Принять или не принять наследство -вот в чем вопрос
Если Вы стали наследником, то Вам необходимо принять наследство, то есть, надлежащим образом юридически закрепить свои права и оформить переход права собственности от наследодателя к себе.
ПРИНЯТЬ ИЛИ НЕ ПРИНЯТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Если Вы стали наследником, то Вам необходимо принять наследство, то есть, надлежащим образом юридически закрепить свои права и оформить переход права собственности от наследодателя к себе.
Как подать на оформление наследства и с чего начать, знают многие: это первый визит к нотариусу и подача заявления о принятии наследства. После этого нотариус даёт список документов, необходимых Вам для принятия наследства.
Вот здесь и начинаются первые проблемы принятия наследства: поход во множество инстанций, бумажная волокита, очереди, ограниченный временной фактор.
Иногда требуется оформить несколько десятков документов, сбор которых занимает от 3-х до 6-ти месяцев Вашей жизни.
Вообще, механизм принятия наследства может поставить в тупик практически каждого юридически "неподкованного" человека.
И проблема не только в сложном законодательном регулировании, но и в запутанной практике применения закона.
Вот почему, многие люди не хотят самостоятельно заниматься оформлением своего наследства и не хотят тратить на его оформление время своей жизни, а дорожат своим комфортом и доверяют ведение своих дел специалистам в этой отрасли права, которые грамотно и в наикратчайшие сроки проделывают за них всю кропотливую работу по оформлению наследства.
То есть они тратят время только на оформление доверенности на ведение своих дел и получают готовый результат, сохраняя при этом привычный образ жизни, свое спокойствие и как это ни странно - деньги.
Если Вы себя относите к таким людям, возможно Вам пригодятся наши услуги по оформлению наследства.
Но если Вы все же хотите самостоятельно вести все свои дела, то Вам может пригодиться информация, размещенная данном блоге, которая раскрывает некоторые нюансы оформления наследства, а также те секреты, о которых, возможно, Вам никогда не скажет нотариус.
Итак...
С чего же начать, когда вы узнали, что стали наследником?
Многие скажут, что бежать к нотариусу и подавать заявление о принятии наследства.
Но, на мой взгляд, сначала необходимо определиться - принимаете Вы это наследство или нет.
Почему?
Потому что, если Вы принимаете наследство, то Вы принимаете не только имущество наследодателя (недвижимость, автомобили, золото и бриллианты, акции, коммерческие предприятия, бизнес, ценные предметы) или его имущественные права, но и его долги. И если долги наследодателя (то есть человека, оставившего Вам наследство) превышают стоимость наследства или равны ей, то, как говорят в народе, "овчинка не стоит выделки".
Думаю, что решение этого вопроса сегодня актуально как никогда. Поскольку многое имущество и имущественные права граждан Украины являются предметом залога в банках по кредитным договорам. И стоимость этого имущества может быть во много раз ниже, чем сумма, которую нужно вернуть банку по кредиту, который взял наследодатель.
Особенно это важно, если наследодатель не застраховал свою жизнь на сумму выданного ему кредита или срок оплаченной страховки закончился.
Определиться с этим вопросом необходимо и тогда, когда расходы на оформление наследства равны или превышают стоимость самого наследства. Например, если Вам в наследство остался автомобиль Москвич 1960 года выпуска.
Почему?
Потому что для его оформления Вам понадобится сделать оценку его стоимости, стоимость которой на сегодняшний день в Днепропетровске колеблется от 250 до 750 гривен, оплатить госпошлины, услуги технического характера, стоимость нотариальных бланков и другие расходы в связи с нотариальным оформлением этого автомобиля. А затем, Вам необходимо будет снять этот автомобиль с регистрации в ГАИ и снова зарегистрировать его, но уже на себя. И это "удовольствие" может Вам обойтись примерно в 2500,00 - 3500 гривен. Я уже молчу о потраченном на это времени.
А теперь подумайте, - оно Вам надо?
Если Вы ответили на этот вопрос - НЕТ - то похода к нотариусу Вам все равно не избежать.
А вот теперь необходимо определиться к какому нотариусу Вам идти. То есть Вы должны определиться с местом открытия наследства.
Если Ваш наследодатель умер до 1 июля 2009 года, то с вопросами о принятии наследства или об отказе от него Вам необходимо обращаться в государственную нотариальную контору.
В какую?
Все очень просто.
Независимо от того отказываетесь ли Вы от наследства или принимаете его (по закону или по завещанию) Вы должны обратиться в государственную нотариальную контору по последнему месту жительства наследодателя, а если оно не известно, то в государственную нотариальную контору по местонахождению недвижимого имущества наследодателя или основной его части, а при отсутствии недвижимого имущества - местонахождение основной части движимого имущества наследодателя.
Уже запутались?
Объясню на пальцах.
Например, последнее место жительства моего отца было зарегистрировано по ул. Писаржевского в городе Днепропетровске, то есть в Жовтневом районе города Днепропетровска. Значит я должна обратиться в Первую государственную нотариальную контору города Днепропетровска, которая обслуживает Жовтневый район нашего города.
Если же Ваш наследодатель умер 1 июля 2009 года или позже, то у Вас появляется выбор. Вы можете обратиться или в государственную нотариальную контору по последнему месту жительства Вашего наследодателя или к частному нотариусу.
Чтобы сделать правильный выбор в этом вопросе, необходимо знать - какие расходы Вы понесете, оформляя наследство в государственной нотариальной конторе, а какие у частного нотариуса. И это третий Важный момент с которым Вы должны определиться, прежде чем идти к нотариусу. Потому что во всем остальном полномочия и компетенция частного нотариуса, начиная с 1 июля 2009 года, приравнена к полномочиям и компетенции государственного нотариуса.
За совершение нотариальных действий, связанных с оформлением Вашего наследства или отказом от него, как у государственного, так и у частного нотариуса, оплачивается госпошлина в соответствии со ставками, установленными законодательством, а также оплачиваются дополнительные услуги правового и технического характера.
В плату за оформление наследства будут входить расходы, связанные с заведением наследственного дела (независимо от того - принимаете ли Вы наследство или нет), заявлений о принятии наследства (или об отказе от него), изготовлением различных необходимых запросов в банки, бюро технической инвентаризации и т.д., а также расходы, связанные с обращениями в электронный Наследственный реестр, выдачей самого свидетельства о праве на наследство.
Стоимость оформления наследства зависит от конкретной ситуации, количества наследников, объема и характера имущества, а также других факторов, относящихся к наследственному делу.
Исходя из этого, стоимость оформления наследства каждый нотариус (как государственный, так и частный) будет определять сам в каждом конкретном случае.
Более подробно об этом рассказывается в следующей статье, а также в написанных мною книгах и практических руководствах.
Итак, Вы определились с предыдущими вопросами и решили идти к нотариусу.
Думаю, что не лишним будет напомнить еще раз о том, что независимо от того, принимаете ли Вы наследство или отказываетесь от него, необходимо подать нотариусу соответствующее заявление, причем в довольно сжатые сроки - в течение 6 месяцев со дня смерти человека, оставившего вам наследство.
О том, как правильно определить эти сроки и всех нюансах в связи с этим, посвящена отдельная статья, размещенная в данном блоге, а также в написанных мною книгах и практических руководствах.
Вместе с заявлением о принятии наследства, Вы, как наследник, должны предоставить нотариусу, следующие документы:
1. Документ, подтверждающий факт смерти человека, оставившего Вам наследство. Такими документами являются: свидетельство о смерти наследодателя, или решение суда о признании его умершим, или копия актовой записи о смерти наследодателя и полное извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан относительно актовой записи о смерти.
2. Документ, подтверждающий Ваши родственные связи с наследодателем и Ваше право на наследование. Это может быть, например, свидетельство о браке или свидетельство о рождении. Или завещание (если оно есть)
3. Документ, подтверждающий место жительство наследодателя. Обычно таким документом является справка из ЖЭКа (ЖСК), или выписка из домовой книги, справка из адресного стола;
4. Документ, подтверждающий право собственности наследодателя на наследуемое имущество.
5. желательно копию паспорта и копию справки о присвоении индивидуального налогового номера наследодателя.
6. Конечно же, свой паспорт и свою справку о присвоении индивидуального налогового номера.
Нотариус, при необходимости, может требовать дополнительные документы.
Если же Вы решили отказаться от принятия наследства, то вместе с заявлением об отказе, Вы должны будете предоставить нотариусу:
1. Документ, подтверждающий факт смерти человека, оставившего Вам наследство
2. Документ, подтверждающий Ваши родственные связи с наследодателем. Это может быть, например, свидетельство о браке или свидетельство о рождении.
3. Документ, подтверждающий Ваши родственные связи с наследодателем и Ваше право на наследование. Это может быть, например, свидетельство о браке или свидетельство о рождении. Или завещание (если оно есть).
4. Документ, подтверждающий место жительство наследодателя. Обычно таким документом является справка из ЖЭКа (ЖСК), или выписка из домовой книги, справка из адресного стола;
5. Конечно же, свой паспорт и свою справку о присвоении индивидуального налогового номера.
ВАЖНО!
Если Вы проживали совместно с наследодателем и своевременно, то есть в течении 6 месяцев со дня его смерти, не подали письменного заявления об отказе от наследства, то значит Вы приняли это наследство по факту. То есть Вы будете нести ответственность по долгам наследодателя.
Что делать тем, кто пропустил срок принятия наследства?
Подать в суд заявление о восстановлении пропущенного срока. Но с таким заявлением обращаться в суд можно только в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска, по которым вы не приняли наследство, отпали. А это значит, что если наследник знал о том, что наследодатель умер, и у наследника отсутствуют уважительные причины, по которым он пропустил 6-ти месячный срок принятия наследства, то суд, вероятнее всего, не удовлетворит его требования. Если же, наоборот, наследник сможет доказать, что пропустил срок принятия наследства по уважительной причине (например, лежал в больнице или был в командировке и он не знал о том, что наследодатель умер), а другие наследники уже получили свидетельство о праве на наследство, то суд может вынести решение не только о восстановлении пропущенного им срока, но и признает свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом другим наследникам, частично недействительным.
Если наследник не подал вовремя заявление нотариусу о принятии наследства, НО:
1. Владеет и управляет наследственным имуществом;
2. Оплатил долги наследодателя или получил денежные средства от других лиц, причитавшиеся наследодателю;
3. За свой счет несет расходы по содержанию наследственного имущества;
4. Принял меры по сохранению и защите наследственного имущества от посягательств 3-х лиц,
то считается, что наследник принял наследство фактически (пока не доказано обратное). В таком случае, помимо тех документов, которые я перечислила выше, ему необходимо будет предоставить нотариусу документ, подтверждающий фактическое принятие наследства. Это может быть справка из паспортного стола или сельского совета о том, что наследник проживал на день смерти вместе с наследодателем в принадлежащем последнему недвижимом имуществе (доме или квартире) или справка о том, что наследник фактически принял наследство в виду того, что обеспечил сохранность наследственного имущества.
Но это еще не все! Да, вы приняли наследство, но для того, чтобы вы стали полноправным владельцем наследственного имущества и могли им распоряжаться, необходимо получить свидетельство о праве на наследство (второй этап). Это можно сделать в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства (со дня смерти наследодателя), предоставив еще ряд документов нотариусу.
Итак,
- для оформления наследства на недвижимое имущество (дом, землю, квартиру, садовый или дачный домик) необходимо предоставить следующие документы:
1. Документы, подтверждающие права собственности наследодателя на земельный участок и жилой дом: свидетельство о праве на наследство; договор купли-продажи, мены или дарения; свидетельство о праве собственности и др.).
2. Извлечение из государственного Реестра прав собственности для оформления наследства с указанием доли наследодателя и с номинальной оценкой недвижимого имущества, а на местностях, где инвентаризация не проводилась, - справку соответствующего органа местного самоуправления.
3. Если изменен адрес - справку об упорядочении адресного хозяйства.
4. Государственный акт с присвоенным кадастровым номером на земельный участок.
5. Нормативно-денежную оценку земельного.
6. Выписку из Единого государственного реестре об отсутствии арестов и запретов.
Если в состав наследственного имущества входит имущество, подлежащее специальной регистрации (автомобили, мотоциклы, моторные лодки), требуются следующие документы:
1. Документ о принадлежности такого имущества наследодателю (технический паспорт, судовое свидетельство и др.).
2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
3. Документ об оценке стоимости транспортного средства (выданный организацией, имеющей право оценивать имущество, например независимый оценщик).
ВАЖНО!
Если наследодателем было осуществлено самовольное строительство (ч. 1 ст. 376 ГК Украины), к наследникам переходит право собственности не на построенный объект недвижимости, а на строительные материалы, оборудование и тому подобное, использованные в процессе этого строительства.
Нотариусу должны предоставляться оригиналы документов и их копии. Документы, перечисленные выше, имеют СВОИ СРОКИ ДЕЙСТВИЯ. Например, Извлечение из государственного Реестра прав собственности для оформления наследства с указанием доли наследодателя и с номинальной оценкой недвижимого имущества - действительно в течение 3-х месяцев, исчисляемых с даты его выдачи. А Выписка из Единого государственного реестре об отсутствии арестов и запретов действительна всего 1 день!
Свидетельство о праве на наследство будет являться документом-основанием для государственной регистрации права собственности наследника на имущество. Это третий и последний этап. Для этого вам нужно будет предоставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в настоящее время это БТИ) пакет документов, который вам выдаст нотариус, оплатить госпошлину, заполнить заявление и, через 30 дней вы получите свидетельство о Государственной регистрации права собственности.