Ячкуринских Михаил Яковлевич
Ячкуринских М.Я. Подписчиков: 58

Последняя ставка-на жизнь...

1 дочитывание
0 комментариев

М.Ячкуринских. Г.Екатеринбург.

К 80-летию Первого Президента России Ельцина Б.Н.

П О С Л Е Д Н Я Я С Т А В К А – Н А Ж И З Н Ь!

«… а я взял и выиграл!» Б.Ельцин.

ПРОЛОГ: НЕИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ГРАЖДАНИНА НА РОССИЙСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Кто бы из советских граждан России (ныне 50-летних и старше) в начале 80-х годов прошлого столетия мог предположить, что через 10 лет не станет Союза нерушимых республик, а через 20 лет Россия реально приступит к восстановлению своей истинной, уважаемой, точней, признаваемой во всем мире, государственности.

Каждый из нас знал, что живет в эпоху развитого социализма, не за горами наступление коммунистической эры и трудился, чтобы благоустроить основную ячейку советского общества-собственную семью. Делались накопления, вкладывались собственные средства, брались кредиты для приобретения: мебели (мягкой и стенок), спальных и кухонных гарнитуров, современных телевизоров и другой бытовой техники – чтобы все было как у людей. И действительно, казалось странным, если этого не делалось. Только автомобили еще считались признаком высоких доходов и в какой-то степени роскошью. Однако, основная масса россиян приобретала их на заработанные собственными руками или головой средства. Из болот и на заброшенных землях вырастали гаражные и строительные кооперативы, садовые товарищества и тому подобное. В целом у населения была твердая уверенность в будущем государства и, соответственно, своем. Теперь, спустя 30 лет, можно с достаточной долей уверенности сказать, что это были лучшие годы социалистического строя для подавляющего большинства населения.

В эти годы до начала перестройки Б.Ельцин – уже первый секретарь Свердловского обкома КПСС. Собственная точка зрения, принципиальность, строгость, иногда, возможно, доходящая до авторитаризма, справедливость – вот лишь некоторые личные качества будущего Президента России, которые сформировались смолоду. Только теперь мы начинаем понимать, каких усилий стоило ему сохранить их, не растерять, поднимаясь по карьерной партийной лестнице, и это в условиях командной системы управления, когда без согласия Москвы невозможно было решить любой, даже относительно серьезный вопрос. Вспомним снос Ипатьевского дома. Очень велика была цена решения этой проблемы. Первый секретарь подошел к решению стратегически: если не я, поставят другого, все равно снесут. Этот поступок ни в коей мере не отражал его желания сохранить должность, однако, отказ однозначно приводил к закату карьеры и, следовательно, концу реализации его мощной энергии, которая как в вулкане уже начинала закипать в его натуре. (автор этих строк – не биограф, а только полагает, что так могло быть, поскольку указанное подтверждается последующими поступками в 80-е и 90-е годы прошлого века). Как опытный партийный функционер Б.Ельцин не мог поступить иначе, но обязан был сохранить себя для России. Эти слова он вряд ли говорил даже себе. Как оказалось, интуиция не подвела первого секретаря. Кроме того, во второй половине 70-х этот вопрос не был принципиальным для общества. Многие, даже уральцы, не знали о происшедшем.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ НЕ ТОЛЬКО РОССИЮ

Перестройка! С самых высоких трибун народу было заявлено, что социализм – то у нас оказывается не развитой, а чуть ли не загнивающий. Его надо сделать с человеческим лицом, иначе говоря, власти надо повернуться к народу лицом, а не … Самоуправление на предприятиях, профсоюзы фактически получили то, что заслуживали, их функции приняли на себя Советы Трудовых Коллективов (СТК), хотя действующим законодательством профсоюзам была оставлена возможность проявить себя, чего они не использовали.

Городские предприятия закипели энергией, свойственной всегда рабочему классу. Выборные должности руководителей предприятий, возможность каждого влиять на ключевые решения в деятельности родного коллектива. Этот период действительно был интересен своей новизной и смелостью замыслов, причем не рабочего класса, а руководства государства, тогда еще советского.

В это же самое время сельские райкомы партии рассылали своих гонцов (инструкторов) по всем, даже самым далеким сельхозпредприятиям с целью внедрить те же самые новеллы и разбудить тружеников села, тем самым сблизить город с селом. В этот период многие райкомы омолодили свои кадры, а именно инструкторов организационных и идеологических отделов. Порой доходило до курьезов, когда инструктору поручали курировать колхозы и совхозы, причем не по одному, а он коров-то видел только в окно автобуса, когда к бабушке ездил на каникулы. А сельчане со свойственным им скептицизмом слушали гонцов на собраниях, а дома кушали выращенные собственными руками продукты. (а Васька слушает, да ест). А кого им выбирать, если на десятки километров в округе у них единственный директор с ветеринарным образованием. И на что им влиять, если ту же корову надо покормить и подоить, да каждый день, тут не до собраний. ЭТО СОБСТВЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ! Ну и наконец, когда инструктор проверяет слабую явку, руководитель напоминал сельского старосту при оккупации, у секретаря парторганизации было лучшее положение, поскольку он неосвобожденый, хоть бы вовремя взносы собрал.

Одной из самых смелых новелл была декларация о предоставлении к 2000 г. каждой семье отдельного благоустроенного жилья. Программа «Жилье-2000» охватывала абсолютно все предприятия города и села. Здесь руководители сельхозпредприятий чувствовали себя спокойно, поскольку почти 100% работников имели свое жилье. Ну а сами работники природным чутьем поняли, что особо хорошего им от этих новшеств ждать нечего по указанным выше причинам.

С началом перестройки Б.Ельцин переходит на работу в Москву в ЦК КПСС, где в короткий срок становится руководителем столицы по партийной линии, заслуживает уважение москвичей, не всех конечно, что в общем-то для них было несвойственно в отношении «чужаков». И так же быстро лишается всех постов.

Этот период его деятельности, вплоть до добровольной отставки, образно говоря можно обозначить как «горячий стаж». Это период его «ставок на жизнь», когда он, благодаря поддержке не только уральцев, но и большинства активных россиян, начиная с 1989 г. не знал политических поражений, когда развитие драматических, а порой и трагических событий, потребовали от него максимальной концентрации собственных физических и моральных сил и, без преувеличения скажу, мужества и отваги, особенно в начале 90-х годов.

Нет необходимости перечислять эти события, они нам всем известны, мы свидетели, а иногда и участники происходящего в те годы.

Именно тогда проявляется его главное качество – четкое и твердое обозначение своей позиции по всем возникающим проблемам. Это качество не шло ему на пользу до 1987 г., когда он в Москве был лишен всех постов и, казалось бы, покинул политическую арену. Но не таков Ельцин, пока жив и способен действовать, вспомним плакаты и транспаранты: «Борис-борись!». Он абсолютно верно и чутко, партийная школа все - таки, умел держать «руку на пульсе» народа.

Кроме того, он обладал способностью и умел филигранно точно выявить и сплотить вокруг себя, пусть не всегда верных, но безусловно одаренных сторонников, хотя бы на короткий период. Некоторые могут назвать это манипулированием людьми. Это не так! Политика, в том числе кадровая, это искусство управления людьми, обществом и государством. Уж на этом за указанный период Ельцин «пуд соли съел». Вспомним, как Б.Немцов до перевода в Москву просил гарантий, что его не отстранят от должности в течение 2-х лет.

Казалось бы «кадровая чехарда» в правительстве тех времен свидетельствовала о некоторой растерянности Президента в экономической стратегии государства. Не соглашусь, просто предлагаемые его сторонниками варианты не срабатывали эффективно, поэтому приходили другие люди. При этом замечу, что со времен Петра 1 никому еще не удавалось в короткий срок находить хотя бы относительно эффективные кадровые и экономические решения. Ленин не в счет, т.к. пришел к власти нелегитимным путем. Думается, что только благодаря железной политической воле первого Президента Россия не рухнула в те годы. А предпосылок и злорадства как вне, так и внутри России было предостаточно.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ: не обязательно сам Президент России, но его кадры решили множество поставленных перед ним вопросов от рядовых граждан и организаций, копившихся годами и десятилетиями. После событий ГКЧП в 1991 г. автор этой статьи письменно обратился к Президенту России по служебному вопросу, не особо рассчитывая на успех. Через представителя Президента вопрос разрешился быстро, с эффективностью и перспективой как минимум на 15 лет.

РОССИЯ ВНОВЬ МОЛОДАЯ

Годы величайшего эмоционального напряжения, неимоверные физические перегрузки (противники Президента видели только казусы), всерьез подорвали здоровье Б.Ельцина.

К 2000-му году Президент реально понял, что не в силах уже эффективно управлять государством, объективно это подтверждалось в некоторых кадровых ошибках. Поэтому как мужественный и ответственный человек, ответственный за судьбу России, ушел в отставку.

Имеются все основания полагать, что передавая высшую власть, Президент России «завещал» В.Путину вновь организовать в рамках действующей Конституции, наряду с созданием партии парламентского большинства, централизованное управление государством, чтобы в центре и в регионах работали, занимались своим делом, а не словоблудием.

Теперь попробуем понять обоснованность такого управления через разбор терминов и характеристику действительного положения вещей.

Формально и вроде бы фактически в России парламентская республика, демократия – власть народа. Так называемая демократия 90-х годов прошлого века только благодаря мужественным усилиям и железной воле первого Президента России не ввергла Россию в хаос.

В нашей действительности мы видим, что: 1) общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще плохо, чем хорошо; 2) управляемые должны терпеть вмешательство власти (чиновников) в такие отношения, где в этом нет надобности; 3) соприкосновение с органами власти и управления редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинство гражданина, либо репутация организации. В своей совокупности эти признаки характеризуют такое государственное управление, как бюрократия, которая характеризуется как система управления, в которой РЕАЛЬНАЯ власть принадлежит чиновничеству.

Уже предвижу высокую вероятность, в связи с грядущим Законом «О полиции», заявлений внутри России и за рубежом о полицейском государстве. Кстати, иностранный термин «бюрократический» соответствует русскому слову «приказный». Это означает, что для чиновника, чтобы сохранить свою должность, легче исполнять приказ сверху, даже неправомерный, чем соблюдать Закон.

Только попав «в обойму» чиновник любого уровня чувствует свою исключительность и отчужденность от остального населения, с ним даже по телефону не соединят. Когда гражданин видит чиновника как представителя государства, который ставит себя на недосягаемую высоту, что уже само по себе оскорбляет достоинство, то и государство становится чуждым гражданину, если не враждебным. Это чувство ослабляет осознание того, что составляешь живую часть великого организма, способность и стремление к самопожертвованию, гордость за свое государство.

Бюрократия способна жить и процветать при любых формах правления, что имеет место и в России. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, поскольку ни один законодательный орган сам не управляет. При всем сказанном нельзя сделать вывод, что бюрократию следует искоренить, поскольку это плохо. Без нее фактически невозможно централизованно управлять государством.

Имеется еще одна тенденция к стремлению в участии управлением государством. Это олигархические притязания на власть и управление Россией. Здесь мы четко видим руку первого Президента России, зарвавшихся быстро ставят на место. Последующие президенты России последовательны в этих принципиальных вопросах. Жаль только, что их действия носят не системный, а точечный характер. Может пора подумать о налоговой и финансовой разверстке в их отношении, приступить к новой экономической политике. Думается, вряд ли это будет.

Итак, выводом из вышеизложенного будет: Россия движется по пути формирования жесткого централизованного управления государством. И ничего страшного в этом нет, эта наша традиционно российская форма правления, предусмотренная Конституцией РФ, как бы она не называлась. Достаточно нам примера одной из республик в центре России, когда чуть не образовался анклав.

Теперь мы можем попытаться угадать, о чем думал Б.Ельцин и к каким выводам пришел в последние годы руководства страной: не надо придумывать велосипед вновь. Просто не хватило здоровья и жизни, чтобы осуществить задуманное. Пожалуй никому еще из великих людей не удалось осуществить задуманное до конца, всегда не хватало жизни. Но ставка была сделана, лишь бы были достойные последователи!

ЭПИЛОГ: ВЕЛИКА РОССИЯ, ДА ОТСТУПАТЬ НЕКУДА…

С точки зрения обычного гражданина жизнь в наше время непроста и немало времени потребуется на реализацию долгосрочных планов для того, чтобы процветала Россия, каждый ее гражданин. Сейчас немало говорится о национальной идее. Однако, она не возникнет сама по себе, ее невозможно придумать. Задача государственного управления освободить людей от негативного отношения к власти, государственным людям, чтобы каждый из нас знал о реальных гарантиях защищенности их прав, где бы он не находился, что государство заботится о каждом из нас. Она будет решена, если уже к 100-летию первого Президента России каждый из нас с гордостью за свое государство будет осознавать всем существом: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»

Другого пути нет, последняя ставка…

ГРАЖДАНИН РОССИИ

30 ЯНВАРЯ 2011 г.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Ячкуринских Михаил Яковлевич
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы