Некоторые проблемы размещения заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд в виде запроса котировок.
Некоторые проблемы размещения заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд в виде запроса котировок.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзакупках) показывает стремление законодателя к балансу как публичных (экономия бюджетных средств), так и частных (развитие конкуренции) интересов. Однако механизм реализации этих интересов не всегда позволяет их обеспечить, в первую очередь на нормативном уровне. Правоотношения в сфере государственного и муниципального заказа в настоящее время являются весьма проблемными. Практика госзакупок требует тщательного анализа ситуаций, не нашедших нормативную регламентацию, учитывая достаточно жесткую ответственность за нарушения требований законодательства о госзакупках. Несмотря на то что в это законодательство периодически вносятся изменения и в повестке дня парламентариев всегда лежит пакет законопроектов по корректировке отдельных его норм, на практике зачастую отдельные вопросы приходится решать исходя из общего смысла и направленности гражданского законодательства. К таким ситуациям можно отнести регулирование запроса котировок, который является одной из форм закупок, хотя более простой по процедуре, но достаточно сложной в силу "пробелов" регулирования. Следует проанализировать законодательство о госзакупках для определения сущности запроса котировок и выявления некоторых проблемных мест в его реализации на практике. Закон о госзакупках воспринял общие положения об обязательствах в части установления правил определения его назначения как процедуры государственного (муниципального) заказа, допуская его размещение либо путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, либо без проведения торгов путем запроса котировок (ст. 10 Закона о госзакупках).
Запрос котировок хотя и является одним из случаев размещения заказа без проведения торгов, однако процедура проведения регламентируется нормами Закона о госзакупках. Таким образом, законодательство предусматривает отдельные положения о форме и порядке проведения запроса котировок.
Запрос котировок по некоторым параметрам отвечает признакам открытых торгов: информация о проведении запроса котировок в соответствии с Законом о госзакупках размещается на интернет-сайте и обращена к неопределенному кругу лиц. Впрочем, открытые торги - это торги, аукционы, о которых широко оповещаются желающие в них участвовать и на которые свободно допускаются участники. Запрос - обращение потенциального покупателя, приобретателя товаров и услуг к их изготовителям и продавцам с просьбой сделать предложение о продаже. Запрос считается предварительным заказом на товары и услуги. Так к примеру, по мнению некоторых ученных, процедура запроса в гражданском законодательстве определяется как оферта, но со стороны заказчика. Действия участников запроса котировок в данном случае предполагают акцепт на предложение заказчика, что означает замену сторон преддоговорных отношений и обратный порядок их действий. В зарубежной практике запрос считается вызовом на оферту, предложением заключить договор купли-продажи. При этом запрос, содержащий обязательство купить товар, равносилен заказу. Заказ - это предложение покупателя, потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Размещение контракта предполагает его заключение (подписание) с таким лицом. Несмотря на простоту сущности правоотношений по процедурам запроса котировок и разъяснительную работу со стороны компетентных органов, возникает ряд проблем, связанных с регламентацией отдельных действий заказчика. Следует проанализировать возможные спорные моменты размещения запроса котировок. Заказчик формирует содержание котировочного запроса в соответствии с требованиями Закона о госзакупках. Согласно ст. 43 Закона запрос должен содержать: сведения о наименовании заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии); источник финансирования заказа; форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа; место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг; сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д. На практике возможна ситуация, когда есть необходимость корректировки запроса, информация о котором размещена в установленном порядке. Следует сказать, что Закон о госзакупках оставляет без регулирования вопрос об устранении ошибок в характеристике запрашиваемого товара, право на уточнение которого также не нашло отражение в нормах Закона. Судебные инстанции, в частности кассационные (арбитражные суды округов ФАС России), анализируя ст. 43 Закона о госзакупках в части содержания котировочного запроса, приходят к выводу об отсутствии у заказчика обязанности указывать в запросе характеристики работ или услуг, за исключением характеристик поставляемых товаров.
Подобные же выводы поддерживает в своих решениях и Высший Арбитражный Суд РФ (например, Определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 15326/07 по делу N А 03-15441/06-10). Таким образом, вопрос об указании в запросе котировок характеристики работ или услуг законодатель отдал на усмотрение заказчика, тогда как характеристика поставляемого товара имеет существенное значение. Следует также отметить, что наличие в документах о размещении заказа существенных недостатков (например, извещение о проведении запроса котировок не содержит форму котировочной заявки, указание на место доставки и срок оплаты товаров, а указание на товарные знаки не сопровождается словами "или эквивалент") является нарушением законодательства о госзакупках. Между тем однозначного мнения относительно возможности отмены запроса котировок заказчиком в практике нет. Закон о госзакупках допускает отмену запроса котировок по инициативе компетентных органов (управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), суда) . При этом речь идет о выдаче заказчику уполномоченным на осуществление контроля органом предписания об аннулировании торгов (п. 9 ст. 17 Закона о госзакупках). Аннулирование заказа определяется как его отмена. (Очевидно, что подобные действия со стороны заказчика означают признание недействительными заключенного ранее соглашения, принятых обязательств, а в случае проведения запроса котировок - отмену процедуры заказа.) Инициатива в таких действиях, как и их осуществление, принадлежит контролирующему органу. В свою очередь, например, представители Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, разъясняя положения Закона о госзакупках, полагают, что в соответствии с положением Закона о госзакупках отмена процедуры запроса котировок не предусмотрена. При формулировании такой позиции департамент руководствовался лишь буквальным содержанием нормативного акта, который прямо (текстуально) не определяет такое полномочие заказчика. Так к примеру, А.А.Кирилловых (Юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии) считает, что несмотря на то что Законом о госзакупках не предусмотрена подобная процедура, следует все же руководствоваться общими принципами гражданского законодательства, позволяющими в отсутствие прямого запрета осуществлять действия, продиктованные фактическими правоотношениями, диспозитивной направленностью гражданского закона, разумно и добросовестно, в пределах гражданских прав, что предполагает использование его общего смысла и начал. Поэтому в данной ситуации заказчик не может быть связан исключительно положениями (в которых данная ситуация не урегулирована) Закона о госзакупках, что позволяет вопрос об отмене запроса котировок в конкретной ситуации решить положительно. Таким образом можно сделать выводы о том, что внесение изменений в Федеральный закон N 94-ФЗ, касающиеся порядка отзыва и внесение изменений запроса котировок, является необходимым. Порядок внесения изменений в запросы котировок предлагается следующим образом:
-не позднее чем за 3 рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок, внести изменения в запросы котировок в случае обнаружения ошибки в поданной заказчиком документации, и продлить срок представления котировочных заявок сроком не меньше чем на пять рабочих дней, а при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, сроком не менее чем на три рабочих дня, с последующим, обязательным уведомлением в надлежащем порядке каждого из участников запроса котировок.
Так же предлагается внести следующие дополнения в закон о госзакупках:
• Обязать заказчика указывать в запросе характеристики работ или услуг
• Всю документация подаваемую участниками запечатать в конверт с печатью «не открывать до….»,те есть держать в тайне, до истечения срока представления котировочных заявок.
Учитывая острую потребность в надлежащем регулировании отношений в сфере государственного (муниципального) заказа, было бы полезно обеспечить опережающее "нормотворчество" Минэкономразвития России и ФАС России и материалы обобщенной практики указанных органов активно использовать для совершенствования законодательства о госзакупках.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: