делает отметку в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью территориального налогового органа.
44. Одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники территориальный налоговый орган выдает пользователю (уполномоченному лицу) карточку регистрации контрольно-кассовой техники, подписанную руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа и заверенную печатью территориального налогового органа, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники.
45. Карточка регистрации контрольно-кассовой техники хранится у пользователя по месту установки контрольно-кассовой техники вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и предъявляется по требованию территориального налогового органа…».
2. Ненормативные акты
-Информационное сообщение ФНС РФ от 16.02.2010 "О регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ), встраиваемой в платежные терминалы":
«…Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон) устанавливает обязанность платежных агентов в срок до 1 апреля 2010 года зарегистрировать в налоговых органах контрольно-кассовую технику (ККТ), входящую в состав платежного терминала (банкомата).
До конца срока регистрации осталось менее двух месяцев. Количество обращений на регистрацию в настоящее время минимально. С учетом большого числа платежных терминалов, подлежащих регистрации (по экспертным оценкам, на территории Российской Федерации платежными агентами используется более 300 тысяч единиц терминалов, не оснащенных контрольно-кассовой техникой), ФНС России ожидает резкий рост обращений по вопросу регистрации ККТ в составе платежных терминалов в последние недели срока, отведенного для регистрации. Во избежание очередей и связанных с ними неудобств платежным агентам рекомендуется не откладывать регистрацию ККТ на конец установленного Федеральным законом срока.
Порядок регистрации ККТ установлен Административным регламентом (Приказ Минфина России от 10.03.2009 N 19 н) и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470. Регистрации подлежит контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Госреестр ККТ и предназначенная для применения в составе платежных терминалов (банкоматах).
Зарегистрировать в налоговых органах ККТ, входящую в состав платежного терминала (банкомата), обязаны:
-оператор по приему платежей - платежный агент;
-платежный субагент - платежный агент;
-банковский платежный агент;
-кредитная организация (в случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности).
Регистрация ККТ в составе платежного терминала (банкомата) осуществляется на основании заявления (форма установлена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@), а также паспорта на ККТ и договора с Центром технического обслуживания (далее - ЦТО).
Для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе пользователь представляет заявление в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица).
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Регистрация ККТ, установленной в платежном (банковском) терминале, проводится с обязательным выездом представителя налогового органа, платежного агента или его представителя, в том числе специалиста ЦТО, на место установки платежного терминала. При этом Административным регламентом на прием и оформление документов отводится 30 минут на каждого заявителя, а на осуществление всей регистрации установлен срок 5 дней.
Работа терминалов, не соответствующих требованиям Федерального закона, будет запрещена с 1 апреля 2010 г. С этой же даты ФНС России планирует проведение проверок соблюдения платежными агентами положений Федерального закона. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП…»
-Письмо Минфина РФ от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41 «О применении контрольно-кассовой техники в платежных терминалах»
Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращением о применении контрольно-кассовой техники в платежных терминалах сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 103-ФЗ до 1 января 2014 года при приеме платежей может применяться любая контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу Федерального закона N 103-ФЗ, в том числе не соответствующая требованиям Федерального закона N 103-ФЗ, при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
Пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 470 (далее - Положение о регистрации ККТ), и пунктом 27 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 19 н (далее - Административный регламент), предусматривается, что для регистрации контрольно-кассовой техники пользователь (уполномоченное лицо) (по месту учета организации, месту нахождения обособленного подразделения, месту жительства индивидуального предпринимателя) предоставляет в налоговый орган следующие документы:
-заявление о регистрации контрольно-кассовой техники;
-паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;
-договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники.
Административным регламентом установлен следующий перечень оснований для неисполнения государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники:
-представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;
-предъявление для регистрации модели контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;
-истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;
-предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;
-обнаружение неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");
-отсутствие заключенного договора о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
-представление при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.
Перечень документов, подлежащих представлению в налоговый орган в целях регистрации контрольно-кассовой техники, и перечень оснований для неисполнения государственной функции - регистрации контрольно-кассовой техники, предусмотренные указанными нормативными актами, являются исчерпывающими и не предполагают установления дополнительных условий регистрации контрольно-кассовой техники.
В соответствии с действующим законодательством любая модель контрольно-кассовой техники (контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы), включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.
Отказ в регистрации контрольно-кассовой техники по основаниям, не предусмотренным в Положении о регистрации ККТ и Административном регламенте, неправомерен.
3. Судебная практика
-Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О "По жалобам граждан А.И. Косика и Т.Ш. Кенчхадзе на нарушение их конституционных прав положениями абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением":
«…Поскольку нарушения правил применения контрольно - кассовых машин относятся к административным правонарушениям, производство по таким делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) Конституции Российский Федерации, осуществляется судом или иным органом, обладающим административной юрисдикцией, на основе процессуального законодательства, применяемого при рассмотрении дел, возникающих из административных правоотношений.
При этом при наложении штрафов, предусмотренных частью первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", подлежит доказыванию как сам факт совершения правонарушения, так и степень вины правонарушителя. Ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно - кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.
4. Конституционно - правовой смысл положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 мая 1998 года, а также в настоящем Определении, имеет общеобязательный характер и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, в том числе в практике арбитражных судов.
Следовательно, в случае неприменения контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением штраф как мера административной ответственности может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина данного предприятия - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение контрольно - кассовой машины. При этом наложенное взыскание (конкретная сумма штрафа) должно быть соразмерно степени вины правонарушителя…».
-Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"
«…При толковании настоящей нормы судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона. Использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр. Использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 Закона); использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению); пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
2. В соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.
В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
7. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной статьей 14.5 Кодекса, судам следует исходить из того, что, поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.
8. При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам необходимо руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.5 Кодекса, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения…».
-Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2008 г. N Ф 04-3654/2008 (6670-А 70-6):
Налоговая инспекция привлекла к административной ответственности владельцев платежного терминала за неприменение ККТ при денежных расчетах с населением, т.к. у терминала не было фискальной памяти. Суд решил, что в данном случае правонарушения не было, т.к. согласно Закону к контрольно-кассовой технике относятся не только контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, но и электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2008 N 11301/07.
Вывод: Если в терминале отсутствует фискальная память, но имеется дисковый носитель цифровой информации (винчестер, к примеру), то состав административного правонарушения по ст.14.5 КоАП РФ не образуется, при этом память ЭВМ должна сохранять текущие операции (п.2 Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).
Хотя в п.12 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ имеется оговорка контрольно-кассовую технику с фискальной памятью, в этом случае имеются риски того, что суды будут по разному трактовать данную норму.
-Пленум ВАС РФ в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо оценивать конкретные обстоятельства его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
-В частности, суды, применяя ст. 14.5 КоАП РФ, признают административное правонарушение малозначительным в следующих ситуациях:
А) оказание услуг ксерокопирования одной или нескольких страниц на сумму от 2 до 8 руб. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.06.2008 по делу N А 11-11130/2007-К 2-28/105/17, Постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф 09-3453/08-С 1 по делу N А 60-275/08);
Б) продажа одной бутылки пива на сумму 22 руб. (Постановление ФАС Центрального округа от 19.06.2008 по делу N А 09-8008/07-22);
В) продажа одной бутылки водки на сумму 38 руб. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2008 по делу N А 52-529/2008);
Г) продажа товара на сумму 6 руб. с применением контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра и с истекшим сроком амортизации (Постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 по делу N А 49-883/2008-46 ОП/17);
Д) продажа упаковки бактерицидного пластыря по цене 4 руб. (Постановление ФАС Центрального округа от 07.11.2007 по делу N А 54-2922/2007-С 5);
Е) продажа двух тетрадей на сумму 22 руб. (Постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2006 N Ф 09-8048/06-С 1 по делу N А 07-13153/06);
Ж) продажа коробка спичек на сумму 80 коп. (Постановление ФАС Поволжского округа от 28.09.2006 по делу N А 65-42375/2005-СА 3-36).
Вывод: На основании вышеизложенного следует, что в случае оказание услуги через терминал без применения кассового аппарата на сумму, к примеру, до 40 рублей, суд может освободить лицо от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ).
4. Юридический анализ вопросов
1. Какую правовую форму лучше всего использовать, в связи с принятием ФЗ №103-ФЗ?
С точки зрения, ФЗ №103-ФЗ, преимущества для владельца терминала, при осуществлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица отсутствуют, они равны в правах и обязанностях.[1]
С точки зрения кодекса об административных правонарушениях, обязанности между индивидуальным предпринимателем, владельцем терминала и юридическим лицом, владельцем терминала неравные. Штрафные санкции для юридического лица в 10 раз больше по отношению к штрафным санкциям индивидуального предпринимателя.[2]
Следует обратить внимание, что это преимущество, исключительно, с точки зрения КоАП, в отношении гражданско-правовых (имущественных) и уголовных правоотношений, у юридического лица намного больше прав и намного меньше обязанностей по отношению к индивидуальному предпринимателю.
2. Сколько единовременно и как часто могут наложить штраф за неприменение ККТ, если в собственности имеется несколько платежных терминалов?
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.[3]
Под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:[4]
-фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
Данная объективная сторона правонарушение не подпадает под анализируемые правоотношения, поскольку, фактически контрольно – кассовый аппарат используется.
-использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона.
-использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.
В случае использования незарегистрированного в налоговых органах ККМ, либо использования ККМ не включенной в Государственный реестр образуется состав правонарушения.
-использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 Закона);
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ[5], применение цифровой памяти ЭВМ вместо фискальной памяти ККМ не образует состав административного правонарушения
Поскольку, в п.12 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ включена оговорка «…контрольно-кассовую технику с фискальной памятью…», то имеются риски того, что суды после вступления закона в юридическую силу будут неоднозначно трактовать данную норму, вследствие чего имеются риски образования состава правонарушения при использовании ЭВМ без фискальной памяти.
-использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
В случае использования ККМ без пломбы образуется состав административного правонарушения.
-пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
По отношению к терминалу, фактически, данная норма не применима.
Вывод: при нарушении отмеченных правил образуется единый состав правонарушение, предусмотренный п.2 ст.14.5 КоАП РФ:
«…применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения…».
Согласно основных принципов административной ответственности – никто не может быть привлечен за одно и тоже правонарушение дважды[6], соответственно, при нарушении таких правил, штрафные санкции могут быть наложены не более одного раза.
Обратите внимание, что в случае не пробития кассового чека, административная ответственность возникает за каждое такое непробитие.
3. Оштрафовать могут за каждый терминал или только за один терминал, принадлежащий отдельному лицу?
Поскольку, каждый терминал рассматривается как индивидуальный объект правоотношений, подлежащий государственной регистрации в налоговых органах[7], то и административная ответственность, в случаях нарушений порядка эксплуатации возникает по каждому терминалу в отдельности.
Согласно п.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Соответственно, штрафные санкции могут наложить на юридическое или физическое лицо, которому принадлежат терминалы, за каждый терминал в отдельности.
4. Могут ли наложить в один день штраф на несколько терминалов?
Да, могут, если они не зарегистрированы в налоговых органах, причем по каждому терминалу административная ответственность наступает единожды, не допускается двойная ответственность за одно и тоже правонарушения. Анализ приведен выше
5. Могут ли пробить 10 кассовых чеков одновременно и за каждый непробитый кассовый чек накладывать штраф?
Теоретически, такое возможно, но только в разные периоды.
В случае одновременного непробития 10 кассовых чеков образуется единый состав правонарушения, в виде фактического неиспользования контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия). Это прямые указания Высшего Арбитражного Суда РФ.[8] За это предусмотрена одна штрафная санкция.
6. Могут суммы штрафов несоразмерно большими?
Штрафная санкция для индивидуальных предпринимателей составляет от 3000 до 4000 рублей, в случае неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
То есть, в случае непробитие 10 кассовых чеков за одну налоговую проверку, одновременно, штрафная санкция составляет от 3000 до 4000 рублей.
Штрафная санкция для индивидуальных предпринимателей составляет от 3000 до 4000 рублей, в случае применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
За данное правонарушение штраф для индивидуального предпринимателя назначается в размере от 3000 до 4000 рублей – один раз, поскольку законом прямо запрещено накладывать штраф за одно нарушение дважды.
7. Кто полномочен проводить такие проверки и привлекать к административной ответственности?
Согласно пункта 1 статьи 23.5 КоАП РФ:
«…Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса.
Соответственно, проводить проверки по данной статье КоАП полномочны исключительно налоговые инспектора, в случае, если проверка проведена другими проверяющими инстанциями результаты такой проверки будут являться недействительными. Как противоречащие статье 27.8 КоАП РФ: «…1. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса».[9]
8. Будут ли иметь юридическую силу результаты проверки в отсутствие владельца терминала?
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 14-П «По делу о проверке конституционност.