Чикильдина Анна Юрьевна
Чикильдина А.Ю. Подписчиков: 4

Перспективы внедрения примирительных процедур при разрешении земельных споров

52 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Земля как важнейший природный ресурс всегда остается одним из наиболее ценных объектов гражданского оборота, кроме того, это объект с особым правовым статусом. Динамично развивающееся и зачастую противоречивое законодательство в данной сфере вызывает множество споров, связанных как с оборотом земель, так и с различными вопросами административного характера. Земельные споры – это конфликты, основанием для которых служит появление разногласий между субъектами земельных правоотношений в связи с возникновением либо прекращением прав на землю, а также в совершении конкретных действий (нарушения земельных сервитутов и правил добрососедства, неисполнение обязательств, связанных с совершением сделок с землей и т.д.). Земельные споры возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

Одной из тенденций современного земельного права является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации, поскольку они являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Закрепление рассмотрения земельных споров в судебном порядке наметилось со времени принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства.

Количество земельных споров варьирует в различных субъектах РФ, но постоянно растет, судебная практика не отличается единообразием. Ее обзоры и обобщения по рассмотрению земельных споров в основном касаются административно-правовых вопросов или собственно гражданско-правовых вопросов, тогда как споры по поводу сделок с землей чаще всего носят специфический характер.

В Российской Федерации земельные споры в основном рассматриваются в судебном порядке; до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Специалисты в области земельно-правовых отношений справедливо отмечают, что, несмотря на то, что ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая рассмотрение земельных споров, не содержит условия обязательности досудебного порядка рассмотрения, все же при их урегулировании целесообразно сначала использовать все механизмы, предусмотренные действующими законодательными и нормативными актами о земле, исключающими судебные процедуры, и лишь в случае их неэффективного воздействия — обращаться в суд.

На наш взгляд, перспективным направлением в сфере досудебного разрешения земельного конфликта может служить процедура медиации. В последнее время примирительные процедуры, в том числе медиация, получили широкое распространение во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. С принятием Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» разрешение споров путем медиации может составить достойную альтернативу длительному и затратному судебному разбирательству, особенно полезна эта процедура была бы в сфере земельных отношений. Положения данного закона вступили в законную силу 1 января 2011 года, и не распространяются только на трудовые споры.

По статистическим данным на сегодняшний момент в России примирением сторон заканчивается всего 3% судебных дел, в тоже время половина судебных дел в Европе заканчиваются примирением еще на досудебной стадии. Данные приведенные экспертами позволяют сделать вывод о том, что в случае правильного проведения примирительных процедур в несколько раз повышается эффективность земельного законодательства, а судебная система будет значительно разгружена от земельных дел, которые можно будет разрешить при помощи независимого посредника (медиатора). Какие особенности применения медиации возникают при разрешении земельных споров? Какими знаниями в этом случае должен обладать медиатор? Ответы на эти вопросы необходимо получить задолго до начала проведения подобных процедур в отношении земельных споров. Согласно сложившимся в России теоретическим подходам медиация представляет собой «альтернативный судебному способ разрешения споров при участии специально обученного нейтрального посредника (медиатора), содействующего сторонам, вовлеченным в спор, в выработке взаимоприемлемого и взаимоудовлетворяющего решения, отражающего интересы всех сторон спора». Медиацию могут осуществлять как независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, то есть юридические лица, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий (это обязательно отражается в учредительных документах организации). До начала проведения процедуры стороны оформляют соответствующее соглашение, а в случае успеха она заканчивается заключением медиативного соглашения. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Согласно ст.16 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако такой порядок на данный момент не утвержден, аттестация медиаторов пока проводится Центром медиации и права на добровольной основе. Хотелось бы высказать некоторое пожелание в связи с этим, на наш взгляд, необходима дополнительная специализация в различных отраслях права, так можно обеспечить необходимый уровень знаний медиатора при разрешении различных видов правовых споров. Например, при разрешении земельных споров медиатору будут нужны знания не только в сфере психологии, юриспруденции, экономике, бухгалтерии, но и в некоторых специальных сферах землеустройства и земельного, гражданского, экологического, градостроительного право. И обеспечить на первых началах профессионалов для этой сферы можно будет за счет успешных специалистов-психологов, юристов, магистров частного права и т.д.

Применение медиации при разрешении земельных споров в России это, несомненно, перспективное направление развития законодательства и правовых отношений, однако оно может встретить ряд трудностей. С одной стороны, обучение медиаторов – весьма дорогостоящий процесс, в котором государство пока не проявило себя как заинтересованная сторона, и фактически отсутствуют стандарты образования медиаторов, хотя в других странах это не является препятствием для развития медиации. С другой стороны, пока не сформировано отношение доверия к этой процедуре органов власти, трудно себе представить Комитет земельных ресурсов города N, который инициирует заключение медиативного соглашения с гражданином или юридическим лицо по поводу спора о выкупе земельного участка или другого земельного спора. К сожалению, юридическая практика развивается по пути скорейшего доведения дела до судебного разбирательства и урегулирования споров через органы правопорядка. Таким образом, пропаганда мирного урегулирования земельных споров пока ложится на плечи самих медиаторов, которых пока в России практически нет.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Чикильдина Анна Юрьевна
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы