Порядок и сроки возврата обеспечения контракта
Для участия в государственных тендерах и при заключении договоров на поставку различных товаров и услуг подрядчики предоставляют госзаказчикам обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта. Оно необходимо госзаказчику как залог выполнения подрядчиком взятых на себя обязательств. В этой статье мы рассмотрим порядок и сроки возврата финансовой гарантии в форме залога денежных средств добросовестному Исполнителю.
Госзаказчик должен быть уверен, что в случае невыполнения договорных обязательств, поставщик или подрядчик автоматически компенсируют все убытки за счёт представленных по договору финансовых гарантий.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) предусматривает право заказчика определить условия обеспечения исполнения контракта. Но в ситуации, когда цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30 %, заказчик обязан их установить.
При этом участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 № Д 28-84).
Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 94-ФЗ) предусматривает обеспечение двух видов обязательств: обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе путём внесения денежных средств в размере, установленном соответственно конкурсной документацией либо документацией об аукционе (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ); обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии либо страхования ответственности по контракту, либо поручительства, либо передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12, ч. 37 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
Если заказчиком или уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, такой контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт соответствующего обеспечения.
Правила об обеспечении исполнения контакта не применяются в случаях, когда участником закупки является государственное или муниципальное казённое учреждение (ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).
Денежные средства, которые поступили от участника размещения заказа, победителя торгов в счёт обеспечения исполнения государственного контракта, считаются временно поступившими в распоряжение заказчика и зачисляются на лицевой счёт последнего в таком качестве. Указанные денежные средства находятся в распоряжении заказчика на всё время исполнения госконтракта до полного исполнения обязательств.
Что значит для заказчика полное исполнение условий контракта? Это: поставка, оказание услуг, выполнение работ Исполнителем в натуре; подписание актов выполненных работ, счетов-фактур, накладных (ТТН, ТН) без замечаний, что подтверждает выполнение Заказчиком работ в полном объёме.
Кроме всего вышеизложенного, осуществление оплаты Заказчиком выполненных работ, оказанных услуг или поставленного товара Исполнителю.
Порядок возврата Законом № 94-ФЗ установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах (ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29, ч. 11 ст. 37 Закона № 94-ФЗ). В отношении возврата обеспечения исполнения государственного контракта установлен только размер и не оговорен порядок и сроки возврата финансовой гарантии.
Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта предусматриваются условиями государственного контракта. В контрактах, например, встречаются следующие формулировки: «12.2. Возврат обеспечения исполнения Контракта осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты последнего платёжного поручения по Контракту с отметкой банка о списании денежных средств со счёта Заказчика».
Однако Исполнители госконтрактов могут столкнуться с ситуацией, когда в государственный контракт не включены условия о возврате обеспечения исполнения контракта, а работы выполнены в полном объёме, все документы об исполнении контракта подписаны заказчиком.
Если все условия выполнены, финансовое обеспечение Исполнителю обязаны вернуть. Для этого Исполнителю нужно написать заявление о возврате обеспечения исполнения контракта. На основании данного заявления Заказчик оформит поручение о возврате денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта. Заявление должно содержать перечень необходимых реквизитов исполнителя – юридического лица, по которым возвращаются денежные средства, а именно: наименование; сведения об организационно-правовой форме; местонахождение и почтовый адрес.
Для исполнителя – физического лица:
Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания исполнителя;
ИНН, КПП; банковские реквизиты счёта, на который производится перечисление средств; сумму, подлежащую возврату.
Типового, утверждённого образца нет. Заявление составляется в произвольной форме, желательно на фирменном бланке компании-исполнителя, главное, чтобы оно содержало основные реквизиты.
Образец заявления:
(наименование Заказчика)
(наименование или Ф.И.О. Исполнителя) адрес местонахождения (жительства): телефон: , факс: , эл. адрес:
Заявление о возврате обеспечения исполнения контракта (государственного контракта, договора) №___ от «___»20__г.
Между Заказчиком (наименование) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт) и Исполнителем (наименование, Ф.И.О.) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт от имени Исполнителя) был заключён контракт № от «___» 20___г. Условия контракта выполнены в полном объёме, что подтверждается актом выполненных работ, счётом-фактурой, ТТН, ТН и др., оплатой выполненных работ (№ платёжного поручения, дата). В качестве обеспечения контракта Заказчику была перечислена сумма в размере (сумма прописью) рублей ___ коп. Поскольку обязательства по контракту Исполнителем выполнены в полном объёме, со стороны Заказчика претензий к качеству (количеству) выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) не имеется, прошу возвратить сумму обеспечения контракта в размере (сумма прописью) рублей ___ коп. Указанную сумму прошу перечислить по следующим реквизитам: расчётный/счёт в БАНКЕ (наименование банка) корреспондентский/счёт
ИНН
КПП
ОГРН
Адрес местонахождения Исполнителя
Исполнитель (подпись руководителя, дата)
Печать
На основании заявления исполнителя заказчик составляет поручение, которое подписывает Администратор закупок и начальник структурного подразделения администратора (тот, кто осуществлял закупки) и направляет его в Финансовое управление заказчика.
Форма типового поручения также не установлена. Обычно заказчик сам разрабатывает и утверждает содержание и форму такого поручения, но с обязательным содержанием основных реквизитов. Поручение должно содержать перечень необходимых сведений об исполнителе, которому возвращаются денежные средства, а именно: наименование; информацию об организационно-правовой форме; местонахождение и почтовый адрес участника размещения заказа или исполнителя (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания участника размещения заказа или исполнителя – физического лица);
ИНН, КПП; банковские реквизиты счёта, на который производится перечисление средств; сумму, подлежащую возврату, и реквизиты документа, на основании которого производится возврат денежных средств.
Образец Поручения:
(наименование Финансового управления Заказчика)
(наименование или Ф.И.О. должностного лица Заказчика, администратора закупок)
Поручение.
В связи с выполнением работ (оказанием услуг, поставкой) по государственному контракту (договору) № от «___» 20__г., и подписанием актов выполненных работ (актов оказанных услуг, счетов-фактур, ТТН, ТН), прошу возвратить Исполнителю (наименование и адрес Исполнителя, ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты) сумму, уплаченную последним, в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, заключённого по результатам конкурса (аукциона, ОАЭФ, запроса котировок и др.) № от «»20__г., и перечисленную на лицевой счёт Заказчика платёжными поручениями №___ от «___»20__г. в полном объёме в размере (сумма прописью) рублей ___коп.
Приложение:
Копия государственного контракта в 1 экз., листов;
Копия акта выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура) в 1 экз., листов;
Копия платёжного поручения (от Исполнителя) №__ от «___»20__г. в 1 экз., листов.
Подпись должностного лица
Кроме того, к поручению прикладываются документы, подтверждающие исполнение контракта в полном объёме, которые являются основанием возврата денежных средств, перечисленных исполнителем в качестве обеспечения исполнения госконтракта. Как правило, к Поручению прикладываются копия государственного контракта, копия актов выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура), копия платёжного поручения, которым были перечислены денежные средства в счёт обеспечения исполнения обязательств победителем торгов.
При приёмке Поручения работник Финансового управления, принявший Поручение, проставляет дату приёмки на его копии с указанием даты и времени поступления документа.
Перечисление денежных средств на счёт Исполнителя в качестве возврата обеспечения государственного контракта по Поручению должно быть исполнено Финансовым управлением в течение трёх рабочих дней (п. 4.13 Приказа Казначейства РФ от 16.06.2010 № 145 «Об организации взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, участвующих в осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»). Однако указанный срок может затянуться для проверки сведений об основаниях возврата денежных средств. В том случае, если по указанному поручению будет принято положительное решение, срок может быть соблюдён.
В среднем с момента подачи заявления о возврате обеспечения исполнения обязательства по государственному контракту Исполнителю проходит около десяти-пятнадцати дней до момента возврата.
Специальная административная ответственность за несоблюдение сроков возврата обеспечения исполнения контракта не установлена. «Недобросовестного» заказчика можно привлечь к ответственности только в рамках гражданского законодательства.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днём истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Если в контракте не установлено иное, то размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
C 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон, регулирующий порядок осуществления закупок государственными и муниципальными учреждениями: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ). Закон № 94-ФЗ прекращает своё действие со вступления в силу Закона № 44-ФЗ.
Новый закон более конкретно регулирует правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок. Его положения основаны на практике применения старого закона о закупках (94-ФЗ), а также сложившейся судебной практики в этой сфере.
В новом законе предусмотрена обязанность Заказчика включать требование об обеспечении исполнения всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), за исключением контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, Заказчик вправе установить требования об обеспечении исполнения контракта, но не обязан этого делать.
Из способов обеспечения исполнения контракта остались только два, на выбор заказчика:
Банковская гарантия. Причём срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц (ч. 3 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
Залог – внесение денежных средств на счёт заказчика.
Кроме того, Законом № 44-ФЗ конкретизированы размеры обеспечения исполнения контрактов:
5 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
10 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.
В случае выплаты по условиям контракта аванса, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В таком случае обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Законом о федеральной контрактной системе предусмотрена возможность уменьшения финансового обеспечения и изменения способа обеспечения обязательств в процессе исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Если порядок и сроки возврата не были урегулированы в старом законе о закупках, и в основном возникающие спорные ситуации решались в судебном порядке, то новый закон о контрактной системе устанавливает как обязанность включение в контракт положений о сроках и порядке возврата финансовых гарантий Исполнителю (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суды рекомендуют руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ при решении вопросов о сроках и порядке возврата обеспечения исполнения контракта, регулирующих соответствующий вид обеспечения исполнения обязательств (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 № 15 АП-13959/2012 по делу № А 53-18257/2012, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу № А 43-9812/2010 и др.).
Таким образом, со вступлением в силу нового закона о контрактной системе, многие проблемы, возникающие в настоящее время в процессе осуществления закупок на основании норм Закона № 94-ФЗ, будут регламентироваться на законодательном уровне.
Статья опубликована на "Бухдей"
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: