Потребитель, кто он?
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем (всегда физическое лицо) и организацией (или индивидуальным предпринимателем), реализующей товары, либо предоставляющей услуги.
Это означает, что потребителем может быть только гражданин, имеющий намерение приобрести или уже приобретший товар, работу или услугу у соответствующего лица. Обязательным условием признания законодательством гражданина потребителем является приобретение благ исключительно для личного, семейного, домашнего, иного пользования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности и извлечением прибыли.
Потребителем может быть признано не только лицо, приобретающее товар, но и использующее его, за исключением некоторых специфичных случаев (билет РЖД).
В соответствии с ЗРФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на:
-Защиту своих прав.
-Надлежащее качество товаров (работ, услуг).
-Безопасность товаров (работ, услуг).
-Информацию о товарах, работах, услугах.
-Возмещения вреда (убытков), причиненных ненадлежащего качества товарами, работами услугами.
-Обращение в суд.
Нарушение прав потребителей можно условно классифицировать следующим образом:
-Обнаружение в товаре недостатков.
-Обнаружение недостатков в работе (услуге).
-Нарушение срока выполнения работ (оказания услуг), поставки товара.
На практике есть три варианта восстановления нарушенных прав.
1. Переговоры с продавцом или исполнителем.
2. Претензионный порядок.
3. Судебный порядок.
Последний вариант наиболее эффективен, потому что законодательством предусмотрены:
1. Компенсация морального вреда.
2. Потребительская неустойка.
3. Плата за пользование чужими денежными средствами.
4. Компенсация представительских расходов.
Взыскать с организации указанные компенсации может только суд, поэтому даже при обращении за защитой прав потребителей к юристу заказчик остается в хорошем плюсе.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: