Реформа адвокатуры и станет ли частнопрактикующий юрист адвокатом
Вопрос об обязанности перехода юристов – консультантов в адвокатуру на сегодняшний день, пожалуй, одна из животрепещущих и обсуждаемых тем среди частнопрактикующих юристов. Что будет с консалтинговыми компаниями, когда примут новый закон, что это за закон, в чем, собственно, заключается новая реформа и каковы этапы ее реализации? Кто выиграет от этого и нужно ли вообще вводить такие изменения. Дискуссий и споров на эту тему масса. Попробуем разобраться, что к чему.
Итак, Министерство юстиции РФ готовит реформу, в результате которой поменяются правила игры на юридическом рынке.
28 февраля 2011 года Министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе заседания коллегии Минюста по итогам 2010 года и задачам на 2011 год заявил, что после того, как набрала темп пенитенциарная реформа, настало время браться за реформу адвокатуры и нотариата.
Заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов дал следующие комментарии о грядущей реформе российской адвокатуры.
Необходимость реформы связана, прежде всего, с тем, что в России нет единой адвокатуры. Сейчас в нашей стране сфера квалифицированной юридической помощи раскололась на традиционную адвокатуру и консалтинг. При этом традиционная адвокатура, хотя в ней состоит большинство юристов, в денежном выражении зарабатывает, по разным оценкам, от 5% до 10% от всего рынка юридических услуг. Все остальное — в консалтинге, который находится за пределами действия закона об адвокатуре.
В связи с этим возникают следующие проблемы – теряется смысл статуса адвоката, а квалифицированная юридическая помощь находится за пределами государственного регулирования. Есть сотни тысяч людей, которые оказывают услуги по любым правилам. Сейчас консультировать может кто угодно, даже лицо не то что без юридического, вообще без образования. На рынке нет единых стандартов качества юридических услуг. Поэтому у нас часть людей, которые именуют себя юристами и оказывают так называемую юридическую помощь,— это коррупционные посредники, иногда просто мошенники.
В связи с этим возникает необходимость установить единый правовой режим на весь юридический рынок России.
Каким образом будет строиться единый рынок? Для этого следует определить, так называемый, стандарт качества юридических услуг. Любимов утверждает, что способов задать этот единый стандарт качества по большому счету два: либо объединить рынок под адвокатским статусом, либо создавать для консультантов отдельный «профсоюз» и приравнивать его уровень к адвокатскому.
Концепция реформы и ее основные положения уже выработаны. Стратегическая цель реформы — передача всего внешнего профессионального юридического консультирования адвокатам и их объединениям. Однако, грядущая реформа адвокатуры — это не поглощение адвокатурой горстки «отступников», как это пытаются представить некоторые адвокаты, а объединение двух равновеликих юридических корпораций в единую российскую адвокатуру. Государство должно гарантировать, что если клиент обратился к лицу, имеющему признанный статус адвоката, то он получит услугу определенного качества, не будет обманут и сможет привлечь консультанта к ответственности за некачественное оказание услуги.
Очевидно, что положения реформы приведут к огромным потрясениям на консультационном рынке. По этой причине ведутся серьезные разговоры о возможности предоставления консультантам определенной автономии. Один из путей — разделение единого адвокатского статуса на три, по виду юрисдикции: уголовный, гражданский и коммерческий. Соответственно будут отличаться и адвокатские экзамены, и члены экзаменационных комиссий, и доступ в определенные суды (общей юрисдикции, арбитраж). Планируется, что адвокат будет получать определенную лицензию (сертификат) по виду деятельности. Ограничений по количеству лицензий не предполагается, но выбрать «приоритетную» лицензию все-таки придется, определяющую в какой из трех коллегий адвокат хочет находиться, иметь право голоса. Адвокатские экзамены также должны быть специализированы по коллегиям.
Во избежание проблем, связанных с массовым приемом некоторых консультантов в адвокатуру (речь идет о высококвалифицированных специалистах, имеющих большой опыт и многолетнюю практику) есть предложение автоматически принять в адвокатуру тех юристов, кто сможет показать наличие определенного дохода от практики плюс профильный стаж как показатель профессионализма. Также существует точка зрения, что действующих адвокатов нужно заново переэкзаменовать по новой системе — в три коллегии. Придется серьезно работать с экзаменационной процедурой, делать ее максимально прозрачной, вводить возможность обжалования.
В какой последовательности будет проводиться реформа и сколько времени может занять?
Нынешняя реформа российской адвокатуры — одна из самых сложных, решения здесь принимаются очень нелегко. Предварительно можно выделить несколько этапов ее проведения.
Прежде всего, необходимо ликвидировать те технические барьеры и сложности, которые уже сейчас препятствуют приходу квалифицированных консультантов в адвокатуру. Это достаточно известные проблемы: невозможность структурировать адвокатскую деятельность в рамках приемлемой организационно-правовой формы; отсутствие в российском законодательстве об адвокатуре фигуры ассоциатора, то есть адвоката, нанятого другим адвокатом; некоторые технические аспекты бухгалтерского учета и налогообложения. Эти трудности препятствуют вхождению в адвокатуру тех консультантов, которые уже сейчас хотели бы стать адвокатами.
Вторым достаточно длительным по времени этапом является создание постепенных преимуществ адвокатского статуса. Было бы правильнее стимулировать приход консультантов в адвокатуру через льготы и привилегии, а не форсировать принудительное вхождение их в адвокатуру. Адвокатский статус должен к завершению второго этапа реформы укрепиться до той степени, когда большинству консультантов будет интересно и выгодно прийти в адвокатуру. Данная реформа нацелена на сохранение преимуществ консультантов, добавив к ним адвокатские привилегии – тайну, адвокатский запрос и так далее.
Одним из важных нововведений второго этапа должно стать установление адвокатской монополии на судебное представительство. Имеется в виду монополия адвоката по отношению к другим постоянным профессиональным представителям. Лица, которые являются представителями в соответствии с законом или уставными документами (например, руководители в отношении организаций или родители в отношении детей), должны сохранить право на судебное представительство. Но лица, представляющие клиента в судах профессионально, должны иметь адвокатский статус.
Третий этап — интеграция в адвокатуру тех консультантов, которые не являются адвокатами. Этот процесс должен происходить предельно корректно и безболезненно. Завершением реформы должно стать создание единой адвокатской корпорации с монопольным правом на оказание квалифицированной юридической помощи.
По мнению экспертов, конкретная реформа находится пока в стадии разработки. Вероятнее всего, ее окончательная реализация состоится в лучшем случае через несколько лет. Сейчас же реформа обсуждается в Федеральной палате адвокатов, с российскими и иностранными консультантами.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: