Все-таки оперативное управление

3 дочитывания
0 комментариев

Все-таки оперативное управление

Наличие в российской правовой системе двух практически схожих вещных прав – права хозяйственного ведения и права оперативного управления – давно вызывали нарекания у юристов.

Обусловленные исторической необходимостью в переходный период от тотальной государственной собственности к рыночным отношениям, как следствие возникновению частной собственности, наличие права хозяйственного ведения и права оперативного управления позволило государству сохранить относительную стабильность и контроль за государственным имуществом в переходный период. И в настоящее время остается необходимость государственного участия в некоторых секторах экономической жизни страны, таких как здравоохранение, образование, оборона и т.д.

Как следует из Проекта изменений гражданского законодательства предлагается более корректная и четко выстроенная позиция взаимоотношений публично-правовых образований - Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований - и созданных ими юридических лиц.

Как указано в Концепции развития гражданского законодательства: «Право оперативного управления следует определить как право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в пределах, установленных законодательством, а также в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Объем ограничений права оперативного управления может зависеть от категории субъекта данного права и от вида объекта, на который данное право распространяется.

Право оперативного управления может быть дифференцировано на виды в зависимости от того, насколько ограничено входящее в его состав правомочие распоряжения. Что касается владения и пользования, то они должны быть одинаковыми во всех разновидностях права оперативного управления».

Законодатель учел пожелания авторов Концепции и в Проекте изменений гражданского кодекса в перечне ограниченных вещных прав право хозяйственного ведения отсутствует, а праву оперативного управления посвящен раздел 20.7.

Если сравнить действующие положения, касающиеся права хозяйственного ведения и права оперативного управления, с предложенными в Проекте положениями, касающимся права оперативного управления, можно сделать вывод, что никаких революционных изменений законодатель не предлагает.

Четко разграничены по принципу коммерческих и некоммерческих организации государственные предприятия и учреждения. Казенные предприятия, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия отнесены к коммерческим предприятиям. К некоммерческим унитарным отнесены – религиозные, автономные некоммерческие организации, публично-правовые компании, учреждения и фонды.

Определение права оперативного управления, данное в Проекте (ст.306), практически в полном объеме соответствует действующему определению права. Изменен субъктный состав права оперативного управления. В Проекте право оперативного управления изложено в следующей редакции: "Государственные или муниципальные предприятия, а также учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества". Из действующей законодательстве (ст.296 ГК РФ) к субъектам права оперативного управления отнесены только учреждения и казенные предприятия.

Пределы владения, пользования и распоряжения имуществом установлены законом.

Специальное законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных предприятий и учреждений весьма разнообразно. Можно только обозначить основные федеральные законы: "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях","Об автономных учреждениях" ,"О некоммерческих организациях". А также упомянуть другие законы:"Об общественных объединениях","О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций","О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"и т.д. Можно обозначить и некоторые нормативные акты, как, например, Приказ Минобрнауки РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 72/58 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений", Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 2 ноября 2009 г. N 138/300 "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации" и многие другие.

Права собственника, прописанные в ст.306.1 ГК РФ Проекта, практически полностью соответствуют правам собственника имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, изложенным в действующей ст. 295 ГК РФ. Законодатель исключил полномочия собственника по назначению руководителя и дополнил возможностью осуществления иных полномочий в случаях, предусмотренных законом или уставом предприятия или учреждения.

Если в действующем законодательстве право на получение части прибыли принадлежало собственнику от использования имущества, переданного на праве хозяйственного ведения (ст.295 ГК РФ), то сейчас такое право возникает у собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление предприятиям, за исключением казенных.

Ограничение в отношении имущества предприятий, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, касающиеся продажи недвижимого имущества, сдачу его в аренду, передачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, иное распоряжение, сохранились в отношении имущества предприятий и учреждений, находящегося на праве оперативного управления. Все вышеперечисленные сделки, как и раньше, возможны только с согласия собственника в отношении имущества, переданного на праве оперативного управления.

Остальным движимым имуществом за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами предприятие, не являющееся казенным, вправе самостоятельно распоряжаться.

Нужно отметить, что в отношении казенных предприятий и учреждений, а также автономных учреждений, законодатель сохранил ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

Как и сейчас, казенное предприятие или учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества.

Порядок распределения доходов казенного предприятия и учреждения, также как и сейчас, определяется собственником его имущества.

Право изъятия имущества у казенного предприятия и учреждения у собственника осталось, но оно существенно дополнено. В частности, собственник обязан предоставить срок предприятию или учреждению для устранения недостатков и изъять имущество только, если эти недостатки не были своевременно устранены.

Что касается автономных учреждений, то правомочия в отношении имущества у таких учреждений остались прежними - автономное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, относящимся к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет выделенных собственником средств.

В отношении остального имущества, которым автономное учреждение распоряжается самостоятельно, как и сейчас, законодатель дополнил - в том числе имуществом, приобретенным за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо полученным в качестве пожертвования от граждан или юридических лиц.

Из Проекта исключены, действующие сейчас положения о праве автономного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В Проекте нет упоминания о частных и бюджетных учреждениях, как это имеет место в действующем законодательстве. Что позволяет сделать вывод о том, что в соответствующие федеральные законы будут внесены изменения.

Обращает на себя внимание введенная законодателем в ст.306.1 ГК РФ Проекта новелла в виде п.4 статьи. В Проекте указано, что собственник имущества не может использовать те же способы защиты вещных прав, если их использует предприятие или учреждение. Думается, что такие положения направлены на стимулирование более эффективного управления и контроля со стороны собственника-государства.

Скорректированы положения, касающиеся приобретения права оперативного управления. В действующем законодательстве право оперативного управления и право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества. Такая некорректная формулировка порождала массу вопросов в том числе в отношении недвижимого имущества. Разъяснения были даны в Постановлении Пленума ВАС РФ № 22 и ВС РФ № 10 от 29.04.2010 г«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности». В частности, было указано, что "в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации".

Правоприменительная практика была учтена законодателем и в Проекте уточнены формулировки момента возникновения права. Для движимого имущества – с момента передачи имущества, для недвижимого – с момента регистрации.

Прекращение права оперативного управления и сохранение права при переходе права собственности, изложенные в Проекте, не претерпели больших изменений. Также как не претерпели изменений положения, касающиеся прав предприятия или учреждения на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также приобретенное по договорам или иным основаниям.

Подводя итого, можно сказать, что законодателем предложена более корректная и выверенная конструкция вещного права, касающегося владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.

Адвокат Штадлер И.Н., г. Санкт-Петербург.

Подписаться
Донаты ₽
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы