Какие документы нужны для оформления наследства в Украине гражданину России?
При выдаче гражданину России свидетельства о праве на наследство в Украине нотариус обязательно проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие оснований для призвания к наследованию, если имеет место наследование по закону, принятие наследником наследства в соответствии с предусмотренным в законодательстве порядком, состав наследственного имущества. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами. Количество и характер необходимых документов зависит от вида наследования, состава наследства и других факторов.
Для оформления наследства государственному или частному нотариусу необходимо предоставить документы, подтверждающие:
-смерть наследодателя (свидетельство о смерти или решение суда о признании лица умершим, или копию актовой записи о смерти наследодателя и полное извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан относительно актовой записи о смерти).
-наличие отношений с наследодателем, дающих прав на наследование (завещание - в том случае, если наследование происходит по завещанию) паспорт наследника, свидетельство о браке, если наследует переживший супруг, свидетельство о рождении, если наследуют дети или родители умершего);
-документы о составе наследственного имущества (правоустанавливающие документы на недвижимое имущество – свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество);
-документы о стоимости наследуемого имущества - заключение независимого эксперта;
-справку о составе семьи на дату смерти наследодателя (из ЖЕКа - если это много этажный дом, из ЖСК - если это кооперативная квартира, из квартального комитета-если это частный дом);
-Извлечение из реестра прав собственности на недвижимое имущество,
-желательно копию паспорта и копию справку о присвоении индивидуального налогового номера наследодателя;
-справку о присвоении в Украине индивидуального налогового номера наследнику - гражданину России;
Нотариус, при необходимости, может требовать дополнительные документы.
Свидетельства о смерти на территории Украины выдаются отделами регистрации актов гражданского состояния соответствующих главных управлений юстиции, районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных управлений юстиции, исполнительными органами сельских, поселковых, городских (кроме городов областного значения) советов.
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств на удостоверение актов гражданского состояния, осуществленных за пределами Украины по законам соответствующих государств относительно граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, являются действительными в Украине при условии их легализации, если другое не предусмотрено законом, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых, дана Верховной Радой Украины. Документы, выданные на территории России в легализации не нуждаются, но их необходимо перевести на украинский язык и завершить подпись переводчика нотариально. Быстрее, надежнее и дешевле это сделать в Украине в месте оформления наследства.
Регистрация смерти осуществляется в органах регистрации актов гражданского состояния по последнему месту жительством умершего, по месту наступления смерти или выявления трупа, или по месту захоронения.
Смерть лица, умершего в дороге (в поезде, в самолете но др.), может быть зарегистрирована в ближайшем органе регистрации актов гражданского состояния.
Регистрация смерти лица, объявленного судом умершим, а также факта смерти, установленного в судебном порядке, осуществляется отделами регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя.
Регистрация смерти лиц, которые умерли в следственных изоляторах или учреждениях исполнения наказаний, в которых эти лица содержались или отбывали наказание, осуществляется отделами регистрации актов гражданского состояния по последнему местожительству до взятия под стражу или осуждения лиц или по местонахождению учреждения.
В случае невозможности предъявления наследниками свидетельства о смерти наследодателя, нотариус имеет право истребовать от органа регистрации актов гражданского состояния копию актовой записи о смерти наследодателя и полное извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан относительно актовой записи о смерти.
Если в состав наследства входит недвижимое имущество, то для подтверждения его наличия, места его нахождения и стоимости нотариусу необходимо предоставить соответствующие документы.
Наличие и местонахождение жилого дома, квартиры, садового дома, гаража, других зданий и сооружений может быть подтверждено, в частности, одним из таких документов или их дубликатов:
Ø нотариально удостоверенным договором покупки-продажи, пожертвования, пожизненного содержания (ухода), ренты, дарения, мены;
Ø наследственным договором;
Ø свидетельством о приобретении имущества на публичных торгах (аукционах);
Ø свидетельством о приобретении имущества на публичных торгах (аукционах), если публичные торги (аукционы) не состоялись;
Ø свидетельством о праве собственности на объекты недвижимого имущества;
Ø свидетельством о праве на наследство;
Ø свидетельством о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
Ø договором о разделе имущества;
Ø договором о прекращении права на содержание при условии приобретения права на недвижимое имущество;
Ø договором о прекращении права на алименты для ребенка в связи с передачей права собственности на недвижимое имущество;
Ø ипотечным договором, который содержит предостережение об удовлетворении требований ипотекодержателя, заключенным после вступления в силу Закона Украины "О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства", или договором об удовлетворении требований ипотекодержателя, которыми предусмотрена передача ипотекодержателю права собственности на предмет ипотеки;
Ø решением суда;
Ø договором купли-продажи, зарегистрированным на бирже, при условии регистрации права собственности в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Если в состав наследственного имущества входит недвижимое имущество, которое подлежит регистрации (за исключением земельного участка), нотариус требует, кроме правоустанавливающего документа, извлечение из Реестра прав собственности о регистрации права собственности, а на местностях, где инвентаризация не проводилась, - справку соответствующего органа местного самоуправления.
Также для выдачи свидетельства о праве на наследство на указанное недвижимое имущество необходимы извлечение из Реестра прав собственности на оформление наследства, в котором будет указана стоимость недвижимого имущества и доля, принадлежащая наследодателю, справка об отсутствии запрещений отчуждения или арестов на эту недвижимость.
В случае наличия запрещения отчуждения нотариус сообщает кредитору о том, что наследникам должника выдано свидетельство о праве на наследство.
Если на упомянутое выше имущество наложен арест судебными или следственными органами, выдача свидетельства о праве на наследство задерживается до снятия ареста.
Право собственности на земельный участок физических лиц удостоверяется государственным актом, а на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения ее пределов, целевого назначения, также соответствующим договором или свидетельством о праве на наследство.
Право собственности на земельную долю (пай) физических лиц, эвакуированных из зоны отчуждения, отселенных из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также физические лица, которые самостоятельно переселились из территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеров из их числа, проживающих в сельской местности, может быть подтверждено трудовой книжкой члена коллективного или другого сельскохозяйственного предприятия или нотариально засвидетельствованной выдержкой из нее при наличии в ней соответствующей записи.
Доказательством факта эвакуации физических лиц из зоны отчуждения, отселения или их самостоятельного переселения и членства в коллективном или другом сельскохозяйственном предприятии есть справки, выданные областными государственными администрациями по месту эвакуации отселения или самостоятельного переселения об их:
Ø эвакуации, отселении или самостоятельном переселении с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
Ø членстве в коллективном или другом сельскохозяйственном предприятии, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Если в состав наследственного имущества входит имущество, подлежащее специальной регистрации (автомобили, мотоциклы, моторные лодки), требуются следующие документы:
1. Документ о принадлежности такого имущества наследодателю (технический паспорт, судовое свидетельство и др.).
2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
3. Документ об оценке стоимости транспортного средства (выданный организацией, имеющей право оценивать имущество, например независимый оценщик).
Если наследодателем было осуществлено самовольное строительство (ч. 1 ст. 376 ГК Украины), к наследникам переходит право собственности на строительные материалы, оборудование и тому подобное, использованные в процессе этого строительства, а не на построенный объект недвижимости.