Имеет ли право ГЖИ давать предписания управляющим компаниям
После осуществления перехода на новый тип оплаты услуг ЖКХ и гражданам РФ стали предоставлять субсидии на оплату жилья, наше государство задумалось о сохранности жилищного фонда и общего имущества собственников жилья. Поэтому было издано положение о государственной жилищной инспекции - Постановление РФ «О государственной жилищной инспекции в РФ» от 26.09.94 № 1086.
В каждом крупном городе создана своя городская жилищная инспекция, а в области, соответственно, областная жилищная инспекция, в республик - Республиканская.
Круг полномочий органов государственной жилищной инспекции закреплен в Положении о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ 26.09.1994 № 1086. В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Согласно пунктам 2 и 3 Положения система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации. Главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации в своей деятельности руководствуются, наряду с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, также настоящим Положением. В соответствии с пунктом 6 Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции. Учитывая, что органы государственной жилищной инспекции в субъектах Российской Федерации входят в единую систему органов государственной жилищной инспекции и должны в своей деятельности руководствоваться Положением о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, у суда не было оснований считать, что возложение на государственную жилищную инспекцию Амурской области полномочий, не предусмотренных названным Положением, соответствует федеральному законодательству.
Положением РФ установлено, что главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Из п. 6 указанного Положения РФ следует, что органы государственной жилищной инспекции имеют давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Как следует из приведенного выше, органы инспекции не наделены правом дачи предписаний управляющим организациям и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений договорных обязательств. В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
В п. 4 ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ закреплен принцип защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), согласно которому проведение проверок осуществляется в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
Статьей 17 ФЗ № 294-ФЗ устанавливается обязанность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть, ГЖИ имеет право выдавать предписания, но при этом оно не должно выходить за рамки своих полномочий. Выдача предписания ГЖИ в адрес УК будет являться превышением полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
Отсутствие полномочий у органа жилищной инспекции на выдачу предписаний УК подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 30.03.2011 59-Г 11-2, согласно которой законодательством Российской Федерации не предусмотрены полномочия органов государственной жилищной инспекции по выдаче предписаний управляющим организациям и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений и договорных обязательств.
Таким образом, выдача ГЖИ предписания УК при непосредственном управлении многоквартирным домом, будет нарушать ФЗ № 294-ФЗ, и Положение о ГЖИ РФ, и будет являться превышением ГЖИ своих полномочий.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: