Налог на имущество физических лиц
Установлен период, за который физические лица, своевременно не получившие уведомления по налогу на имущество, обязаны его уплатить.
Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ были внесены изменения в пункт 10 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», согласно которым ИФНС может направить налогоплательщику уведомления об уплате налога на имущество физических лиц только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления. Также установлена обязанность данных физических лиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений, о чем говорится в пункте 11 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1.
В том числе, следует отметить, что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год. Таким образом, если физическое лицо в 2010 году получит уведомление об уплате данного налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, такое уведомление можно проигнорировать. В соответствии со статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета.
Доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения признается отдельным объектом налогообложения.
С 2010 года решена проблема определения суммы налога на имущество, которое находится в общей собственности. Теперь, в соответствии с новым пунктом 7 статьи 2 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1, доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения будет признаваться отдельным объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Поэтому при расчете суммы налога на имущество, подлежащей уплате совладельцем, учитывалась инвентаризационная стоимость всей квартиры, а не доли отдельного собственника.
Министерство финансов России объясняло правомерность такого подхода тем, что ставка налога устанавливается по отношению к инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - коммунальной квартиры, доля же не является таким объектом (Письма от 16.09.2009 № 03-05-04-01/78, от 14.09.2009 № 03-05-06-01/190, от 14.09.2009 № 03-05-06-01/189). В связи с тем, что ставки налога на имущество повышаются в зависимости от величины стоимости объекта, то и рассчитанная на основании инвентаризационной стоимости всей квартиры сумма налога у долевого собственника получалась выше суммы, рассчитанной только со стоимости его доли.
В соответствии с внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ поправками инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли, согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1.
Что же касается инвентаризационной стоимости имущества, которое находится в общей совместной собственности нескольких лиц, то теперь она рассчитывается как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу его собственников. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1, налог обязан уплачивать каждый из собственников.
Хотелось бы также отметить, что согласно ранее действовавшему порядку налог на имущество, находящееся в общей совместной собственности нескольких лиц, могло перечислить одно из них по общей договоренности (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1).
Данные положения действуют с 1 января 2010 г., при этом их действие распространяется и на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ). Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2009 г. уплачивается по новым правилам.
Изменен порядок установления ставок налога.
Как известно, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах. При этом в редакции пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1, действующей до 1 января 2010 года, указывалось, что органы местного самоуправления могут определить различные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и по иным критериям, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 (например, в зависимости от вида помещения (жилое или нежилое), целей использования (личные или коммерческие) и т.п.).
С 1 января 2010 года ставки дифференцируются только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не могут.
Выводы:
1. ИФНС может направить налогоплательщику уведомления об уплате налога на имущество физических лиц только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 10 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
2. Доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения (п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
3. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
4. Налог на имущество, принадлежащее на праве общей совместной собственности нескольким физическим лицам, уплачивается каждым из собственников самостоятельно (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
5. Органы местного самоуправления могут установить дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц, исходя только из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).
Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков:
1. При реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров акциз уплачивается в полном объеме не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ).
2. Для признания материальными расходов на приобретение электронно-вычислительной техники организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, определяют размер доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов, а также уровень среднесписочной численности работников по итогам отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 259 НК РФ).
3. Организация, выплачивающая дивиденды, при определении суммы налога для удержания из доходов конкретного получателя дивидендов рассчитывает показатель «д» как общую сумму дивидендов, распределяемую в пользу всех получателей независимо от того, являются они плательщиками налога на прибыль и НДФЛ или нет (абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ).
4. Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, признаются плательщиками транспортного налога и налога на имущество организаций в отношении соответственно транспорта и имущества, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения (пп. 6 п. 2 ст. 358, пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).
5. Предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от факта их использования по назначению (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ).
6. Организации, в собственности которых находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов (п. 15 ст. 396 НК РФ).
7. Все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, независимо от отнесения таких выплат на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
8. Облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск (пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
9. Не освобождены от уплаты страховых взносов плательщики, производящие выплаты инвалидам, а также общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Однако для них установлены пониженные тарифы взносов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
10. Если материальная помощь, оказываемая работодателем своему работнику, составит более 4000 руб., то сумма превышения должна облагаться страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
11. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем при рождении (усыновлении или удочерении) детей (не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка (пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
12. Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Стоимость страхового года увеличена (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
13. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты по начисленным и уплаченным взносам четыре раза в год по итогам каждого квартала: в ПФР - до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно, а в ФСС РФ - до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
14. Страхователь обязан подать в ПФР сведения о застрахованных лицах за 2010 г. два раза - до 1 августа 2010 г. и до 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
15. Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный КБК (п. п. 1, 3 ч. 5, п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
16. Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
17. Истечение сроков на взыскание недоимки по взносам (штрафам, пеням) не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 820).
18. Срок непредставления расчета исчисляется в календарных днях, а не в рабочих (ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
19. За представление расчета с нулевой суммой после 180 календарных дней от установленного срока предусмотрен минимальный штраф 1000 руб. (ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
20. Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
21. Более чем в два раза увеличены размеры почти всех видов госпошлины (ст. ст. 333.19, 333.21, 333.26, 333.28, 333.30, 333.33 НК РФ).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: