Маркин Михаил Николаевич
Маркин М.Н. Подписчиков: 94

Интернет-цензура: миф или реальность?

1 дочитывание
0 комментариев

ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В последнее время всё больше правоведов озабочены появлением и развитием в России так называемой «интернет-цензуры», то есть внедрением комплекса технических средств и мер, направленных на ограничение доступа пользователей российского сегмента сети Интернет к информации.

Так, еще в 2007 году Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года на Федеральную регистрационную службу (ныне – на Министерство юстиции РФ) была возложена обязанность ведения списка экстремистских материалов, доступ к которым запрещён на всей территории Российской Федерации. Признание материалов (то есть любых сведений, вне зависимости от способа её представления) экстремистскими осуществляется судом. Запрет на распространение подобных сведений устанавливается в ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». При этом, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, внесённых в вышеуказанный Список (ст. 20.29 КоАП РФ).

В настоящее время Список пополняется и на момент написания этой статьи (07 ноября 2012 года) содержит 1480 записей. Список содержит как указание на материалы, размещённые в сети Интернет, так и на материальных носителях (в том числе и на бумажных). Надо сказать, что Список сам по себе выполняет не только функцию изобличения уже созданных (и распространённых) материалов, но выступает также и критерием «законности» вновь создаваемых информационных материалов.

То есть, механическое копирование текста документа, признанного экстремистским материалом и внесённого в Список, будет образовывать (с точки зрения прокурора, как лица, уполномоченного возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 20.29 КоАП РФ) объективную сторону административного правонарушения. При этом, в Списке, как правило, указывается название конкретного документа (или литературного, музыкального произведения) и автор этого документа. Однако, в Списке можно встретить и пункты довольно неопределённого содержания, например пункт № 600.

В пункте под номером 600 экстремистским материалом признан CD-диск бело-желтого цвета с названием «РОНС Русский общенациональный союз» и с надписью «информационный медиа-журнал, выпуск № 2» (решение Ленинского районного суда г. Владимира от 15.03.2010).

Синтаксическая конструкция этого пункта позволяет определить каждый CD-диск бело-желтого цвета, существующий в мире, как экстремистский материал, если на этот диск нанесена надпись «информационный медиа-журнал, выпуск № 2» и название «РОНС Русский общенациональный союз». При этом на самом диске может не быть никакой информации вообще. В таком случае не понятно, что же является собственно экстремистским материалом – оптический диск определённого цвета, надпись на диске или всё-таки информация, содержащаяся на нём и считываемая с этого диска приводом компьютера? О содержимом этого диска в пункте № 600 не сказано ни слова. Чтобы узнать содержимое диска, придётся отправляться в архив Ленинского районного суда города Владимира и знакомится с материалами дела, по которому вынесено такое решение.

Таким образом, пункт № 600 Списка не несёт сам по себе никакой ни смысловой ни юридической нагрузки. В то же время, если взглянуть на диспозицию статьи 20.29 КоАП РФ, мы можем предположить, что возбуждение дела об административном правонарушении происходит по формальным основаниям (внешним признакам правонарушения), а именно, сам факт массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов уже является поводом к возбуждению дела.

Пункт № 600 и сотни подобных ему пунктов в Списке создают неопределённость повода для возбуждения дела об административном правонарушении, а впоследствии и уголовного дела по статье 282 УК РФ. Из истории нам известно, что неопределённость и широта толкования карательных норм закона всегда рождает произвол (см. практику применения ст. 58 УК РСФСР в редакции 1926 года).

Кроме того, изучение Списка позволяет сделать вывод о том, что вынесение решения суда о признании материала экстремистским и о запрете доступа к такому материалу не обязательно для исполнения сотрудниками органов исполнительной власти.

Так, например, в пункте № 985 Списка утверждается, что Сайт «Кавказ-Центр» (www.kavkazcenter.com), его зеркала: kavkaz.tv, kavkaznews.com, kavkaz.org.uk, kavkazcenter.com, kavkazcenter.net, kavkazcenter.info, признаны решением Никулинского районного суда г. Москвы от 12.09.2011 экстремистским материалом. При этом предполагается, что доступ к указанному сайту должен быть запрещён на всей территории Российской Федерации. То есть, ни один человек, использующий доступ в Интернет в России не должен попадать на этот сайт.

Из решения Никулинского районного суда г. Москвы от 12.09.2011 года можно сделать вывод о том, что весь Сайт «Кавказ-Центр», все существующие на нём материалы и все вновь появляющиеся являются экстремистскими.

Однако под номером 1063 в Списке указывается статья «Идель-Урал. Воззвание к мусульманам Идель-Урала», расположенная по электронному адресу информационно-телекоммуникационной сети Интернет Подробнее ➤ согласно решению Кировского районного суда г. Уфы от 17.11.2011.

Мы видим, что, как минимум, с момента вынесения решения Никулинского районного суда г. Москвы от 12.09.2011 года до момента вынесения решения Кировского районного суда г. Уфы от 17.11.2011 доступ к сайту «Кавказ-Центр» не был полностью закрыт на всей территории Российской Федерации для всех людей, находящихся на этой территории. В противном случае, суд не смог бы узнать о наличии на указанном сайте статьи «Идель-Урал. Воззвание к мусульманам Идель-Урала». Кроме того, остался не выясненным мотив, по которому Кировский районный суд г. Уфы решил особо выделить одну статью на уже признанном экстремистским сайте.

Бесполезность, если не бессмысленность ведения Списка экстремистских материалов в том формате, в котором он ведётся, обнаруживается в пункте № 1254.

Ниже приведём его полностью.

«1254. Видеоролик «Русский очнись! Против тебя идет война», размещенный 26.02.2010 г. Евглевским А.С. на интернет-сайте социальной сети «Вконтакте», имеющий электронный адрес http://vkontakte.ru (решение Промышленного районного суда города Курска от 22.03.2012)».

Как видно из этого пункта Списка весь сайт «Вконтакте», расположенный по адресу http://vkontakte.ru должен быть признан экстремистским материалом, так как адрес конкретного видеоролика на сайте социальной сети имеет вид: «http://vkontakte.tu/video_ext.php =1».

В данном же пункте указан лишь общий адрес сайта, что говорит о невозможности идентифицировать конкретный видеоролик и конкретного автора этого ролика.

С 01 ноября 2012 года введён в эксплуатацию «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии с требованиями ст. 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В Реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.

Основаниями для включения в реестр сведений об информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет": а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Следует отметить, что все вышеуказанные ограничения, установленные Федеральным законом об информации и комплекс технических мер, предпринятых органами государственной власти с целью ограничения доступа к информации, распространение которой запрещено, вызвали довольно бурную реакцию общественности. Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет», внёсший изменения в том числе и в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 151), породил волну протеста русскоязычных пользователей Всемирной сети.

10 июля 2012 года на одни сутки была прекращена работа русскоязычного раздела сайта «Википедия», по решению, принятому на голосовании большинством её сообщества, путём скрытия содержимого всех страниц, а также размещение на главной странице проекта информационного баннера в течение следующего дня (11 июля), в знак протеста против рассматривавшихся в Государственной думе России поправок к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также для привлечения внимания к законопроекту № 89417-6.

Стоит ли говорить о мгновенно появившихся бесчисленных публикациях о введении «цензуры» в сети Интернет и так далее.

Вместе с тем, когда все изменения, касающиеся так называемой «цензуры» вступили в силу, пришло время понять – действительно ли ограничивают предпринятые государством меры доступ к «запрещённой информации»?

Ответ один – фактически никаких (!) ограничений на распространение какой бы то ни было информации в сети Интернет до сих пор нет, и никаким законом эти ограничения реально не введены. То есть все принятые в 2002 – 2012 годах законы в области ограничения доступа к информации, размещённой во Всемирной сети никак отношения между распространителями и пользователями информации не изменили. Это тезис.

Поскольку каждый тезис должен быть доказан, то докажем и последний.

Коль скоро государство в законах провозглашает запрет на распространение той или иной информации, оно должно этот запрет обеспечить. И обеспечить не только карательными мерами (мерами административной и уголовной ответственности), но и мерами превентивными.

Одной из главных превентивных мер является ведение списков запрещённых к распространению в сети Интернет материалов, и предписание организациям, предоставляющим доступ в Интернет, блокировать доступ пользователей к «запрещённой» информации. При этом блокируется доступ co всех IP-адресов пользователей к конкретным сайтам, указанным в Федеральном списке экстремистских материалов и Едином реестре доменных имен и сайтов с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Однако сама информация, или сайт, доступ к которому ограничен, не блокируется и не удаляется.

В сети Интернет существуют так называемые «сайты-анонимайзеры» (www.anonymouse.org, www.hidemyass.com и др.) с их помощью сам пользователь сети Интернет может изменить свой IP-адрес случайным образом. Используя изменённый IP-адрес пользователь перестаёт быть связанным каким-либо ограничениями своего «провайдера» (то есть организации, предоставившей ему доступ в Интернет). Следовательно, пользователь с таким изменённым адресом может получить доступ к любой информации на любом, находящемся в сети Интернет сайте.

Таким образом, любой пользователь, с помощью «сайта-анонимайзера» может преодолеть защитные или запретительные меры, предпринимаемые всевозможными органами государственной власти и организациями. Простейшая для пользователя методика преодоления разного рода запретов и «цензуры» демонстрирует бессмысленность и неэффективность предпринимаемых мер. Кроме того, ни один закон не ограничивает и не запрещает пользователю получать доступ к сайтам с «запрещённой» информацией. Тезис, обозначенный выше, доказан – реально доступ к информации ничем не ограничен. Законы в области ограничения доступа к информации, размещённой в сети Интернет, лежат вне права, так как реально не влияют и не могут повлиять на взаимоотношения между распространителем информации и конечным её потребителем. Разве что немного усложняют доступ к некоторой информации, так как приходится изыскивать новые способы доступа к ней. Кроме того, информация на многих сайтах, особенно в «социальных сетях» (Facebook****, Вконтакте и т.п.) не проходит предварительного контроля при размещении – «премодерации», а значит, может быть удалена администраторами таких сайтов только в порядке реагирования на запросы органв государственной власти, при этом, сам факт размещения и нахождения такой информации в открытом доступе хотя бы несколько часов уже предполагает, что некоторые пользователи получили доступ к этой информации, сохранили её на своих материальных носителях, и могут впоследствии распространить эту информацию любым другим способом.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день в России нет сколько-нибудь эффективной цензуры в сети Интернет. Но, с недавних пор, появилось много законных предпосылок для принятия государством репрессивных мер к распространителям информации, доступ к которой должен быть запрещён в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Маркин Михаил Николаевич
* * * * Instagram/Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы