Шлёнкина Снежанна Александровна
Шлёнкина С.А. Подписчиков: 4

Знак охраны авторства как средство предотвращения нарушений

5 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В современном информационном обществе на фоне закономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальной деятельности человека, все мы являемся свидетелями того, насколько возросла и качественно изменилась роль этой сферы.

Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет первостепенное значение не только для духовного развития человека и человечества, но и для социального и экономического состояния любого государства. Она является важной составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, (в первую очередь, вследствие слабой нормативно-правовой базы), ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит, и к ослаблению государства.

С расширением российской сети Интернет, развитием виртуальной коммерции и внесением кардинальных изменений в часть 4 Гражданского Кодекса РФ начались активные попытки представителей индустрии контента найти компромисс касательно этих вопросов.

Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений.

Одним из насущных вопросов этой сферы, затрудняющих темпы ее развития, также является сомнительная работоспособность норм авторского права и абсолютная незащищенность интеллектуальной собственности в нашей стране.

Действенных путей решения данной проблемы до настоящего времени найдено не было, хотя обсуждается этот вопрос не первый год, и каждый раз найти ответы становится всё труднее: слишком динамично развивается информационное общество, внося в реалии жизни свои поправки - нередко отличные от прописанных законодательством норм и правил.

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX века. Именно тогда было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор. Один из самых известных документов - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.).

Российское законодательство принципиально устанавливает «автоматическое» возникновение авторских прав с момента создания произведения. Согласно п. 4, ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав регистрации произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей не требуются. В отличие, например, от патентов или товарных знаков, когда правообладатель обязан осуществить государственную регистрацию права и понести определенные затраты по уплате государственных пошлин, чтобы исключительное право у него возникло и получило защиту.

Несмотря на то, что охрана возникает автоматически, для ее возникновения, необходимо выражение произведения в объективной форме, например, письменной, в форме изображения, звуко-или видеозаписи. Авторы произведений, таким образом, избавлены от необходимости осуществлять их государственную регистрацию. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав на практике затрудняет их защиту.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т. п. ) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения.

Знак Копирайт (от англ. copyright — авторское право) нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется понятие авторское право: сайт, книгу, статью, фотографию, перевод, компьютерную программу. Формат оповещения знаком был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году.

Значок Копирайта © важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего авторского произведения, который рекомендуется ставить на сайте, внизу в «подвале» страницы. Если требуется защита авторских прав в блогах или форумах, то после каждой записи в сокращенном формате © Имя автора (или псевдоним).

Нужно иметь в виду, что Копирайт условно защищает произведение автора, но не принцип, идею, концепцию, метод, процедуру, процесс. То есть у конкретного стихотворения может быть авторская защита, но право Копирайта не распространяется на жанр лирики, идеи или концепции. Использование же знака охраны авторских прав является правом, а не обязанностью правообладателя.

Положения о возможности использования знака охраны авторских прав появились в российском законодательстве вследствие традиции, заложенной нормами Всемирной конвенции об авторском праве.

Статья III Всемирной конвенции об авторском праве закрепляет так называемый "принцип соблюдения формальностей". Его суть заключается в следующем: если в соответствии с национальным законодательством какого-либо государства - участника Всемирной конвенции об авторском праве обязательным условием предоставления охраны произведению признается соблюдение каких-либо формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или опубликование экземпляров произведений на территории данного государства и т.д.), то в отношении любого произведения, которое впервые опубликовано за пределами территории такого государства, и автор которого не является гражданином такого государства, все требования о соблюдении формальностей должны считаться выполненными, если все экземпляры произведения, выпущенные с согласия автора или иного правообладателя, содержат знак с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет (опубликования) произведения, которые "должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется".

Приведенные положения Всемирной конвенции об авторском праве самым существенным образом отличаются от положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая предусматривает полную свободу от соблюдения каких-либо формальностей и обязательность предоставления охраны без осуществления какой-либо регистрации произведения, уведомления о сохранении авторских прав или соблюдения каких-либо иных формальных требований.

Предусмотренный Всемирной конвенцией об авторском праве принцип соблюдения формальностей представлял собой весьма существенное отступление от общепризнанного европейского подхода к обеспечению охраны авторских прав, обусловленное желанием учесть особенности предоставления авторско-правовой охраны в ряде стран, прежде всего в США. В настоящее время, поскольку подавляющее большинство стран мира присоединилось к Бернской конвенции, проставление знака охраны авторских прав по существу утратило какой-либо смысл. Охрана должна предоставляться независимо от наличия или отсутствия такого знака, который имеет теперь уже только информативное значение, указывая на то, что какое-либо лицо считает себя обладателем авторских прав на произведение, оформление его издания и т.д.

На практике при использовании знака охраны авторских прав часто допускаются ошибки и неточности, что приводит к путанице при определении обладателя прав и оформлении договорных отношений.

Особое внимание следует обратить на то, что процесс доказывания авторства опирается в основном на «презумпцию авторства» (статья 1257 Г.К РФ) и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства может быть опровергнута, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) бывает очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения.

Знак охраны авторского права имеет только информационное значение и свидетельствует только о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору. Старайтесь всегда ставить значок Копирайта на всех своих работах. Однако не ограничивайтесь только этим.

«Презумпция авторства» действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.

Следовательно, любое лицо, не являющееся автором произведения, для доказывания принадлежности ему исключительных или иных авторских прав (например права на получение вознаграждения в предусмотренных ГК РФ случаях), должно представить документы, подтверждающие переход к нему таких прав в силу положений договора или закона. Такими документами могут быть, в частности:

• договоры, заключенные с авторами и их правопреемниками. В этом случае формально требуются предоставление и проверка всей цепочки авторских договоров, подтверждающих факт перехода прав от авторов к последующим правопреемникам. Разумеется, на практике проверка всей цепочки договоров обычно не осуществляется, и стороны ограничиваются включением в договор соответствующих гарантий и дополнительных положений об ответственности в случае неправомерной передачи прав или неправомерного предоставления лицензии;

• свидетельства о праве на наследство;

• трудовые договоры, являющиеся в ряде случаев основанием для перехода к работодателям имущественных прав на произведения, созданные работниками, и т.д.

Таким образом, в любом случае при определении правообладателя следует ориентироваться не на содержание знака охраны авторского права на изданных экземплярах произведения, а на наличие необходимых для обладания авторскими правами договоров и содержащиеся в них условия.

Однако, когда дело доходит до судебного разбирательства, у вас на руках должно быть доказательство, что именно вы являетесь автором, а не кто-то иной. В авторском праве отсутствие официального подтверждения принадлежности прав автору может на практике затруднять их защиту. Ведь распечатать произведение и поставить на нем свои данные может, как вы понимаете, любой человек.

Доказать авторство можно, используя:

• объяснения сторон и третьих лиц;

• показания свидетелей;

• письменные и вещественные доказательства;

• аудиозаписи и видеозаписи;

• заключения экспертов (если речь идет о присвоении авторства).

Однако недостаточно доказать только факт авторства, нужно доказать приоритет – иными словами – кто вперед?

Способы предотвращения нарушения авторских прав.

Чтобы защитить авторские права и избежать их нарушения в дальнейшем, а также, чтобы при нарушении у вас было доказательство вашего авторства, необходимо заранее, еще до возможного нарушения, принять все необходимые и возможные меры.

1. Оповещение о принадлежащем автору исключительном авторском праве.

Для того чтобы все остальные знали, что данное произведение принадлежит вашему перу и, стало быть, оно защищается авторским правом, необходимо оповестить об этом общественность. Для этого нужно разместить знака охраны «copyright» (©) на каждом экземпляре произведения, свое имя или название произведения, дату первой публикации.

Также к способу оповещения относится размещение авторского блока (например, в интернете). Т.е. ваша задача – показать, что у произведения есть автор, он свои права знает и в случае их нарушения, намерен их защищать, а также возможно указать, в какой мере можно использовать ваше произведение (например, вы разрешаете копирование, но с обязательным указанием вашего авторства).

2. Технические способы защиты авторских прав.

Сюда относятся различные технологии, позволяющие контролировать доступ к произведению, предотвращать или ограничивать осуществление действий, которые не разрешены автором. Например, установка на фотографии водяного знака.

3. Доказательства авторства.

Для того, чтобы в будущем вы могли доказать свое авторство, вам необходимо заполучить доказательство того, что именно вы создали произведение, а также того, что вы создали это произведение раньше других, т.е. закрепить временной приоритет, ведь понятно, что раньше, чем вы создали произведение, у вас не могли его скопировать.

Для этого существуют следующие способы:

• сохранить все рабочие материалы, исходные версии вашего произведения и т.д., которые могут доказать ваши творческие муки;

• засвидетельствовать у нотариуса дату создания материала;

• депонирование произведения. Депонировать можно все, что напечатано на бумаге. Это своеобразная «регистрация» произведения;

• напечатать ваше произведение (если это статья – в журнале, газете, если это литературное произведение – издать);

• отправить себе по электронной (с сохранением на почтовом сервере) или обычной почте произведение.

Так, сущность авторского права заключается в охране формы произведения, потому что форма имеет приоритет в авторском праве. Из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которого его существование невозможно. А содержание, соответственно, состоит из объектов (произведений), субъектов (авторов и иных лиц) и их прав. Гражданско-правовая охрана авторских прав обеспечивается национальным и международным законодательством. Под охраной авторских прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов (произведений) авторского права и правомочий (прав) субъектов (авторов и иных лиц), с ними связанных. Способы защиты авторских прав полностью устанавливаются в национальном законодательстве.

Сколько проблем содержит в себе данная сфера, можно понять, только подробно изучив вопрос применения охраны и защиты авторских прав в России. Нарушения авторского права бывают совершенно различными: начиная от невыплаты вознаграждения автору и бездоговорного использования произведения, заканчивая откровенным плагиатом и даже "пиратством". Значимость данной темы определяется еще и тем, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, причиняемый государству от неуплаты налогов в аудио-и видеопиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного млрд долл. А в области книжного дела, по мнению специалистов, около 40% книг, продаваемых в России, переводится, издается и продается с нарушениями прав авторов и издателей. В итоге авторы и издатели, а вместе с ними и госбюджет, теряют миллиарды рублей. Возникает вопрос: что делать и какие шаги предпринять для борьбы с явными нарушениями авторских прав?

Как правило, причины неэффективного действия того или иного закона носят комплексный характер. Первый шаг уже сделан - в России практически создана законодательная база по охране авторских прав. Естественно, российское законодательство об авторском праве вряд ли можно назвать совершенным. Практически все отраслевые игроки с этим соглашаются, а Елена Сизова, руководитель аппарата Комитета Государственной думы РФ по культуре и вовсе подчеркнула первоочередную необходимость в создании «законодательства, посвященного не защите авторского права в Интернете, а самой Всемирной Сети», которое бы определило правовые взаимоотношения между объектами и субъектами виртуального мира. В то же время законодателем предпринимаются определенные прогрессивные попытки регулирования в данной области. Скажем честно, мало иметь хорошие законы — нужно ими пользоваться и умело применять.

Вторым шагом, который должен помогать развитию охраны и защиты авторских прав, являются государственные меры, направленные на создание правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов и исполнителей, а с другой - активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав. При этом имеется в виду непременное совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за деятельностью таких обществ. Однако исходя из практики, можно сделать вывод, что одними гражданскими санкциями, которые по силам РАО, нарушения в сфере авторского права искоренить нельзя. Необходимо усиление работы правоохранительных органов, а также Министерства культуры, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел России.

На стадии правоприменения огромную роль играет общее отношение граждан к закону, их отношение к конкретному законодательному акту и предусмотренным им правам и обязанностям. К сожалению, в нашей стране культура признания прав на интеллектуальную собственность только начинает складываться. А если говорить об Интернете, то в отношении Глобальной сети, скорее, бытует мнение, что все происходящее в ней в силу ее экстерриториальности и виртуальности не подпадает под действующее правовое регулирование. Именно подобное отношение к рассматриваемому вопросу является громоздким препятствием на пути становления защиты авторских прав в России. Поэтому устранение существующих препятствий также должно носить комплексный характер и осуществляться не только путем законодательного регулирования, но и путем повышения правового образования и правовой культуры граждан.

Наконец, для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку служителей Фемиды (юристов) в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.

В России регулирование интеллектуальной собственности относится, прежде всего, к области гражданского права. Правовой охраной пользуются как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и без него. Основное назначение этого знака - оповещение третьих лиц о том, что данное произведение охраняется, и о том, кто является правообладателем. Проставление знака охраны авторского права не является бесспорным доказательством принадлежности авторского права на данное произведение недобросовестным человеком, который поставил свой знак на чужом произведении.

Однако в правоприменительной практике нередко возникает проблема доказывания авторства и наличия иных авторских прав в отношении произведения, а иногда и просто информирования об обладателе прав на произведение. В связи с этим проставление знака охраны авторского права имеет весьма важное значение, хотя и не является обязательным.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы